На каждом из девяти этажей вместо мусоропровода жильцы организовали кладовки: огородили их крепкими дверями, провели свет. Фото: Сергей Лазовский.

Специалисты в сфере ЖКХ отмечают: эта проблема масштаба далеко не одного подъезда. Почти в каждой новостройке, заселяясь в квартиры, жильцы захватывают пустые ниши в межлестничном пространстве. Худой мир между соседями держится до поры, пока кого-то первого не возмутит такое положение вещей. В соседских войнах и тонкостях Жилищного кодекса разбирался корреспондент «Амурской правды».

Ничьи кладовки

Бытовой конфликт, каким кажется на первый взгляд разгоревшийся скандал, вышел далеко за пределы подъезда № 5 по улице Красноармейской, 82. Сейчас в нем разбираются управляющая компания, Государственная жилищная инспекция, суды, СМИ и уже даже жители едва ли не всего областного центра. Жильцов девятиэтажной новостройки рассорили кладовки.

— Когда мы въехали в новый дом, сразу обратили внимание, что в межэтажном пространстве, где по проекту был запроектирован, но так и не сделан мусоропровод, на всех этажах установлены разные металлические двери, отсекающие окна и радиаторы отопления от лестничного марша. Потом мы выяснили, что некоторые жильцы используют их как кладовки, — рассказывает жительница одной из квартир подъезда Светлана Кругляк.

Жалобы во все инстанции пишут не только Кругляки. На семью ополчился почти весь подъезд.

Она и ее муж Александр прослыли в доме главными скандалистами. «Им кладовки не досталось, вот они от зависти и строчат жалобы во все инстанции», — отзываются соседи.

— Двери всегда заперты, но выйдя из подъезда, можно увидеть в окнах этих помещений коробки, колеса, строительные материалы. Мы попытались узнать у старшей дома, где ключи от этих помещений, являющихся общедомовой собственностью. Она сказала, что не владеет информацией, — продолжает Светлана. — Кого бы мы ни спрашивали, чьи это кладовки, все говорили: «Не знаем».

Эпопея с жалобами

Первая жалоба от Кругляков о том, что неизвестные жильцы самовольно уменьшили площадь общего домового имущества, отправилась в управляющую компанию. Самовольно — потому что общего собрания собственников и решения о перепланировке подъездов не было.

— Поначалу управляющая компания составила акт осмотра о том, что в помещениях бывших мусорокамер на каждом этаже действительно стоят двери. В ответе на жалобу нам писали, что по техпаспорту, составленному в декабре 2015 года, эти помещения не оснащены запирающими устройствами, — рассказывает Кругляк. — «Управляйка» развесила объявления, что собственники, установившие двери, должны предоставить документы, подтверждающие правомерность установки, или самостоятельно провести работы по демонтажу.

Споры из‑за использования общедомового имущества вспыхивают почти в каждой городской новостройке. Фото: Сергей Лазовский.

Шло время, но снимать двери и освобождать кладовки никто не спешил.

— Со временем мы узнавали, кто именно из собственников пользуется этими помещениями, пытались с ними разговаривать. Например, выяснили, что у старшей подъезда две кладовые, у старшей дома есть кладовка, еще у нескольких соседей. Но каждый из тех, кто тайно использует ее, категорически против того, чтобы поделить с другими соседями, потому что каждый, по их словам, купил кладовую в момент сдачи дома! — возмущается Светлана.

— Я не скрою, что мы тоже хотели купить кладовку, — вступает в разговор Александр. — Нам даже звонили сотрудники компании-застройщика (телефонная запись разговора сохранилась) и предлагали за 45 тысяч рублей. Когда я узнал, что никаких документов не будет — только ключ, отказался.

Вторая жалоба направилась в Государственную жилищную инспекцию, еще одна — в Госпожнадзор, другая — в прокуратуру, следующая — губернатору. Семья жаловалась на бездействие «управляйки» и нарушение правил пожарной безопасности.

— Все ответы: «направить на рассмотрение в жилищную инспекцию». Жилинспекция обязала нашу управляющую компанию «Амур Сервис» привести документацию в порядок. Что сделала на этот раз «управляйка» — изготовила новый актуальный техпаспорта дома, где уже отражены установленные двери. Новый техпаспорт изготовили в марте прошлого года, — перечисляют супруги Кругляк.

В окнах можно увидеть, что бывшие мусорокамеры используются как кладовки: там хранятся стройматериалы, шины, коробки. Фото: Сергей Лазовский.

Александр и Светлана обратились в городской суд. Первый процесс они проиграли — тогда иск они направили против бездействия УК, ведь кто именно пользуется кладовками на тот момент, новоселы не знали. Суд, рассмотрев дело, решил, что установленные двери не уменьшили площадь общего имущества, к тому же по проекту дома в мусорокамерах есть дверной проем. Суд апелляционной инстанции вернул дело на повторное рассмотрение. К этому времени семья Кругляк вычислила всех, кто пользовался кладовками, и уже на новом процессе предъявили требования к конкретным людям. Суд встал на сторону истца и обязал ответчиков — всего 9 жителей подъезда — за свой счет демонтировать двери и освободить помещения мусоропровода. Решение в законную силу пока не вступило. Соседи подали апелляцию.

К слову, конструктивно поговорить со старшими дома и подъезда № 5 журналисту АП не удалось. Женщины отказались от комментариев, а старшая подъезда, имя которой есть в перечне обязанных освободить общую площадь ответчиков,  заявила, что не имеет кладовку. Однако в соседской войне, по словам супругов Кругляк, она принимает активное участие.

Яйца под дверь и жалобы в комиссию ПДН

Жалобы во все инстанции пишут не только Кругляки. На семью ополчилось полподъезда. Коллективные обращения соседи отправляли в жилинспекцию. За последний год инспекторы уже дважды проверили их квартиру на незаконную перепланировку. Нарушений не выявлено.

В конце февраля сначала в школу, где учится девятилетняя дочь возмутителей спокойствия, а затем и в семью наведалась комиссия по делам несовершеннолетних. Люди, чьи имена фигурируют в судебном решении об освобождении кладовок, сообщили, что супруги Кругляк не исполняют родительские обязанности по воспитанию ребенка. «Написали, что отец пьет, дебоширит и вообще чуть ли не педофил, — возмущена Светлана. — Инспекторы не нашли ничего, что говорило бы о том, что мы плохие родители, ни в школе, ни у нас дома. Сказали, что такое бывает часто, когда между соседями идут такие разборки».

На семью, начавшую спор из-за кладовок, ополчилось полподъезда: соседи выламывают почтовые ящики, забрасывают дверь яйцами.  Фото: Сергей Лазовский.

До жалоб в ход шли иные способы психологического воздействия. «Наш почтовый ящик сразу можно узнать, — проводит экскурсию по подъезду Александр Кругляк. — Сначала один ящик выломали, я занял другую ячейку — и ее выломали. В итоге управляющая компания выделила нам целую секцию ящиков».

Время от времени вместо корреспонденции Кругляки вынимают из ячейки мусор и «остроумные» подарки — бутылку водки или семейные трусы. Последние с намеком на случай, когда среди ночи мужчина выскочил из квартиры, потому что в дверь кто-то ударил кирпичом. «Нам под дверь и сырые яйца кидали, использованные иголки от шприцев, ребенку велосипед пачкали яйцами», — перечисляет Светлана.

— Я не скрою, что тоже иногда вел себя некорректно, нервы сдавали — всякое было. Нас натурально прессуют. Некоторые жильцы выяснили мое место работы, пытаются через это давить. Как вы думаете, это социальная тема или мне просто хочется кладовку? — обратился к редакции АП Александр Кругляк и, помолчав, устало добавил: — Мне уже ничего не хочется, я хочу справедливости.

МНЕНИЕ

Оксана Левицкая, юрисконсульт ООО УК «Амур Сервис»: 

—  Когда наша управляющая компания приняла этот дом, мы зафиксировали наличие дверей на помещениях мусорокамер. В техпаспорте, переданном в управляющую компанию, эти двери в схемах не указывались, однако в этих местах значились дверные проемы, предполагающие наличие дверей. Фактически мусоропровод в жилом доме отсутствует. Управляющая компания в процессе управления домом должна вести актуализацию технической документации по фактическим данным, в том числе техпаспорта. В кадастровое бюро был заказан новый технический паспорт мест общего пользования.  При изготовлении документа кадастровое бюро отразило эти двери. В результате обновления технической документации площадь мест общего пользования не изменилась. В новом техпаспорте мест общего пользования данные помещения были переименованы в кладовые, что соответствовало их фактическому использованию. По итогам проверки ГЖИ нарушений не выявлено.

В марте прошлого года Александр Кругляк подал иск к ООО УК «Амур Сервис» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований жилищного законодательства и требований пожарной безопасности, а также потребовал обязать управляющую компанию привести спорные помещения в соответствие с Правилами противопожарного режима в РФ путем демонтажа кладовок. Суд исковые требования не удовлетворил. Суд подтвердил, что двери, установленные на лестничных клетках со 2 по 9 этаж в пятом подъезде установлены без нарушения закона и управляющая компания не должна их демонтировать.

Сергей Молин, начальник Государственной жилищной инспекции Амурской области:

— Позиция инспекции в этом вопросе одна: согласно действующему законодательству, места общего пользования могут использоваться отдельным собственником только на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома. Такого собрания и решения на Красноармейской, 82 не было. Управляющая компании зря потратила на техпаспорт деньги. Двери в документах нарисовали, но кладовки — общее имущество всех собственников.

Если кто-то хочет занять общее имущество, то должен и платить за него. Ведь этот человек уменьшает площадь мест общего пользования. Здесь вопрос выходит в другую плоскость — оплата ОДН. Все соседи платят за содержание общего имущества своей доли, а кто-то использует общую площадь только в своих целях.

  Узаконить владение кладовками можно лишь одним способом — принять решение общим собранием дома. Если не будет мира и согласия   и собственники не договорятся  на уменьшение площади мест общего пользования, суды будут принимать решения очистить эти помещения. Ведь по закону, без решения общего собрания дома вы даже кондиционер на фасад самовольно не можете повесить.

«Я считаю, что надо придерживаться закона, — поделился мнением один из незаконных владельцев кладовки. — Мы заведомо знали, что такая ситуация может случиться. Я, если честно, хочу эту кандейку оставить себе, если получится договориться, найти товарища по площадке и пользоваться кладовкой вместе».

Имущество всех и ничье

Общее домовое имущество — парадокс Жилищного кодекса РФ, считают юристы. Ты владеешь общим имуществом в многоквартирном доме, а пользоваться им на свое усмотрение не можешь, только со 100-процентного согласия всех собственников. Потому и жалоб на самовольное распоряжение этим имуществом довольно много.

— Жалуются не только на кладовки. Как правило, споры возникают в новых домах — заезжают первые жильцы, начинают делать ремонты, захватывают часть подъезда, иногда им это разрешают прорабы или мастера застройщика. Когда люди начинают выяснять, на каком основании, вспыхивают конфликты, — говорит начальник государственной жилинспекции Сергей Молин.

В Благовещенском городском суде в год рассматривают около десятка подобных дел. Такой же спор, как на Красноармейской, 82, разгорелся в новостройке по Игнатьевскому шоссе в 2017 году.

— Пятеро жильцов перегородили в подъезде помещения мусоропровода дверями. В суд обратилась управляющая компания от имени собственников дома, чьи права были нарушены. Истец попросил привести все в надлежащий вид, по техпаспорту двери и перегородки не были предусмотрены. Суд признал незаконной установку металлических дверей и обязал ответчиков провести их демонтаж за свой счет, а также оплатить госпошлину в 6 тысяч рублей — чуть больше тысячи рублей с каждого, — привел пример из судебной практики пресс-секретарь городского суда Александр Воронин.

Фото: Сергей Лазовский

«Владельцы кладовок — жертвы мошенничества»

Владельцы квартир в доме на Красноармейской, заплатившие за кладовки, могут попытаться вернуть свои деньги, считает юрист Алексей Синяков, специализирующийся на жилищном законодательстве. «Ведь, по сути, в их отношении совершены мошеннические действия — им продали имущество, которым они и так уже владеют», — считает специалист.

— Нам действительно продали кладовки. Это могу подтвердить не только я — у нас весь дом об этом знает, всем звонили и предлагали, — рассказывает один из жильцов дома, попросивший не упоминать его имя. — Но меня сразу предупредили, что я покупаю не кандейку, а дверь с замком за 45 тысяч рублей.

Впрочем, даже это уточнение не меняет сути, говорит юрист. «На каком основании тогда человек пользуется огороженным общим имуществом? Если продали только дверь — забери ее и пользуйся ею дома. А так дверь стоит на общем имуществе и ограничивает пользование им другим собственникам. Значит, людей ввели в заблуждение», — считает Алексей Синяков. 

Возрастная категория материалов: 18+