Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

После того как замешанный на сухарях напиток настоится в течение суток, прямо с осадком его перекачивают по трубам в другую емкость, из которой квас идет по «полторашкам» и «пол-литровкам». Разливают продукцию до сих пор вручную.

Жара — двигатель спроса

Несмотря на температуру на улице, в цехе всегда жарко: на линии розлива за +30, а наверху, где в больших емкостях бродят сухари, все 40 градусов. Таких условий требует технология производства: чем жарче, тем быстрее «дойдет» продукт.

— Я не знаю на Дальнем Востоке ни одного производителя именно хлебного кваса. Все работают на квасном сусле, а мы единственные — на хлебном сухаре. Это очень трудоемкое производство, но зато наш продукт полностью натуральный. У вас бабушка в детстве делала квас из хлеба? — спрашивает нас заместитель гендиректора ООО «Леодр» и директор благовещенского филиала компании Сергей Глоба. Получив утвердительный ответ, поясняет: — Это то же самое, только в больших объемах. Мы используем два вида сухаря: ржано-пшеничные и пшеничные.

1

миллион литров кваса произвел «Леодр» за 2018 год

Ингредиенты, из которых сделан этот квас, можно сосчитать по пальцам одной руки: вода, сухари, сахар, изюм, дрожжи. Нам с фотокорреспондентом показывают емкости, где замешанное сырье бродит сутки. «Сколько здесь сухарей, не могу сказать — это коммерческая тайна», — говорит руководитель.

Предприятие самостоятельно готовит сухари для кваса — на пекарне в Тынде. Производство «Хлебного» было запущено в столице БАМа 10 лет назад. ООО «Леодр», которое выпускало хлебобулочные изделия, решило попробовать организовать побочный бизнес. «Наш технолог Зиля Газизовна Губайдуллина в советское время работала на хлебозаводе и вспомнила, что когда‑то там делали квас, подсказала. Я заинтересовался, генеральный директор и нынешний учредитель Олег Юрьевич Зимин поддержал. Работаем мы в соответствии с ГОСТом. Эксперименты начали зимой, на них ушло полгода — пытались понять, что за продукт, как хранить. Первые два года выпускали квас только в летнее время и на розлив: в термокегах — зеленые бочонки на 25 литров».

Оборудование в цехе российское — из Ижевска и Барнаула.

Вслед за тындинцами натуральность продукта оценили и благовещенцы. Рынок сбыта и спрос росли, поэтому в марте 2015 года заработал филиал в Благовещенске: транспортировать «живую» продукцию из северной столицы проблематично и дорого. Для цеха арендовали площади бывшего мебельного комбината.

— За это время объемы продукции уже выросли в три раза. Квасной сезон длится обычно с мая по сентябрь. И запросы растут. Прошлый год был удачным — летняя жара неожиданно пришла уже в апреле. У нас один критерий — погода! Честно говоря, я даже не могу вспомнить какой‑то рекордный день: все лето — сплошной день сурка, — смеется Сергей Глоба. — Чем жарче на улице, тем выше показатели производства. В дни, когда зашкаливает температура, кваса не хватает.

«Пробуем квас каждый день»

В жаркий период предприятие набирает дополнительный персонал на сезонную работу. Бригада разрастается до 9—12 человек, в том числе на производстве летом трудится вдвое больше квасников. Зимой хватает одного. Работа у них самая ответственная. Ошибка — и более 5 тонн продукта пропадет.

250

тонн кваса произвела компания в июне, это на 30 процентов больше, чем в первый месяц лета 2018 года. В июле из-за дождей спрос на самый популярный прохладительный напиток немного упал, однако объемы продаж все равно больше прошлогодних — в среднем ежегодно они растут примерно на треть

— Сначала наливаем воду, добавляем сахар, дрожжи, потом закваску из сухарей, а затем сухари — черный, белый. Бродит около суток. Пробуем квас каждый день, на разных этапах, — описывает процесс квасник Алексей Самойличенко. 21‑летний парень учится в техникуме на электрика, уже год работает с напитком.

Случаи, когда в канализацию сливали весь объем сырья, уже были: даже отключение на несколько часов электричества может привести к печальным последствиям. Живой, подготовленный к розливу напиток не сохранить.

Новая линия ускорила работу

Максимальный суточный объем, который может выдать цех, — 5 тонн 600 литров продукции. Однако из‑за специфики рецептуры на производстве до сих пор много ручного труда. Этой весной запустили новую линию розлива — автоматическую. Но в сами бутылки квас все равно приходится заливать самим рабочим.

До ввода новой линии на розлив 5 тонн 600 литров кваса уходило 12 часов — рабочие начинали с 8 утра и заканчивали в 8 вечера. Сейчас справляются к 17—18 часам.

— Наш квас нефильтрованный, с содержанием осадка — с мелкой фракцией хлеба. Поэтому автоматизировать сам процесс розлива в пэт-тару не можем: никакое существующее на рынке оборудование нам не подходит. Осадок забьет все соединения, форсунки. Если же отфильтровать — тогда это будет другой квас. После розлива наш напиток еще «доходит» в бутылках: дображивает, приобретает вкус и крепость. На сегодня смогли автоматизировать укупорку, нанесение этикетки и даты, упаковку. Раньше даже каждый колпачок бутылки рабочие закручивали вручную, этикетка наклеивалась по одной. Сейчас стало намного проще, — объясняет Сергей Владимирович.

Сергей Глоба:

 

 

«Технология изготовления нашего кваса основана на принципе «как бабушка учила» и соответствует ГОСТу».

Хранится тындинский квас до 30 суток при определенной температуре — от 0 до +6 градусов. Охлаждением замедляют процесс брожения, но это не значит, что он останавливается. «У нас нет консервантов, мы не используем «химию». Поэтому на протяжении всего этого времени вкус кваса меняется — становится кислее, сахар «съедается», увеличивается объем углекислого газа. Мы же не газируем наш квас. Он становится газированным естественным способом», — добавляет замгендиректора.

В процессе брожения сахар «съедается» и напиток становится кислее. Но градусов у «Хлебного» не больше, чем в кефире — максимум 1,2 процента.

Цена на квас тындинской компании выше, чем у конкурентов. Но, как объясняют на предприятии, это не погоня за сверхприбылью: себестоимость продукции выходит приличная. «По составу сырье натуральное и дорогостоящее, плюс как мы ни стараемся уйти от ручного труда, не можем, — резюмирует Сергей Глоба. — Тяжелые и условия труда в цехе: чем выше температура, тем благоприятнее для самого производства кваса».

Все дело в сухарях

Как утверждают представители компании, вкус тындинского и благовещенского бодрящего напитка одинаковый. Он зависит от сухарей. «Для производства кваса пекарня в Тынде печет нам хлеб по определенной рецептуре и затем высушивает. То есть мы не делаем продукцию из каких‑то отходов, — уточняет Сергей Владимирович. — Сухари должны быть еще и правильно поджарены — тонкостей много. Нельзя пережарить — горечь придаст, если недожарить, отразится на цвете».

Цвет напитка — янтарный, зависит от прожарки сухарей.

Однако из‑за возросшего спроса мощностей собственной пекарни уже не хватает. Производитель вышел на благовещенских хлебопеков и попросил изготовить сухарь. Эксперимент компанию не удовлетворил. Чтобы обеспечить нужный вкус, «Леодр» поделился с пекарней технологией изготовления и смешивает свои и «чужие» ингредиенты в определенной пропорции. «Задумались о закупке печей, тогда мы сможем испеченный для нас хлеб превращать в сухари. В этом случае придется перейти на работу в две смены», — поделился планами руководитель.

В особо жаркие дни температура в цехе бывает под +40 градусов.

Кстати, цвет конечного товара зависит от прожаренности сухарей.

— Наш квас янтарный — как этот камень, бывает чуть светлее, чуть темнее — это нормально. Даже два-три противня сухарей недожарят, это отразится на цвете, будет продукт светлее, — рассказывает начальник цеха Анжелика Сулацкова.

«Квас с медом согреет зимой»

Для большинства квас остается исключительно сезонным товаром, однако производители так не считают. «Леодр» выпускает два вида продукта: несколько лет назад к классическому «Хлебному» добавился напиток с добавлением меда. В производство его запустили как зимнюю альтернативу.

Квас нефильтрованный, что сохраняет все его полезные свойства, однако такая натуральность обходится огромными трудозатратами.

— На каждую полуторалитровую бутылку идет 30 граммов чистого меда — чуть больше столовой ложки. Его добавляем помимо сахара. Мед закупаем у амурских пчеловодов, в основном в Ромненском районе. Зимой спрос на квас раза в два падает, но мы производство не останавливаем, в целом все равно обороты растут. В период ОРВИ и эпидемий наш квас очень полезен, я сам пью, вся моя семья, как он может надоесть? Я не приверженец химических напитков, которыми завалены прилавки, и детей стараюсь ограждать — три сына выросли на квасе, — делится Сергей Глоба.

Не понимает производитель и новомодную тенденцию отказа от хлеба. «Многие отказались от него, но дрожжи полезны, в них есть витамины группы В, квасом же можно обеспечить их поступление в организм», — уверен наш собеседник.

Тындинский квас повезут на ВЭФ

72

рубля — оптовая цена полуторалитровой бутылки «Хлебного кваса», 90 рублей — «Хлебного с медом»

Около 20—30 процентов кваса, производимого ООО «Леодр», экспортируется за пределы области. Первыми тындинский хлебный напиток полюбили жители ближайшей Якутии. Кроме того, заключен договор с крупным хабаровским оптовиком, который поставляет продукцию и в другие регионы Дальнего Востока — в ЕАО, Приморье. Увеличить рынок сбыта компании поможет участие в Восточном экономическом форуме, который пройдет в начале сентября во Владивостоке. «Леодр» вошел в число 12 амурских экспортеров, для которых будет организована отдельная экспозиция. Прорабатывает предприятие и возможности выхода на рынок Китая.

— В прошлом году мы презентовали квас на ярмарке в Хэйхэ, китайцам очень понравилась наша продукция. Также интерес был со стороны иностранцев и на АмурЭкспоФоруме. Однако зарубежные поставки пока невозможны, много бюрократических сложностей, наш квас требует определенного температурного режима, в порту условий нет. Сейчас пытаемся зарегистрировать торговый знак в Поднебесной. Большие надежды у нас на достраивающийся международный мост, — рассказали АП в ООО «Леодр».

В этом году на смену бумажной этикетке пришла полиэтиленовая.

В Приамурье бодрящий напиток есть как на прилавках крупных торговых сетей, так и небольших магазинов. Несмотря на географию производства, амурчане по‑прежнему его называют «тындинским».



 

В рубрике «Мой бизнес» «Амурская правда» рассказывает истории местных предпринимателей. Вы хотите познакомить амурчан с продукцией или услугами, поделиться секретом успеха, а может, у вас просто качественный товар? Героями могут стать и те, кто запустил стартап, и те, у кого за плечами интересный опыт. Обращайтесь в центр «Мой бизнес» по адресу: г. Благовещенск, ул. Зейская, 287, тел. (4162) 772-646, e-mail amurfond@mail.ru или в АП novostiap@gmail.com с пометкой «Мой бизнес»

«Бизнес-Успех» зовет предпринимателей

13 августа 2019 г. с 10 до 14 час.

ООО «Аудит- Дальний Восток» при содействии Центра Предпринимательства Амурской области приглашает субъектов малого и среднего предпринимательства принять участие в круглом столе «Правовая грамотность для предпринимателей»

Место проведения: г. Благовещенск, ул. Ленина, 139 (Точка кипения)

 Зарегистрироваться на мероприятие можно на сайте leader-id.ru

Участие бесплатное.

29 августа 2019 г. с 10 до 14 час.

ООО «Аудит- Дальний Восток» при содействии Центра Предпринимательства Амурской области приглашает субъектов малого и среднего предпринимательства принять участие в круглом столе «Проверки субъектов МСП контрольно- надзорными органами»

Место проведения: г. Благовещенск, ул. Ленина, 139 (Точка кипения)

 Зарегистрироваться на мероприятие можно на сайте leader-id.ru

Участие бесплатное

Центр поддержки предпринимательства оказывает субъектам малого и среднего предпринимательства Амурской области услугу по регистрации товарного знака. Подробную информацию можно получить по адресу: город Благовещенск, улица Чайковского, 1, кабинет 202 или по телефону 8-914-550-00-80.

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+