• Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)
  • Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)
  • Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)
  • Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)
  • Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)
  • Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)
  • Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)
  • Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)

Детская железная дорога помогала фронту

Детские железные дороги построили в первой половине XX века по всему Советскому Союзу. Подобные предприятия создавались для обучения школьников основам железнодорожного дела. И до сих пор они играют важнейшую роль в подготовке будущих работников железнодорожного транспорта. Малая железная дорога в Свободном — часть этого огромного комплекса. Она — самая длинная детская железная дорога в России, ведь ее протяженность составляет 11,6 километра.

4

августа Свободненская детская железная дорога отметила 80-летний юбилей

Детская железная дорога в Свободном начала строиться в 1939 году по инициативе школьников и работников управления Амурской железной дороги и уже на следующий год была готова к эксплуатации.

В военное время ее использовали для перевозки всего, что было необходимо для фронта. По проложенной осенью 1941 года временной ветке до совхоза «Свободненский» юные железнодорожники обеспечивали доставку строевого леса, угля, дров и соли для совхозного мясокомбината, а обратно везли мясо и овощи. По информации службы корпоративных коммуникаций Забайкальской железной дороги, всего за годы войны по детской дороге перевезли более 26 тысяч тонн народнохозяйственных грузов. В послевоенные годы она стала использоваться по прямому назначению — учить будущих железнодорожников.

Если дети ошибутся, поезд может сойти с рельсов

Из детского на железной дороге только возраст ребят и габариты поезда: колея в два раза уже обычной. Но обязанности и уровень ответственности у юных железнодорожников как у взрослых. Если ошибутся дежурный, сигналист или помощник машиниста, поезд может сойти с рельсов. Но за все время существования Свободненской ДЖД ни разу не случалось аварий: у «руля» любого детского поезда стоит взрослый машинист.

В кружке «Юный железнодорожник» Малой детской дороги занимаются школьники не только из города Свободного, но и разных населенных пунктов Амурской области, таких как Ерофей Павлович, Уруша, Сковородино, Магдагачи, Ушумун, Шимановск, Белогорск, Бурея и станция Завитая. Обучение юных железнодорожников на линейных станциях проводится на базе школ, а в городе Свободном — в учебном центре Свободненской ДЖД.

В общей сложности в 2019—2020 учебном году обучение в кружке прошли 1 153 человека. В учебный период ребята изучают теоретический курс, а на летних каникулах знакомятся с профессиями и пробуют себя в роли настоящего работника железнодорожного транспорта.

Карьерная лестница как у взрослых

На детской железной дороге своя карьерная лестница. В первый год ребята осваивают не очень сложные профессии: проводник вагона, диктор, дежурный по вокзалу и так далее. С каждым годом уровень ответственности растет: дети учатся на бригадира поезда, осмотрщика вагонов, начальника поезда, дежурного по станции и помощника машиниста.

5

дней длится смена по 4 часа

 

Летний сезон поделен на смены. Юные железнодорожники работают по 4 часа в день в течение пяти дней. В общей сложности в одной смене задействовано более 50 детей, с утра — городские, после обеда — иногородние.

Во время практики ребята живут в учебном центре. Благоустроенное общежитие на 55 койко-мест занимает второй этаж учебного центра. Юным железнодорожникам, как городским, так и иногородним, предоставляют питание и трансфер — от места практики до дома. На все это тратятся немалые средства, но руководство ЗабЖД считает, что воспитание будущих квалифицированных работников того стоит. 

— Мы работаем на будущее, готовим профессионалов, — рассказала директор Свободненской детской железной дороги Елена Марковская. — Это главная цель нашей деятельности.

Такой подход руководства дает ощутимый результат: ежегодно более 40 % юных железнодорожников поступают в профильные техникумы и вузы, в прошлом году их было 42 %.

Новые вагоны и 3D-принтер

В 2012 году на предприятии произошли грандиозные изменения. За два месяца силами многих подрядных организаций выполнили огромную работу: установили новейшее оборудование СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки. — Прим. ред.) и связи, модернизировали систему стрелок и сигналов, капитально отремонтировали объекты, благоустроили территории ДЖД.

Более

50

тысяч детей прошли обучение на ДЖД за 80 лет

Сегодня парк подвижного состава включает в себя три локомотива, шесть пассажирских вагонов и две грузовые платформы.

В 2019 году был проведен ремонт учебного центра. В нем подготовили площади для детского технопарка «Кванториум-28 в Свободном». Здесь обучают по нескольким инженерно-техническим направлениям: Гео+Аэро квантум, Робо+IT квантум, Хай-Тек База, VR+Промдизайн квантум. С началом нового учебного года ребята Свободного, в том числе юные железнодорожники, получат возможность заниматься в «Кванториуме». Кружки имеют современные станки и приборы, есть даже 3D-принтер.

Праздник на дистанционке

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в работу Малой Забайкальской железной дороги. Из-за высокого риска заражения в этом году практики решили отменить. Но это не значит, что обучение прекратилось совсем.

— Мы перешли на дистанционное обучение с помощью программы Google Класс, как и другие ДЖД, — рассказала Елена Марковская. — Мы выкладывали материалы онлайн, устраивали квесты и игры.

Эпидемия изменила не только учебный процесс, но и празднование юбилея Свободненской ДЖД. Руководство предприятия планировало организовать большой концерт, но по понятным причинам он был отменен. Праздничные мероприятия тоже прошли дистанционно: организовали конкурс рисунков и стихов, онлайн-марафон, состоящий из творческих и интерактивных заданий, а также записали поздравительные видеоролики.



 

Маленькая дорога в большую жизнь: в Свободном из пятиклашек растят министров-железнодорожников

Возрастная категория материалов: 18+