Мы поговорили с председателем Благовещенского городского суда Александром Першиным о вседозволенности участников дорожного движения, ужесточении законодательства и о том, почему судьи не всегда согласны с тем, чтобы подобные уголовные дела завершались примирением сторон.
По обновленному УК приговоры еще не выносили
— Александр Васильевич, вы уже выносили приговоры по ДТП с учетом законодательных новаций?
— Нет еще. Сейчас в Благовещенском суде находится всего одно дело, где виновника ДТП, как и народно любимого актера Михаила Ефремова, будут судить по 264 статье Уголовного кодекса РФ уже в новой редакции — с увеличенными сроками лишения свободы за вождение в состоянии алкогольного опьянения. Но пока дело рассматривается, мы не вправе обсуждать детали следствия. Я приготовил для вас примеры вынесенных приговоров за несколько лет по делам с ДТП, можете посмотреть — практика судебная однообразная.
342
водителя, лишенные прав за вождение в нетрезвом виде, наплевали на закон и продолжили управлять транспортными средствами в 2019 году в Благовещенске. Теперь за повторное нарушение таким «хроникам» грозит уголовная статья
«Пьяная» дорожная статистика у нас, к счастью, последние три года идет на снижение. Думаю, в этом сыграла роль и пропагандистская работа, которую активно проводит ГИБДД, — акции и месячники по борьбе с дорожным травматизмом, и то, что для многих сегодня вполне доступны по ценам услуги такси — можно обойтись без машины, если собрался на вечеринку. И третий немаловажный момент — выкупить водительские права сейчас практически невозможно. Если попался в пьяном виде за рулем, будь уверен: тебя прав лишат. Отчасти это результат снижения уровня коррупции среди сотрудников ГИБДД — никто не хочет терять стабильную работу, стабильную зарплату. Вот динамика в цифрах: три года назад в Благовещенске было 205 рассмотренных жалоб на постановления мировых судей по делам за управление транспортным средством в состоянии опьянения, в 2018‑м — 202, 2019‑м — 170, а за первое полугодие этого года всего 30.
— Видимо, свою роль сыграл коронавирус и самоизоляция.
— Не думаю, что на это как‑то повлиял коронавирус. Это говорит, скорее, о том, что госавтоинспекторы выловили всех «хроников» — кто грешил пьяной ездой, и те поняли: больше вопросы никак не решаются. Они ведь раньше ничего не боялись. Его останавливают, протокол об административном правонарушении составляют, а он дальше ездить продолжает. Некоторые водители по семь-девять раз были лишены прав, но продолжали ездить. И так продолжалось до тех пор, пока не ввели уголовное наказание для злостных нарушителей. Лишили тебя прав, ты повторно садишься за руль, а теперь это уже уголовный состав.
Раньше ведь наказания за ДТП и в Административном, и в Уголовном кодексе были довольно‑таки мягкие. Когда в 1996 году Уголовный кодекс приняли, 264 статья имела всего три части и относилась к категории преступлений максимум средней тяжести. Потому что все ДТП считались преступлениями по неосторожности и допускалось примирение сторон по любой из трех частей. Трезвый человек или пьяный совершил ДТП — не было разницы. И 12‑я статья Административного кодекса по всем пунктам имела альтернативные нормы — штраф или лишение прав управлять транспортным средством. Первый раз попался нетрезвым за рулем: «Извините, больше такое не повторится…» — «Обойдемся штрафом».
Приговор невесте накануне свадьбы
— А потом еще отменили «нулевое промилле» для водителей — решили сделать как в Европе.
— С этими промилле, конечно, намудрили. У нас вообще законодательство в сфере правовой ответственности за ДТП стабильностью последние лет 20 не отличалось, как в других странах. Когда отменяли «нулевое промилле» в 2013 году, то говорили: нововведение направлено на то, чтобы не наказывать трезвых водителей, у которых алкотестеры могут отреагировать на кефир или квас. Сделали допустимыми 0,3 промилле. Насколько помню, сотрудники ГИБДД объясняли: выпил человек бутылку пива — через два часа за руль садится, и будут у него те самые максимум 0,3. Решили равняться на итальянцев и французов, которые могли выпить бокал вина и потом сесть за руль. Там даже 0,5 промилле разрешено. Но у нас Россия! Где бокал, там и два. Если закусить хорошо, то ничего страшного. Уже на следующий год число жертв в «пьяных» ДТП по стране увеличилось на 47 процентов. Когда посчитали, что за год на дорогах России погибло больше, чем за время войны в Афганистане, — небольшой город, законодатели решили, что нужно ужесточать законы — водителей снова «обнулили». Но по большому счету это проблему на дорогах не решило.
У нас же какая особенность — сегодня много пьяных женщин за рулем. Вы даже не представляете, сколько таких — подруг, жен, мам, которые подвергают не только свою жизнь опасности, но и близких, даже собственных детей.
— У нас это где — в Благовещенске?
— И в Благовещенске в том числе. Однажды я осудил на два с половиной года лишения свободы с отбытием в колонии-поселении девушку накануне ее свадьбы. Мне по‑человечески ее, может быть, и жалко. Я тоже живой человек. Но есть судебная практика, и она, как железобетонная основа. Вынося приговор, я должен думать не только о том, что рушится счастье молодой пары, что невеста — это будущая мама, вот ее возлюбленный сидит, она вся такая красивая фитнес-леди, и отлично понимаю, каково ей будет в колонии-поселении, куда я отправляю самые разные категории людей. Но из‑за нее погиб человек! Она ехала по улице Театральной от ВДНХ в сторону Октябрьской, на перекрестке сбила женщину. И это тоже чья‑то жена и мать, которую уже никогда не увидят ее дети.
«Раньше нетрезвому водителю было выгоднее скрыться с места аварии и протрезветь, прежде чем проходить медосвидетельствование. За это в суде давали меньше. Теперь законодатели уравняли наказания за оба правонарушения. Хочется верить, что обновленные законы удержат кого‑то от пьяной поездки и спасут не одну жизнь», — говорит главный судья города.
Еще, по оценкам сотрудников ГИБДД, в последнее время у нас фактически сравнялось число водителей, которые садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения и под воздействием наркотиков. Вот в чем тоже опасность. Некоторые подсудимые такие удивленные: «Я не знал, что каннабис целый месяц можно обнаружить в моче!» Если ты эту дрянь никогда не потреблял, так нечего бояться. Страха нет — и порядка на дорогах нет. Основной криминалистический постулат: чем более тяжкое преступление человек совершил, тем суровее должно быть наказание. А у нас что получалось: трезвый человек сбил человека насмерть и пьяный сбил человека насмерть, а наказание было у них одинаковое. Сейчас законодательство радикально поменялось.
Пьяных виновников ДТП с жертвами приравняли к убийцам
— Что теперь грозит таким виновникам ДТП, как Ефремов?
— Произошло радикальное ужесточение наказания для нетрезвых автомобилистов, которые стали виновниками аварий с пострадавшими или погибшими. Если ДТП привело к причинению тяжкого вреда здоровью пострадавших, то виновнику теперь будет грозить от 3 до 7 лет лишения свободы — раньше максимальный срок был ограничен 4 годами. Если в «пьяной» аварии погиб один человек, то виновник получит от 5 до 12 лет — раньше таких водителей наказывали на срок от 2 до 7 лет лишения свободы. Если жизни лишились двое и более пострадавших, то нетрезвого водителя по новым правилам ждут 8—15 лет лишения свободы, а не от 4 до 9 лет, как было в старой редакции статьи УК РФ. Получается, что в итоге максимальный срок лишения свободы для нетрезвых виновников ДТП стал таким же, как для убийц. Теперь это преступление приравнено к тяжким, что грозит нетрезвым водителям более строгими условиями пребывания в колонии. Кроме того, для них усложнится процедура условно-досрочного освобождения.
Водителей, виновных в «пьяных» авариях с жертвами, приравняли к убийцам. А само преступление перешло в категорию тяжких преступлений.
Вот последнее дело, которое я получил. Представьте: человек обвиняется в том, что сел за руль в состоянии алкогольного опьянения, разогнал автомобиль в городе Благовещенске за 140 километров в час, выехал на красный свет светофора и совершил столкновение. Сразу три нарушения: пьяный, скорость, красный свет! Ему грозит максимальное наказание до 12 лет. Преступление относится к категории неосторожных, которые могут быть прекращены за примирением сторон. Но есть оговорка: если максимальный срок не превышает 10 лет. А значит, в данном случае, как и в трагической истории с народным любимцем Михаилом Ефремовым, — кайся, плати пострадавшим, но никакого примирения быть не может.
Стороны согласны, а суд не идет на примирение
— Бывает такое, что стороны хотят примириться, а суд им отказывает?
— Конечно. Помню случай: два парня изрядно выпили в баре. Один приехал на иномарке, но потом отказался садиться за руль. Товарищ его уговорил: мол, давай я поведу, а ты садись рядом. По дороге водитель не справился с управлением, они перевернулись. Смотрю, от потерпевшего поступило заявление: «Прошу прекратить дело за примирением, сам прийти на заседание не могу…» Изучаю материалы дела, а у владельца машины серьезные телесные повреждения — перелом позвоночника компрессионный в нескольких местах. Я спрашиваю виновника: «Что врачи говорят — друг ваш сможет ходить?» — «Никогда уже не сможет». Звоню этому другу: «Вы понимаете, что потом, когда вы одумаетесь, ничего с виновника ДТП уже не сможете взыскать?» Я добился, чтобы в суд пришла мама, которая за сыном-инвалидом ухаживает, все ей объяснил и отказал им в примирении. Уголовные дела по ДТП, где есть погибшие особенно, прекращаем за примирением сторон редко.
В 2019 году поменялась подсудность — теперь все дела по «пьяным» ДТП рассматривает не мировой, а городской суд.
— Почему?
— Суд обязательно должен получить доказательство того, что потерпевшей стороне возмещено все, что обещано. Если вы намерены возместить три миллиона — вот и отдайте сейчас. Даже когда люди пишут в суд заявление, что получили от виновника ДТП деньги, я еще раз всех переспрашиваю: «Вы точно всю сумму получили? Поскольку иначе потом в суд с этим вопросом вы уже обратиться не сможете. Сегодня помощь обещают, а получив решение суда, скажут: «Пошли бы вы, знаете куда…» Расписка — это филькина грамота». Объясняем и видим: люди растеряны. Поэтому всегда стараемся убедиться основательно, что потерпевшим все возмещено. Полное прощение и отсутствие материальных претензий должно быть обязательно.
«Мажора отмазывать начнут»
— В июле прошлого года суд вынес приговор виновнику страшного ДТП на Новотроицком шоссе, где погибла медсестра перинатального центра и еще одна девушка сильно пострадала. Аварию совершил сын золотодобытчика — бывший благовещенец, который сейчас живет в Питере, а папа ему обеспечивает безбедную жизнь. Мчался на большой скорости по Новотроицкому шоссе на ВМW, вылетел на встречную полосу, совершая опасный маневр, и… снес «Хонду Фит». Женщина погибла на месте, пострадала и спутница молодого человека. После этой аварии все говорили: «Мажора отмазывать начнут». И мы узнаем, что суд пошел на мировое соглашение сторон, уголовное дело прекращено.
— Перед судом стояла дилемма: осудить виновника ДТП, дать ему отсрочку до выздоровления и направить в колонию. Мне в силу определенных процессуальных обстоятельств от этого уголовного дела пришлось отказаться. Нашлись общие знакомые, поэтому взял самоотвод. Скажу честно: был бы обвиняемый на ногах, мог бы ходить, вкатили бы ему, как говорится, на всю катушку, чтобы неповадно было. Но он сам себя так наказал. Он настолько сильно пострадал в ДТП, что его на судебные процессы по скорой помощи заносили в зал на носилках. В уголовном деле было трое потерпевших — близкие родственники погибшей. Каждому из них сторона обвиняемого выплатила крупную денежную сумму. С учетом всего этого суд дал согласие на прекращение уголовного дела за примирением сторон.
— Может, это была лишь симуляция?
— У меня в практике были и такие случаи. Однажды судил человека, убившего своего заказчика. Артист был еще тот, настолько правдоподобно пытался убедить всех в своей немощи, еле передвигаясь на костылях, что даже конвойные ему поверили. Я видел людей с параличом нижних конечностей. Молодой человек реально не может ходить, у него заметны процессы мышечной атрофии. Есть вещи, которые артистизмом не сделаешь. Судьба его сильно наказала. Он утратил двигательные функции из‑за того, что у него раздроблены поясничные позвонки. Дай бог, конечно, если отец с большими деньгами сможет его восстановить.
«Я себе этого не позволяю и вам не позволю»
— Никому — ни судьям, ни генералам, ни артистам, ни космонавтам — не позволено пьяным садиться за руль! Почему я, собираясь на какое‑нибудь торжество, после работы еду в гараж, оставляю там машину, а потом на такси добираюсь до ресторана, где меня ждут. А другой наглеет, разъезжая по городу в пьяном виде. Будем откровенны: если меня в состоянии средней степени опьянения остановит сотрудник ГИБДД, не каждый инспектор захочет предавать это огласке. Но есть человеческое достоинство. Даже представить не могу, что я скажу сержанту или лейтенанту: «Я тут выпил немного, сами понимаете…» Это чванство и жлобство. И когда слышу: «Я всего пару кварталов проехал на машине и выпил‑то совсем чуть‑чуть», даже знакомым хорошим говорю: «Я себе этого не позволяю. И вам этого не позволю».
«Если дают деньги пострадавшему в ДТП, надо их брать»
Черный джип на огромной скорости вылетел с проезжей части и врезался в дерево. Погибли две девушки.
Майор полиции в отставке Андрей Пивиков 20 лет отдал правоохранительной системе — уволился с должности старшего инспектора по особым поручениям управления ГАИ Амурской области. В его почетном арсенале 13 наград, в том числе и за Афганистан. А среди ведомственных самая дорогая, по словам Андрея Стефановича, — это нагрудный знак «За отличие в службе ГИБДД» 2‑й степени. Есть фильм «Инспектор ГАИ». Так вот, Пивикова вполне можно считать амурским прототипом главного героя — кристально честного и принципиального инспектора. А роль начальника гаишников в том фильме сыграл всенародно любимый Олег Ефремов, сын которого недавно убил в «пьяном ДТП» человека. Такая вот ухмылка судьбы.
— Тема животрепещущая. На мой взгляд, то, что люди, потерявшие близкого человека, не берут от Михаила Ефремова деньги, — это большая ошибка, — рассуждает ветеран органов внутренних дел, вспоминая местные дорожные антирекорды: как за сутки гаишники задержали в Благовещенске 55 нетрезвых водителей, в другой раз один экипаж за ночь выловил семь пьяных «автогонщиков». — Слава богу, хоть стал забывать фамилии сынков богатых предпринимателей и первых лиц. Собьют человека по пьяни или под кайфом, а потом их отмазывать начинают. Эти мажоры столько крови попили…
Историй, когда вседозволенность и разгульная жизнь, оплаченная из кармана родителей, сыграла с молодыми людьми злую шутку, много. И «Амурская правда» о них писала не раз. Вспомните резонансное ДТП шестилетней давности, когда пьяная девушка мчалась по улице Ленина на Land Cruiser Prado и не справилась с управлением. Черный джип на огромной скорости вылетел с проезжей части и врезался в дерево. Сама виновница ДТП осталась жива, а двух подружек убила. После суда она отбывала наказание в Среднебелой, где есть колония-поселение. Свежий воздух, гражданская одежда, деньги, магазин, где можно покупать еду, мама в гости приезжает — в колонии есть помещения для длительных свиданий, обустроена квартира, где можно жить по три дня.
— Еще во времена работы в ГИБДД у меня сложилось твердое убеждение: если дают деньги пострадавшему, надо их брать, — считает Андрей Пивиков. — У погибшего Сергея Захарова осталась семья, дети, внуки, которым нужно получать образование, покупать жилье. В любом случае гибель человека нужно компенсировать. Все, что показывают на телекамеру: решетки на окнах, лязг замков — это все, конечно, плохо. Но я считаю: это не наказание, а только ограничение свободы. На мой взгляд, законодательство по ДТП у нас несовершенно. Уже много лет шатания то в одну сторону, потом в другую. Помните, допустимый порог превышения скорости сделали 20? То есть написано 40 км/час, а наказывать начинали только с 61 км/час. МВД тогда возражало, но никто нас не слушал. Водители расслабились, а сейчас законодатели назад начинают закручивать гайки. Мне нравится система в Германии, где всем участникам движения старше 12 лет начисляются штрафные баллы. Информация хранится в Федеральном управлении автотранспорта. Набрал 5 баллов — иди на лекцию, 7 — на семинар, а больше — придется заново сдать экзамен и пройти медицинский тест на психическую вменяемость — так называемый идиотентест, сдать который вовсе не просто. Тот, кто не прошел, пожизненно лишается права управления. Некоторым людям достаточно даже не предупреждение выписать, а устное замечание сделать, поговорить с ним. И он будет правила соблюдать. А кому‑то хоть кол на голове теши, прав лишай — это бесполезно. Как один мне сказал еще в начале службы: «Пили, пьем и будем пить — ничего не сделаете!» Также и штрафы. Для кого‑то 30 или 50 тысяч — это тьфу, а законодательство — по барабану. «Сколько надо тому, сколько сему? На!» — адвокату. В Финляндии директору фирмы Nokia за превышение скорости выписали штраф 100 тысяч долларов — ехал на мотоцикле со скоростью 75 км/час в зоне, где стояло ограничение 50. Вот это я понимаю. Законодатели разделили: совершил ДТП трезвым — одно наказание, в пьяном виде — другое. Это правильно. И штраф за нарушения правил дорожного движения не должны быть для всех одинаковыми, а зависеть от дохода нарушителя. Чтобы неповадно было.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии