Пункт техосмотра, школьные перевозки и магазин спасли от долгов

Октябрьское предприятие долгое время занималось исключительно грузоперевозками. Машины автоотряда в Екатеринославке использовались для строительства дорог, возведения жилья и во время уборки зерновых. Позднее организация перешла на многоотраслевое обслуживание. Пассажиров здесь начали возить в начале 1970‑х, когда стала поступать новая техника, как грузовая, так и пассажирская, а коллектив вырос до сотни человек.

— В АТП я пришел работать 4 февраля 1980 года. Начинал механиком, проверял автобусы перед выходом в рейсы. Затем стал начальником гаража, заведовал мастерскими. Потом меня назначили главным инженером, начальником автоколонны — филиала АК 1893. К середине 1980‑х парк нашего предприятия насчитывал полсотни единиц транспортных средств: 25 автобусов и столько же грузовых авто. Шесть автобусов возили по селу жителей Екатеринославки, — вспоминает Александр Николаевич. — Когда заступил на должность директора в 1998‑м, у предприятия были большие долги, в том числе по выплате зарплаты. Чтобы их погасить, мы открыли платную стоянку, первыми в области организовали пункт технического осмотра в 2000‑м, занялись перевозкой школьников.  Многие тогда пошли по нашему пути и успешно продолжают свое дело. У нас тогда было 37 автобусов и даже свой магазин — словом, выкручивались как могли. Из 15 сел возили ребятишек на уроки. Но поскольку наши водители жили в селах, где предрейсовый медосмотр пройти нельзя, так как в ФАПах не было для этого необходимых лицензий, — возможности возить детей мы лишились.

22 человека работают в штате предприятия ООО «Трансавто» и ИП Зорькин в Екатеринославке

Междугородними перевозками Александр Зорькин занялся в 2006 году. Для этого потребовалось пополнение автопарка. За шесть лет предприниматель вложил средства в покупку десяти новых автобусов, которые работают до сих пор на маршрутах Екатеринославка — Благовещенск и Екатеринославка — Белогорск. Сегодня в штате предприятия десять водителей, а также механики, медицинский работник, бухгалтер, кассиры. ООО «Трансавто», зарегистрированное пять лет назад, занимается медосмотрами водителей, предрейсовым техосмотром. Несмотря на налаженную схему работы организации, кадровых проблем избежать не удалось.

— Молодежь работать не идет. Профессия водителя автобуса перестала быть престижной и уважаемой, как когда‑то. Нам даже пришлось в Благовещенске водителей искать, чтобы они ездили до Екатеринославки, — поясняет Александр Николаевич. 

Прибыли снизились до уровня 2015‑го

— За январь этого года выручка упала практически наполовину по сравнению с началом прошлого, а за весь последний год — снизилась до уровня 2015‑го, — вздыхает Александр Зорькин. — Причин у этой ситуации несколько. Во-первых, третий год мы фиксируем снижение пассажиропотока. Основными нашими клиентами всегда были студенты, то есть люди, родившиеся в лихие 90‑е. Демографический провал тех лет в итоге отразился и на транспортных перевозках: учащихся, которые обычно приезжают к родственникам на выходные, стало меньше. Но главная беда — нелегальные перевозчики, которые ставят нам палки в колеса. Они работают по нашему расписанию на своих микроавтобусах — едут впереди и собирают пассажиров. Стоимость билета у нелегала всегда немного дешевле. Люди экономят, не думая о безопасности. Кто‑то на легковушках работает, причем ездить они готовы круглосуточно. Никаких разрешений на пассажироперевозки у таких таксистов нет. Еще одна причина — различные группы в WhatsApp, через которые водители, отправляющиеся в город, собирают попутчиков.

В 2018 году Александр Зорькин был награжден нагрудным знаком «Почетный работник транспорта России».

С этого года ожидаются изменения, касающиеся транспортной безопасности, отмечает предприниматель. На каждое транспортное средство планируется ввести паспорт безопасности. Перевозчики говорят, что изменения в нормативные акты вносятся едва ли не каждый год. Все они требуют расходов со стороны легальных участников рынка, в то время как нелегалы продолжают работать, не выходя из тени. Стоимость ГСМ тоже повышается постоянно, поэтому держать цены на билеты на одном уровне, чтобы не потерять клиентов, не получается.

— Чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров, предприятие должно иметь собственную базу, гаражи, автобусы, содержать штат аттестованных специалистов, — перечисляет Александр Зорькин. — К примеру, 25 800 рублей стоит только аттестация водителя по транспортной безопасности, 45 тысяч — обучение и аттестация специалистов. К подбору персонала тоже есть свои требования. Чтобы человека взяли в штат и доверили ему жизни пассажиров, образование у него должно быть не ниже среднего технического. Шестимесячными курсами не обойдешься. Оснащение каждого автобуса видеокамерами обошлось предприятию в 300 тысяч. Всего же за прошлый год только в транспортную безопасность мы вложили порядка миллиона рублей. А выручка падала. Первую партию автобусов, купленную десять лет назад, нужно обновлять. Но из‑за финансовых проблем приобретение нового транспорта постоянно приходится откладывать.

«Везу родственников»

По словам предпринимателя, дорога от Екатеринославки до амурской столицы на маршрутном автобусе обычно занимает два часа. Нелегал готов домчать пассажира быстрее. Это еще одна палка в колесо предприятию, которое работает легально и отвечает за жизни и безопасность тех, кто в салоне.

«Возможно, за одну проверку теневых бизнесменов не выявить, ведь у таких водителей один ответ: «Везу родственников».

— К сожалению, люди не всегда думают о своей безопасности, когда речь идет о выгоде или о том,чтобы побыстрее добраться. Поэтому легальный бизнес и попадает под удар. При этом, если в пути случится поломка, добираться  желающим сэкономить придется самостоятельно. Если пассажир купил билет у официального перевозчика, а автобус заглох на трассе, мы все равно доставим его до места назначения. У нас были случаи, когда кто‑нибудь из нелегалов ломался по пути, и наши водители останавливались, чтобы забрать его пассажиров, — говорит Александр Николаевич. — Предприниматели, которые работают официально, платят налоги, выполняют требования закона, на всех  совещаниях в минтрансе постоянно поднимают вопрос о нелегальных  перевозчиках. Создана областная комиссия, в которую входят УМВД, ФССП, налоговая, минтранс. Возможно, за одну проверку теневых бизнесменов не выявить, ведь у таких водителей один ответ: «Везу родственников». Но ведь никто не будет несколько раз в день возить по полному автобусу родни или соседей! Думаю, если организовать проверку, которая продлится хотя бы месяц, выявить нарушителей можно. Кто‑то испугается штрафов, а кто‑то просто лицензирует свою деятельность и выйдет наконец из тени.

Александр Зорькин, руководитель ООО «Трансавто»:

— С нами ездить безопасно, поскольку все наши водители проходят предрейсовый медосмотр и инструктаж, а автобусы — предрейсовый технический осмотр. Каждое транспортное средство оборудовано системой ГЛОНАСС, отслеживающей маршрут, скорость, график движения, а также — тахографом, контролирующим режим труда и отдыха водителя. В каждом автобусе установлены по две видеокамеры, которые ведут непрерывную запись. Видеоинформация скачивается и сохраняется. Но самое главное — все наши пассажиры застрахованы. В случае повреждения имущества пострадавшему будет выплачено до 23 тысяч рублей, в случае вреда здоровью — до двух миллионов. Обо всем этом стоит помнить, выбирая перевозчика. Мне же хочется поблагодарить пассажиров, которые пользуются нашими услугами и поддерживают легальный бизнес.

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+