• Фото: Архив АП
  • Модель Шадринского собора. Архив АП
  • Фото: Архив АП

«Епархия открыта для конструктивного диалога»

Спорная ситуация, когда Благовещенская епархия приступила к началу строительства в сквере на пересечении улиц Ленина и Чайковского храма в честь Албазинской иконы Божией Матери, возникла на прошлой неделе — по мнению епархии, из-за недоразумения. Краеведы возмутились: именно на этом месте больше десяти лет православные надеялись возродить другую святыню — собор Святой Живоначальной Троицы. Благовещенцы привычно зовут его Шадринским, по фамилии купца первой гильдии Семена Шадрина, благодаря которому и появился собор.

В ответ на публичные высказывания общественников архиепископ Лукиан (Куценко) сначала заявил, что считает застройку «шадринского сквера» проблемой только церкви и епархии. Однако после общественного резонанса принял решение обсудить судьбу места и возрождение Троицкого собора с властями, историками и краеведами амурской столицы.

— Мы побеседовали с губернатором Амурской области Василием Александровичем Орловым, мэром Благовещенска Валентиной Сергеевной Калитой и представителями руководства Амурской области и города на тему строительства храма Албазинской иконы Божией Матери на историческом месте Албазинского женского монастыря. Обсуждение было продуктивным, и по его итогам мы пришли к определенному консенсусу, — прокомментировал «Амурской правде» владыка Лукиан. — Еще раз хочу подчеркнуть, что Благовещенская епархия всегда выступала исключительно за возрождение духовности и исторической памяти. С уважением относится к истории нашего края и, в частности, города Благовещенска. Строительство маленького храма в честь Албазинской иконы Божией Матери — это начало благоустройства и духовно богослужебной жизни на историческом месте Албазинского женского монастыря. А также начало и перспектива для строительства будущего Свято-Троицкого собора. Церковь увековечит память о Богородично-Албазинском женском монастыре, располагавшемся на этом месте. Его неотъемлемой частью являлся и собор Святой Живоначальной Троицы, в народе именуемый Шадринским, чему есть исторические подтверждения и архивные документы. Благодаря правительству Приамурья их можно найти в открытом доступе.

По словам архиепископа, история собора Святой Живоначальной Троицы никоим образом не затронута. Новая церковь призвана увековечить память об Албазинском женском монастыре, который располагался на территории бывшей Ремесленной площади — в районе пересечения современных улиц Ленина и Чайковского. Епархия не затрагивает идею возрождения Шадринского собора, а «скорее, стремится возобновить духовную жизнь и богослужения на этом месте и навести порядок на заброшенной территории».

В перспективе планируется возобновить сборы на восстановление Шадринского собора.

— От малого к большому, логически хотелось бы двигаться Благовещенской епархии. Чтобы десятками лет не теряться в заоблачных фантазиях и настроениях, чтобы дело не кануло в прекрасное далеко. Ведь нам еще много надо возрождать и строить. Мы благодарны специалистам за ту колоссальную работу по поиску сведений об этом соборе. Собирались средства. К сожалению, сейчас остается еще много проблем, которые не дают даже начать воплощать эту инициативу в жизнь. Поэтому по согласованию с руководителями Амурской области и Благовещенска мы приняли совместное решение об обсуждении вопроса на заседании Общественного научно-методического совета по вопросам охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия при правительстве области. И Благовещенская епархия, и представители властей, и историки, и краеведы, и специалисты в области архитектуры выскажут свою точку зрения и приведут свои аргументы о будущем Шадринского собора. Это необходимо, чтобы консолидировать опыт всех сторон, который поможет грамотно сосредоточиться на сохранении исторической памяти и укреплении культурной жизни области, — отметил руководитель Благовещенской епархии.

Параллельно по согласованию с епархией государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Амурской области возобновляет исследовательскую работу по выявлению захоронений, где располагался собор. В случае обнаружения этих захоронений могилы будут восстановлены.

— Еще раз подчеркиваю, что мы выступаем исключительно за духовное возрождение святых и исторических мест. Епархия открыта для конструктивного, конкретного, обоснованного диалога с общественностью, специалистами и историками. Искренне надеемся, что общее решение, к которому мы придем, в будущем послужит во благо города Благовещенска, — заявил архиерей Лукиан.

Шадринский собор действительно являлся частью комплекса Албазинского женского монастыря. Храм Святой Живоначальной Троицы был построен в 1902 году. Градо-Благовещенский Богородично-Албазинский женский общежительный монастырь  учрежден в 1910-м. И в этом же году указом Святейшего Синода Свято-Троицкая церковь причислена к монастырю.

Стройка не побеспокоит могилы

После начала стройки в «шадринском сквере» краеведов взволновал вопрос, не будут ли разрушены обнаруженные там захоронения. Как рассказал «Амурской правде» начальник Госинспекции по охране объектов культурного наследия региона Виталий Ребизант, в конце прошлой недели специалисты выезжали на место и выяснили: строительство ведется не на фундаменте кинотеатра «Амур», угрозы разорения могил нет.

Руководитель инспекции отметил: тому, что в спорном сквере остались захоронения, есть реальные подтверждения.

— Место захоронения, возможно Семена Шадрина, было нам известно еще в 2010 году. Тогда по просьбе епархии и Валерия Яковлевича Сикерина археологи нашего Центра по сохранению историко-культурного наследия определяли, является ли фундамент кинотеатра «Амур» фундаментом Шадринского собора. Они обнаружили и это захоронение. Поскольку территория была не огорожена, мы решили его обратно закопать. Информацию держали в тайне, чтобы у кого-либо не было желания могилу разграбить. Сейчас, когда работы возобновились, мы показали представителям епархии это место, археологи вскрыли участок, выполнили его зачистку. Теперь епархия за него отвечает, там поставлена охрана, — прокомментировал Виталий Ребизант.

Обнаруженное в 2010 году захоронение археологи вскрыли на прошедших выходных. Могилу поставили под охрану. 

Начальник инспекции выразил надежду, что совместно с епархией будут произведен поиск и других могил на историческом участке. «Возможно, там были не только захоронения Шадрина и его супруги, но и служителей церкви. Мы не имеем данных о точном количестве. Нужно установить, чьи это захоронения, решать их судьбу. Я думаю, что их необходимо сохранить на месте с соответствующим благоустройством», — отметил Виталий Александрович.

СПРАВКА АП

В книге «История Благовещенска 18561917 гг.» приводится свидетельство о том, что еще в прошлом столетии на руинах Шадринского собора находили могилы.

— Благовещенка Вера Кузьминична Рябинина, работавшая табельщицей в «Амурстрое» вспоминала: «В 1955 году рабочие проводили расчистку площадки возле строящегося кинотеатра «Амур» от остатков Шадринского собора. Затем велись работы по прокладке коммуникаций. Для этого перпендикулярно улице Ленина в 23 метрах от стены кинотеатра стали рыть траншею в 1,52 метра глубиной. Неожиданно один из рабочих увидел, что в стене траншеи что-то блестит. Стали осторожно раскапывать и обнаружили торец гроба. И вот гроб вытащен из ниши. Какая же это была красота! Он был полированным, темно-вишневого цвета, на высоких точеных ножках, от резной крышки не отвести глаз. Рабочие свободно сняли крышку, видимо, она была на защелках. В гробу оказались останки женщины со светло-рыжими волосами. Рядом с первым гробом находился второй, такой же красивый и как новый. В нем был похоронен мужчина, это мы поняли по бороде… Надо отдать должное рабочим: они углубили нишу, затолкали находки подальше от стенки траншеи и хорошо забили ее землей. В траншею потом положили разные трубы и закопали их.

Семен Саввич Шадрин — купец, параходостроитель, выступивший «спонсором» строительтсва Шадринского собора, заложенного в 1896 году. Строительство обошлось ему в 250 тысяч рублей, в три раза дороже годового бюджета Благовещенска тех лет. Фото: @amurotgoloski

Краеведы предположили, что останки принадлежат Семену Шадрину и его жене, так как в Госархиве Амурской области был найден документ. Он свидетельствовал о погребении на погосте Свято-Троицкой церкви Анастасии Ефимовны Шадриной, умершей 13 января 1923 года в возрасте 72 лет. Сохранились также бумаги о том, что на этом погосте покоится прах монахини Богородично-Албазинского монастыря Евпраксии и вдовы благовещенского купца Е. М. Дьячковской.

Возрастная категория материалов: 18+