Особая экономическая модель действует на Дальнем Востоке уже пять лет. За это время 39 тысяч человек нашли работу на предприятиях, которые открылись в регионе. Их на сегодняшний день – 242. Будет больше.

Уже сейчас – в разной степени реализации – более 1800 проектов. Когда они все откроются – 145 тысяч человек найдут новую работу. Но чем выше плюсовая динамика, тем отчетливее перед нами стоят социальные вызовы. Над которыми нам предстоит ещё работать. Будем честны, города и поселки, где реализуются крупные инвестиционные проекты, оказались не готовы предоставить комфортные условия для жизни. Что нам уже удалось сделать.

В 2018 году началась работа по социальному развитию центров экономического роста. До 2021 года из федерального бюджета регионам выделят 95,3 млрд. рублей, на которые построят, отремонтируют и модернизируют свыше 700 социальных объектов. С этого года заработал дальневосточный демографический пакет поддержки семей с детьми. Хочу поблагодарить вас за это.

Почти 75 тысяч семей до конца года получат единовременные выплаты при рождении первенцев и последующих детей. И так будет ежегодно. Кроме этого, для многодетных семей внедрена ипотека под 5% годовых. И ещё они с этого года получили право пользоваться льготными авиабилетами. К слову, льготные билеты теперь можно купить круглый год.

Дальнейшее развитие требует новых подходов и новых решений. И мы постарались изложить их в Национальной программе развития Дальнего Востока. Проект программы, по вашему поручению, готов. При создании проекта мы исходили из принципа: доступность для каждого. Мы хотим, чтобы любой человек, открыв программу, увидел, что ждет его регион, что планируется сделать, и какие стандарты используются для городов. Ведь о них мало кто знает на самом деле.

Сейчас Национальная программа состоит из мероприятий, реализация которых позволит достичь две цели: обеспечить рост экономики и повысить качество жизни до уровня выше среднероссийского. Все мероприятия Программы обсуждены с федеральными ведомствами. Они согласны с тем, что весь перечень необходим и от него зависит развитие огромного региона страны.

Мы определили перспективные экономические проекты для каждого региона, которые создадут налоговую базу для региональных бюджетов. Инвесторы, которые реализуют свои проекты, – уже пополнили бюджеты на 25 миллиардов рублей.

И эта сумма с выходом на проектные мощности будет постоянно увеличиваться. Очень важный момент реализации экономических проектов – это населенные пункты. К примеру, запуск предприятий в ТОР «Южная» в Якутии позволил сохранить угольный город Нерюнгри. А строительство крупнейшего газоперерабатывающего завода в Амурской области полностью меняет облик когда-то депрессивного города Свободный: строится инфраструктура, жилье, ремонтируются социальные объекты города. Важно, чтобы компании с государственным участием также включали в свои инвестиционные программы разделы по социальным объектам в Дальневосточном федеральном округе.

За счет сокращения дивидендов в федеральный бюджет. Ключевое в экономическом блоке национальной программы – не ухудшать нынешние преференции и обеспечивать доступное льготное финансирование проектам. Есть в Национальной программе и предложения по развитию магистральной инфраструктуры, но по этому вопросу необходимо провести ещё дополнительные обсуждения на вашей площадке.

Принципиальное отличие программы от национальных проектов и госпрограмм в том, что она учитывает специфические условия Дальнего Востока. Во-первых, половина населения округа – 4 миллиона человек – живет в населенных пунктах до 50 тысяч человек, а треть населения – в населенных пунктах до 10 тысяч. Во-вторых, плотность населения в 7 раз ниже средней плотности населения в России. В-третьих, ограничение транспортной доступности. При общей площади в 6 169 тыс. км2 протяженность дорог составляет всего 126 тысяч километров.

В-четвертых, это необходимость масштабного капитального ремонта действующих социальных объектов. В рамках национальных проектов основные усилия направлены на создание нового: строительство школ, больниц, детских садов. Но на Дальнем Востоке – параллельно – нужно привести в порядок то, что уже есть! Тысячи объектов можно отремонтировать и тем самым сделать их доступными для дальневосточников!

Ведь главное условие развития Дальнего Востока – это доступность! Ключевые цели мы разложили по направлениям и определили мероприятия, которые сделают социальные услуги – на основе нормативов федеральных ведомств – доступными. Коротко по направлениям.

Здравоохранение

На Дальнем Востоке на 21 % выше, чем по России, смертность населения в трудоспособном возрасте. Показатель постепенно снижается, но он всё равно высок. И чтобы к 2024 году достигнуть целей по Указу №204, нужна доступная первичная медико-санитарная помощь в каждом населенном пункте. Прокомментирую лишь актуальность некоторых. Например, замена фельдшерско-акушерских пунктов. На Дальнем Востоке сейчас 1986 ФАПов, 891 из которых располагается в приспособленном помещении, а 60% из них с печным отоплением! Медицинское оборудование в дальневосточных учреждениях здравоохранения изношено на 73 %!

Необходимость в новых автомобилях скорой помощи – больше тысячи машин, у нас в некоторых селах больных перевозят ещё на «буханках», выпущенных в шестидесятых годах прошлого века. Важен и кадровый вопрос. На сегодняшний день в сельской местности вакантно пять тысяч пятьсот мест врачей и фельдшеров. Да, действуют «земские» подъемные, но они одинаковы для всей страны. Хорошо, когда врач переезжает в Краснодар и получает один миллион. А если он едет в Магадан? Где и жильё дороже, и вещи на поезде не перевезешь.

Образование

Есть конкретные цифровые значения, по которым оценивается направление. А если в словах, то мы должны создать условия, чтобы наши дети получали качественное образование! Поэтому если мы хотим, чтобы как можно больше дальневосточных школьников получали 70 и более баллов по ЕГЭ, чтобы более половины выпускников средних профессиональных учреждений трудоустраивалась по полученной специальности, чтобы дальневосточные университеты стали популярными у всех российских студентов, то мы должны, как минимум, обеспечить школы учителями, капитально отремонтировать 480 сельских школ и 305 колледжей и техникумов, которые находятся в аварийном состоянии. И я хочу подчеркнуть, это ведь не про здания разговор, это про наших детей, молодежь, которые будут развивать Россию в будущем. Это – 992 тысячи школьников, 199 тысяч учащихся колледжей и 194 тысячи студентов вузов.

Тоже самое можно сказать о культурном и физическом развитии. Да, в первую очередь у нас в регионе необходимо обеспечить доступность культурных и спортивных учреждений в сельских и удаленных территориях. Стандарты доступности основаны на рекомендациях Минкультуры и Минспорта России. Например, стандарт Минкультуры гласит: в каждом селе до пятисот человек – передвижной культурный центр, от пятисот – дом культуры, свыше тысячи – библиотека, от 10 тысяч – музей и кинозал, от 30 тысяч человек – парк культуры. Чтобы выполнить стандарт, подчеркну, только стандарт, надо построить и реконструировать 133 учреждения культуры, капитально отремонтировать 388 объектов, субсидировать 226 гастролей, выставок, 82 фестиваля и творческих проекта.

А вот стандарты Минспорта: спортивная площадка в каждом населенном пункте от пятидесяти человек, от пятисот – плоскостное спортивное сооружение, включая футбольное поле, от одной тысячи – универсальный спортивный зал, от 5000 – стадион, от 10 тысяч – бассейн. На данный момент в тридцати шести населенных пунктах нет спортивных площадок вообще, в двухсот тридцати восьми – игровых площадок, хоккейных коробок, футбольных полей, в двадцати – бассейнов, в восьмидесяти четырёх – универсальных спортивных залов, в пятнадцати – стадионов.

Жилищная сфера

Задачи мы поставили амбициозные. Но без этого – никак. На Дальнем Востоке 125,5 тысячи человек живут в непригодном жилищном фонде. В квадратных метрах — это 2 миллиона аварийного, ветхого жилья. По нацпроекту «Жилье» будет ликвидировано 1,5 миллиона. Доля снизится, но всё равно останется и – всё равно – будет выше среднероссийского показателя. Минстрой нас поддерживает, что необходимо дополнительное финансирование для ликвидации оставшихся непригодных квадратных метров. И в случае принятия решения о финансировании, доля ветхого и аварийного жилья в ДФО снизится с 6% до 1%. Как и в целом по России.

Нужно наращивать объемы жилищного строительства, городам и селам необходимо благоустройство. 21 век на дворе, а клумбы до сих пор шинами украшают. Кроме этого, мы ставим задачу по улучшению жилищных условий молодых семей — потому что именно они – настоящее и будущее Дальнего Востока. Один из механизмов — это ипотека под 2 % годовых. Помимо молодых семей мы рассматриваем и категорию участников программы «дальневосточный гектар», которые хотят построить собственное жильё на земле.

Так почему именно 2 %? У нас есть четкие расчеты, основанные на данных Росстата. Сейчас стандартная ипотека — 9 %. Чтобы её получить, средний доход семьи должен превышать 70 тысяч рублей. Из категории нуждающихся, таких семей на Дальнем Востоке — одна тысяча семьсот. Если ипотека будет 2 %, то ей смогут воспользоваться 8500 семей. При ежемесячном платеже в 16 тысяч рублей, доход семьи из двоих человек должен превышать 50 тысяч рублей в месяц. А в среднем, молодая семья в ДФО получает 55 тысяч. Такие же подробные расчеты есть и по категории людей, которые хотят построить своё жилье на «дальневосточном гектаре». И мы их можем представить.

Транспортная доступность

Очень важное направление в дальневосточном развитии. У нас не завершено формирование опорной сети автомобильных дорог. 1265 населенных пунктов не связаны с региональными дорогами. А половина муниципальных дорог, которые есть, – грунтовые. А в сложном климате, по сути, это означает сезонность, то есть дороги не обеспечивают круглогодичную доступность населенных пунктов. Указ № 204 ставит цель – снизить в 4 раза смертность от ДТП. И, в связи с этим на Дальнем Востоке, надо обратить особое внимание как раз на местные дороги. Потому что 70 % дорожно-транспортных происшествий и 45 % аварий с погибшими, по данным ГИБДД, происходят именно там.

Хочу отметить, что ресурсов территориальных дорожных фондов для решения указанных вопросов недостаточно. (Основной источник их формирования (до 80 %) – отчисления от акциза на автомобильный бензин).

Владимир Владимирович, вы уже приняли решение о доведении до 100 % отчислений от акцизов субъектам Российской Федерации до 2024 года. Мы обращаемся к Вам и просим для ДФО предусмотреть 100% доведение акцизов уже с 2020 года. Это позволит отремонтировать 10 тысяч километров муниципальных дорог, тем самым достигнув норматива 50,9 % как по муниципальным, так и по региональным дорогам.

Ещё немного о транспорте. Авиация. Последнее для дальневосточников – единственный способ добраться в центр страны. И разговоры – о нецелесообразности полетов и плоских тарифов – не вписываются в посыл, данный вами 5 лет назад, что Дальний Восток – это приоритет на весь 21 век.

Я сегодня уже много говорил о здравоохранении и о том, что дальневосточные города малочисленные, но хочу еще немного коснуться этой темы. Она как раз объединит эти два направления. Сейчас принцип страховой медицины: финансирование за пролеченного больного. Что получается. Например, из 48 тысяч коек круглосуточного стационара – 11 тысяч находятся в маленьких городах и функционируют ниже норматива, соответственно не получая финансирование в полном объеме. Но мы вынуждены нести дополнительные расходы на их содержание, чтобы не оставить эти малые города без медицинской помощи. Аналогичная ситуация сложилась и по другим направлениям. Для таких ситуаций, мы предлагаем вести сметное, а не тарифное финансирование.

Предлагаем дополнить методику, закрепленную постановлением Правительства Российской Федерации № 462 от 5 мая 2012 года, в части предоставлений субвенций по ФОМСУ для медицинских организаций в северных и удаленных территориях Дальнего Востока.

И ещё одно. Все понимают, что Дальний Восток — специфический регион. Большие расстояния, трудная логистика, суровый климат, сейсмика, частые наводнения, девятимесячный отопительный сезон. Это объективные региональные факторы и условия! Но сегодня при распределении субсидий дальневосточным регионам применяется единый общий подход. Например, норматив оснащения стоимости одного учебного места — 178 тысяч рублей. То есть для Москвы — 178 тысяч, для арктической Чукотки – 178 тысяч, и те же 178 тысяч для островного Сахалина! Тоже самое с нормативами строительства школ и детских садов (которые рассчитываются по Московской области).

Владимир Владимирович, у нас предложение. Есть документ, который это регламентирует. Постановление Правительства РФ № 999 от 30 сентября 2014 года.

Давайте внесем изменения в пункт 4 и установим обязательное требование при определении размера субсидий из федерального бюджета для регионов ДФО применять индекс бюджетных расходов.

Все присутствующие здесь понимают, что это нужно. Даже не столько в вопросе завершения работы по приоритизации Дальнего Востока в государственных программах, сколько для того, чтобы каждый раз не доказывать, что Дальний Восток — не Москва.