Инвалид по зрению Игорь Коломыцин загорелся идеей создать клуб владельцев собак-поводырей. Фото: Владимир Воропаев.
«Это не Тузик на цепи»
Со стороны может показаться, что проблема с нехваткой денег на собак-проводников решается просто — покупкой более дешевых кормов. Но за некачественное питание псам-поводырям приходится расплачиваться здоровьем и снижением продолжительности жизни. Инвалид при этом раньше срока лишается своего помощника, ведущего его по жизни.
— Вы поймите, это же не просто собака, Тузик на цепи. А это глаза наши, это наша жизнь! — объясняет инвалид по зрению из Свободного Елена Малякина.
Со своим поводырем — четырехлетним лабрадором-ретривером Оришей — Елена вместе с октября 2017 года.
— Ориша очень облегчила мою жизнь! Мы с ней много путешествуем. Без нее это было бы сложно. А так и в Москву летали, и недавно вернулись из Бийска, где я была на обучении с октября по апрель. И в Хабаровск ездили, — рассказывает амурчанка о возможностях передвижения по миру, которые ей подарила собака-проводник. — Моя собака меня полностью чувствует. У меня сахарный диабет, и вот она даже чувствует колебания моих сахаров.
Елена Малякина подчеркивает: для таких незаменимых собак обязательно нужны корма премиум-класса. А еще ежегодные прививки, витамины, лекарства.
— Очень многие говорят — ну вам же государство выделяет. Но я считаю, что на полное обслуживание собаки эти 24 с лишним тысячи в год — просто смешно! — не скрывает эмоций незрячая жительница Свободного.
Лабрадор-ретривер Ориша для Елены Малякиной из Свободного — незаменимая помощница, подарившая возможность активно жить. Фото из личного архива.
«Собака меня полностью чувствует»
500
тысяч рублей в год — такая сумма помогла бы амурским инвалидам по зрению полноценно кормить и лечить своих незаменимых помощников — собак-проводников
Собака-поводырь в принципе обходится недешево, а жизнь в Свободном делает ее содержание еще дороже. Амурчанка пыталась кормить Оришу дорогими кормами, но «не потянула», переживает она. Ситуацию осложнило то, что в Cвободном такие корма сложно купить, а доставка из других городов еще больше удорожает питание поводыря, говорит Елена.
— А еще у нас в Свободном даже нет возможности нормально обследовать собаку. Нам нужно раз в год делать анализы, проходить УЗИ, в нашем городе такого вообще нет. Есть только в Благовещенске, но там такие баснословные цены! — сетует незрячая амурчанка.
Да и внеплановое лечение влетает в копеечку. «Когда у меня Ориша сильно заболела в январе, только на ее лечение ушло 12 тысяч», — качает головой жительница города президентского внимания.
В год нужно больше ста тысяч рублей
Игорь Коломыцин — инвалид по зрению из Благовещенска — своего лабрадора-проводника Шэла получил этой весной. И сразу же стало ясно, что самостоятельно оплачивать полноценное кормление питомца будет крайне трудно. Шэлу, как и Орише, нужны дорогостоящие корма премиум-класса. Стоят они около шести тысяч рублей в месяц. А в летние месяцы требуется гипоаллергенный корм по 7 тысяч рублей за упаковку. Плюс к этому собаку-проводника нужно ежедневно подкармливать дорогим твердым сыром, сырым мясом, фруктами, кефиром или ряженкой. По самым скромным подсчетам, в год на такое кормление уходит больше ста тысяч рублей, в месяц — в среднем десять, не считая визитов к ветеринарам и лекарств. При этом пенсия по инвалидности у незрячих едва приближается к 14 тысячам.
Фото: Владимир Воропаев
— Пенсия у меня в месяц — около 13 тысяч 500 рублей. Дополнительно к этому государство выделяет в год на собаку-поводыря около 25 тысяч. Разделите эту сумму на 12 месяцев, сколько получится? В итоге у инвалидов выход один — если не находится меценат, который берет их под свою опеку, слепой голодает. Не позволяет себе вообще ничего, сидит на одной лапше. Потому что все уходит на собаку, — признается в финансовых трудностях Игорь Коломыцин.
Кто будет голодать?
С одной стороны, инвалиды, решившиеся на четырехлапого проводника, обретают смысл и радость жизни — благодаря умным собакам оказавшиеся в темноте люди перестают проводить жизнь в четырех стенах и становятся гораздо активнее. С другой стороны, платой за это становится постоянная дилемма — нормально питаться самому или кормить хвостатого помощника.
«Когда встает выбор, кто будет недоедать — собака или инвалид, если человек порядочный, недоедать будет он».
— Слепые, получившие собаку, крутятся как могут, денег на кормление не хватает. И когда встает выбор, кто будет недоедать — собака или инвалид, если человек порядочный, недоедать будет он, — вздыхает Игорь Коломыцин. — Немногие из слепых решаются взять собаку-проводника. Потому что это страшно дорогое кормление, страшно дорогое содержание, люди не хотят голодать.
По словам незрячего благовещенца, иметь собаку-поводыря — это все равно что инвалиду взять на довольствие взрослого мужика. Попробуй обеспечь такому полноценное питание.
В поисках помощи
— Я сейчас вот еще месяц Шэла откормлю, а потом чем его, хулигана, кормить, я не знаю. Поэтому Шэлчик ищет себе спонсора, чтобы корм купить, — надеется на поддержку со стороны благовещенец. Инвалид мечтает найти для своего поводыря не единоразовую помощь, а постоянного спонсора. «Бывает, нам помогают деньгами, например, чтобы слепой съездил куда-то на мероприятие. Мне, например, весной дали денег на поездку в Москву в школу собак-проводников в Купавне. Но такая помощь обычно одноразовая, а потом про нас забывают, и никто уже не интересуется нашими делами», — грустит амурчанин.
В то, что спонсор действительно найдется, Елена Малякина почти не верит. И замечает, что в сложной финансовой ситуации владельцы собак-поводырей будут благодарны любой помощи.
— Честно говоря, я буду рада даже 15 тысячам рублей, чтобы мне собаку полноценно обследовать. Любой копейке будешь рад, чтобы была помощь собаке, — признается девушка.
В Амурской области живут еще три незрячих инвалида с собаками-поводырями: в Зее, Талакане и Благовещенске. Они находятся в такой же сложной ситуации, как Елена Малякина и Игорь Коломыцин. Доплаты от Фонда социального страхования почти в 25 тысяч рублей им катастрофически не хватает.
Для помощи со стороны региона нужна законодательная инициатива
Со стороны области дополнительные выплаты для владельцев собак-поводырей не предусмотрены. В правительстве Приамурья журналисту АП сообщили, что в областном законодательстве нет нормы, благодаря которой можно было бы обеспечить поддержку владельцев собак-поводырей. Поэтому в региональном бюджете не закладываются средства на эти цели. «Амурская правда» решила обратиться в амурский парламент с вопросом о том, возможна ли подобная законодательная инициатива в нашем регионе. Ведь в ряде субъектов страны слепым с собаками-поводырями уже помогают на региональном уровне, и этот опыт можно перенять.
Спонсор, найдись!
«Амурская правда» надеется, что, несмотря на сложные времена, связанные с пандемией коронавируса, область не осталась без отзывчивых компаний или просто обеспеченных людей, которые захотят и смогут взять под свое крыло незрячих амурских инвалидов с собаками-поводырями. Если у вас доброе сердце и есть финансовая возможность оказать серьезную поддержку слепым амурчанам с собаками-поводырями, звоните в «Амурскую правду» с предложениями на номер 8-962-295-42-64. Мы очень вас ждем!
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии