Уроки пандемии
— Андрей Долиевич, пандемия стала главным мировым событием прошлого года. С чем пришлось столкнуться Амурскому государственному университету?
— Прошедший год действительно оказался непростым. Осваивать работу в онлайн-режиме пришлось всем. Помогло то, что Амурский государственный университет давно готовился к более активному использованию дистанционных форм обучения. Наши студенты уже не первый год слушают онлайн-курсы ведущих вузов, правда раньше это относилось в первую очередь к дополнительному образованию.
Весной прошлого года нам пришлось в оперативном порядке переводить в дистанционный формат более полутора тысяч дисциплин: март и апрель были очень напряженными. Тем не менее с пиковой нагрузкой мы справились неплохо — лучше, чем в среднем по стране, и к маю полностью стабилизировали учебный процесс.
72
образовательные программы реализует сегодня Амурский государственный университет
Помогло то, что вуз не испытывал проблем с аппаратным и программным обеспечением дистанционного обучения. Сегодня в АмГУ действует одна из крупнейших корпоративных сетей в регионе, связывающая более 1,4 тысячи компьютеров, мощный серверный блок, самое современное программное обеспечение. В среднем на один компьютер приходится три учащихся. Данный показатель гораздо выше соответствующих нормативов.
Сейчас мы работаем в смешанном режиме, большинство студентов до сих пор учатся в удаленном формате, но первого февраля планируем вернуть в аудитории около трехсот студентов, восьмого — еще семьсот. В основном это ребята выпускных курсов и инженерных и естественно-научных специальностей. Дальше будем смотреть на эпидемиологическую обстановку в области.
— Еще до начала пандемии вы неоднократно говорили о необходимости развития онлайн-обучения. Насколько эффективным на сегодняшний день показало себя дистанционное образование, что из полученного опыта планируете использовать в будущем?
— Как показала сессия, успеваемость студентов не упала. Но пока сложно судить, с какой строгостью оценивали преподаватели учащихся в нынешних условиях. Думаю, когда ситуация стабилизируется, мы займемся более глубоким анализом. Дистанционное образование оставляет четкий информационный след: у каждого преподавателя есть личный кабинет, где отображены курсы, отмечается присутствие студентов, сохраняется его переписка с группой, ответы на вопросы. Но проанализировать это одномоментно не получится: у нас сотни педагогов и тысячи студентов.
«Сегодня университеты должны становиться эпицентрами опережающей подготовки специалистов, центрами науки и инноваций, социокультурного развития региона и генерации молодых талантов», — уверен Андрей Плутенко.
Несомненный плюс онлайн-обучения — возможность асинхронного доступа к учебному контенту. Тебе не обязательно слушать лекцию тогда, когда ее может прочитать преподаватель: можешь сделать это в любое удобное время. Правда, есть и обратная сторона медали — такой формат требует от студента дисциплины и системности занятий. Поэтому сейчас в магистратуре все лекции начинаем читать только в прямом эфире. Кстати, профессор нашего университета Анна Масловская, которая в рамках совместного научного проекта работала этой осенью в Мюнхенском техническом университете, рассказала, что этот вуз проводит дистанционные лекции только онлайн, никакого асинхрона. Как видите, даже в «дисциплинированной» Германии студенты остаются студентами, и преподавателям приходится это учитывать.
Лабораторные работы проходят в очном формате.
Пандемия заставила нас осваивать дистанционный формат в максимально сжатые сроки. Но в итоге к сегодняшнему дню мы создали около 300 личных кабинетов преподавателей, почти пять тысяч личных кабинетов студентов. В системе дистанционного обучения создано и представлено более 2 600 онлайн-курсов. Теперь наши студенты смогут учиться по индивидуальным траекториям профессионального развития и значительно расширить возможности академической мобильности, взаимодействуя с ведущими университетами страны.
Думаю, онлайн-обучение, даже можно сказать шире — электронное обучение, займет в нашем арсенале образовательных технологий важное место. На мой взгляд, будущее за смешанным образованием, которое включает и очную, и удаленную формы. И важно хорошо сбалансировать их, исходя из требований каждой учебной дисциплины.
Госуслуги для приемной кампании
— До новой приемной кампании остается не так много времени. Предыдущая прошла в разгар пандемии, и нынешняя, скорее всего, будет учитывать этот фактор. Какой будет эта приемная кампания и чего ждать абитуриентам?
— Конечно, мы надеялись, что эта кампания будет другой. Но будем работать в тех условиях, что есть. Возможность дистанционной подачи заявлений была у нас и раньше, а в прошлом году мы, видя потребность, сформировали кол-центр, обучили сотрудников. Иногда проблемы возникали у выпускников школ из отдаленных населенных пунктов, где пока плохо с интернетом. Но мы были с ребятами на связи, помогали, отслеживали получение документов. В итоге все до единого заявления были отработаны.
2600
онлайн-курсов создали преподаватели АмГУ за время дистанционного обучения
Очевидно, это станет нашей постоянной практикой, и летом этого года университет будет принимать заявления и документы дистанционно. Для каждого абитуриента на сайте университета сформируем личный кабинет — там ребята смогут разместить всю требуемую для поступления информацию.
В этом году мы планируем подключить суперсервис госуслуг «Поступление в вуз онлайн». В этом случае нам не придется подтверждать личность абитуриента — все есть в системе. А выпускник школы сможет не только удаленно подать документы в университет, отслеживать рейтинг в списках кандидатов на зачисление, но и получать уведомление о зачислении или отказе в нем.
Большие планы
— Сейчас АмГУ формирует стратегию развития до 2030 года. Какие векторы развития вы видите, на что в первую очередь будете делать ставку?
— Современный университет — это уже не просто локальное образовательное учреждение. Сегодня университеты должны становиться эпицентрами опережающей подготовки специалистов, центрами науки и инноваций, социокультурного развития региона и генерации молодых талантов.
Я хочу, чтобы АмГУ стал местом, где помогают максимально раскрывать таланты и способности наших ребят. Для этого необходимо более индивидуально подходить к каждому студенту, и цифровые технологии здесь играют важную роль, ведь нагрузка на преподавателей сегодня очень высока.
Также мы хотим сделать университет комфортным местом для учебы, работы. Да, нам не хватает ресурсов, но жаловаться не будем, будем искать. Наши студенты должны чувствовать себя комфортно на территории университета — начиная от бытовых условий и заканчивая характером взаимоотношений с сотрудниками и преподавателями университета. Сейчас мы активно обсуждаем, как достичь этих целей. Надеюсь, к началу апреля завершим работу над программой стратегического развития АмГУ до 2030 года и обязательно сделаем ее публичной.
Иностранные студенты не теряют интерес к АмГУ
Закрытые границы не помешали набору и обучению иностранных студентов. Несмотря на обстоятельства, в АмГУ сохраняется тенденция роста числа новых иностранных студентов и слушателей курсов подготовки к поступлению в университет.
По сравнению с 2018 годом количество иностранных студентов, поступивших в АмГУ в 2020‑м, увеличилось примерно в два с половиной раза.
АмГУ давно готовился к более активному использованию дистанционных форм обучения.
Обучение проходит на базе системы Moodle. Также преподаватели активно используют популярные в КНР мобильные коммуникационные онлайн-платформы — это позволяет точечно курировать каждого студента. Новый опыт по внедрению дистанционного онлайн-обучения иностранцев открывает перспективу применения сетевых форм обучения по программам двойного диплома с ведущими университетами Китая.
— В этом году мы добавим новые направления магистратуры и откроем набор иностранных абитуриентов на педагогические направления «Спортивные и физкультурно-оздоровительные технологии» и «Современные технологии преподавания английского языка». Вторую программу будут преподавать на английском языке, — отмечает Андрей Плутенко. — И, если немного отвлечься от образования, в текущем году мы закончим создание первого в истории российско-китайского космического спутника с нашими коллегами из Харбинского политехнического университета.
Такие разные студенты
— Андрей Долиевич, под вашим руководством тысячи школьников ежегодно становятся учащимися университета. А каким студентом были вы и чем нынешнее поколение отличается от вашего?
1000
студентов АмГУ вернутся на очное обучение в феврале
— Знаете, я был обычным студентом. Прогуливал ли пары? Признаюсь, случалось, но нечасто. До пятого курса мне нравилась профессия инженера-механика, а при написании диплома требовалось провести много расчетов, и я впервые попал в вычислительные центры «Амурэнерго» и областного статистического управления и увлекся программированием. Все, что касается цифровых технологий, мне интересно до сих пор.
Современные студенты, наверное, больше думают о своем будущем. Мы были уверены, что государство обеспечит нас работой, даст крышу над головой. Сегодня молодежь рассчитывает в первую очередь на себя. Очень многие работают с третьего-четвертого курса. Студенты все очень разные, и к каждому нужен индивидуальный подход. Именно это мы и пытаемся осуществить в стенах нашего университета.
«Вторая грамотность для всех»
«С февраля мы начинаем серию открытых обзорных лекций для преподавателей АмГУ по большим данным, облачным технологиям, машинному обучению, системам искусственного интеллекта и другим современным направлениям, — делится планами ректор. — То, что раньше было уделом специалистов, стало второй грамотностью для всех».
Вуз построит каток вслед за бассейном
— Новый крытый каток, который появится на территории АмГУ, анонсировали пару недель назад, но благовещенцы уже ждут его с нетерпением. Расскажите подробнее о проекте?
— О ледовом катке мы думали давно: микрорайону города остро не хватает спортивной, культурной и просто досуговой инфраструктуры. Правда, наши планы не выходили за рамки постройки открытой хоккейной площадки. Поэтому университет с воодушевлением принял предложение губернатора Василия Александровича Орлова о строительстве на нашей территории крытой ледовой арены за средства бюджета Амурской области. Это первый случай в нашей истории, когда регион берет на себя полное финансирование строительства объекта на университетской территории, — рассказал ректор АмГУ. — Это будет крытая ледовая арена с полноценной хоккейной площадкой, трибунами, системой подготовки льда, всеми необходимыми специальными помещениями.
Базовый проект стадиона выбран, техзадание на проектирование согласовано с Министерством науки и высшего образования России и с правительством Амурской области, сейчас идет конкурсный отбор проектировщика.
— Этот год будет посвящен в основном проектированию объекта и прохождению госэкспертизы проекта. Если все сложится успешно, очень надеемся начать строительство в конце этого года, — отмечает Андрей Долиевич. — Вместе с министерством по физической культуре и спорту области мы планируем, что на стадионе будет заниматься детско-юношеская хоккейная школа, АмГУ создаст свою хоккейную студенческую команду и, конечно, часть времени предоставим благовещенцам для свободного катания.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии