• Супруги Тишенко уже выкопали картошку, собрали помидоры и огурцы.

Огурцы собрали, капусту срезали

— А поить их будут в течение дня? — переживает за своих животных хозяйка Тамара Тишенко, спешно записывая в блокнот адрес приютившего свинок хозяйства. — Мы их хорошо покормили, но попить им нужно будет налить обязательно.

Закрывая опустевший загон, семейная пара вспоминает, что они всегда мечтали о своем доме. И очень радовались, купив земельный участок в престижной Владимировке в июне 2013 года. Но не успели развернуть стройку, как элитный поселок неожиданно ушел под воду. «Здесь глубина была метр семьдесят. Но у мужа два метра рост, так что не страшно», — не теряет оптимизма Тамара, стоя посреди двора.

Через два года после ЧС Тишенко все‑таки достроили на участке небольшое здание, которое задумывалось как баня. Пока двухэтажный жилой дом еще не готов, новоиспеченные владимировцы вчетвером компактно умещаются в будущей бане.

Пик паводка в селе ждут сегодня-завтра: 30—31 июля. Но муж и жена признаются, что бояться им уже нечего, все ценное в безопасности: сыновей-двойняшек в выходные увезла бабушка в Бурейский район, скотина пристроена, небольшой огород почти пуст.

— Картошку вчера выкопали, помидоры и огурцы собрали, капусту срезали, — перечисляют супруги. — Как вода во двор зайдет, выдернем все остальное — и будь что будет!

Вместо машины — лодка

Как и многих других селян, семейную пару не пугает наводнение. Перенеся на второй этаж дома документы, мебель и технику, они намерены пережить разгул стихии здесь. Машину отгонят в город, одолжат у друзей лодку и вернутся на ней обратно.

4,5

миллиарда рублей необходимо на постройку дамбы от Усть-Ивановки до поста ГАИ. Это сооружение должно защитить Владимировку от паводков. По заказу администрации Благовещенского района проект дамбы был разработан, прошел экспертизу в Минстрое РФ и был утвержден на уровне области. Но сейчас в области нет нужной суммы, чтобы софинансировать ее строительство

Сейчас работники администрации обходят дома, предупреждая людей об опасности и предлагая эвакуироваться в ПВР, развернутые специально для них в Волкове и Грибском. Но селяне убеждены — те, кто уже тонул, сами знают, что делать. В первую очередь — спасать нажитое.

— В тот раз все неожиданно началось с грунтовых вод, поэтому сейчас мы освобождаем подвалы, поднимаем наверх банки с соленьями, продукты, хозинвентарь, — рассказала АП пенсионерка Татьяна Ворона. — Работы много, хватит на весь день и на ночь.

Перетаскивать мебель, личные вещи и эвакуировать скот населению помогают сотрудники МЧС. В очередь на помощников нуждающиеся жители записываются в местном клубе. Здесь теперь базируется оперативный штаб, который был развернут вчера утром. Для борьбы со стихией выделены 20 спасателей, два плавсредства, три автомобиля МЧС, пассажирский автобус, 2 полицейские машины. Сотрудники в форме ведут круглосуточное дежурство на территории села.

Время снимать мерки

Из-за солнцепека с трудом верится, что где‑то стеной идут дожди и скоро могут накрыть Владимировку одной бурлящей волной. При этом объездную дорогу из села до Усть-Ивановки уже затопило, Зея разлилась и продолжает прибывать. Под воду ушли земли сельхозназначения. Докуда уже добралась река — главный вопрос на селе. Местные жители по несколько раз за день подъезжают к разливу, чтобы увидеть изменения. Спасатели соорудили дамбы из мешков с песком вокруг Владимировки. Здесь, на объездной дороге, от заграждения до большой воды осталось не больше десяти метров.

— Будут выставлены три вешки для контроля подъема уровня воды, их сделают в тех местах, где в 2013 году вода начала наступать на село, — рассказал АП замначальника службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Амурской области Дмитрий Тутынин.

По словам специалистов, если масштаб трагедии достигнет уровня 2013 года, то никакие мешки с песком Владимировку не спасут. Но на данный момент эти рукотворные дамбы дают время, чтобы успеть провести все эвакуационные мероприятия и, по возможности, выйти сухими из воды, уверен глава Усть-Ивановского сельсовета Александр Лимайкин.

«Наводнение не пугает»

Некоторые владимировцы были уверены, что прецедент наподобие 2013 года с ними уже никогда не случится. Под воду тогда ушли почти все дома в селе. Многим людям предоставили новое жилье взамен старому, не подлежащему восстановлению. Семья Анны Игнатовой тоже получила дом в Чигирях и поначалу очень радовалась обстоятельствам. В новом жилище именно они принимали в гостях губернатора во время торжественного открытия домов для подтопленцев. Но не прошло и года после новоселья, как Игнатовы вернулись в свой старый дом во Владимировке, треснувший от деформаций.

6,80

метров составлял  уровень Зеи в районе Владимировки на 18 часов 29 июля, за день вода поднялась на 22 сантиметра

— Нам не понравилось в Чигирях: вода из‑под крана шла плохая, и там у нас воровали все, что плохо лежит, — разводит руками Аня. — А здесь можно гараж оставить открытым на ночь — и никто ничего не возьмет. Тут люди уважают друг друга.

Вынесет ли отремонтированный дом затопление во второй раз, Игнатовы не знают. Стараются не верить в плохие прогнозы, но рабочий инструмент уже отнесли на крышу. На очереди бытовая техника, мебель и ценные вещи.

— А мы с мужем сегодня первый день во Владимировке! Переехали из Зеи, нам все очень нравится и наводнение не пугает, — встретилась журналисту АП цветущая от счастья Анастасия Старичихина. — Родственники сообщают, что в Зейском районе уровень рек и притоков упал, значит, и здесь скоро все закончится.

«Кто‑то валерьянку пьет, а кто‑то шутит»

— А смысл сейчас все копать: во‑первых, сгниет, а, во‑вторых, где хранить? В прошлое наводнение только и успела перец собрать, а толку! Он все равно в доме утонул!

— Не, у меня баклажанчики как раз пошли, я все рву. Огурцы все засолила, лишь бы не пропали!

Слышатся обрывки житейских разговоров у сельского магазина. На прилавках теснятся в ассортименте товары, пожилая покупательница вдумчиво изучает информацию на пачках с приправами. Никакой паники и ажиотажа.

— Каждый переживает беду по‑своему: кто‑то валерьянку пьет, а кто‑то шутит без конца, это как защитная реакция, — говорит продавец местного магазина Виктория Князева. — Открытых упаднических настроений нет, люди надеются на лучшее, но готовятся к худшему.

Возрастная категория материалов: 18+