Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №37 (29030) от 22 сентября 2022 года
Издается с 24 февраля 1918 года
28 сентября 2022,
среда

Звезда «Угрюм-реки»: советский актер Виктор Чекмарев работал в Амурском театре драмы

Спецпроекты

Известный советский актер театра и кино Виктор Чекмарев создал десятки ярких образов на сцене, в том числе и самого вождя Иосифа Сталина. Его пронзительный взгляд в роли Петра Громова —  персонажа советского фильма «Угрюм-река», который стал символом настоящей русской души, — до сих пор трогает зрительские сердца. Но мало кто знает, что впервые с этим образом Виктор Чекмарев познакомился в Амурском театре драмы — и уже тогда поразил критиков и зрителей ярким типажом. Будущий заслуженный артист РСФСР почти 14 лет жил и работал в Амурской области, а покинув Благовещенск, сделал карьеру в кино. «Амурская правда» вместе с краеведом Александром Федоровым открывает новую рубрику «Забытые имена» об известных людях, чья жизнь и судьба были связаны с Благовещенском и Приамурьем.  

  • Кадр из к/ф «Угрюм-река» / kino-teatr.ru
  • Фото: Walkeru@km.com
  • Фото: Владимир Воропаев

В театре Благовещенска в «Угрюм-реке» он сыграл Прохора Громова, а спустя 20 лет повзрослевший актер исполнил в кино роль его отца Петра.

Биржа заманила в Приамурье

В этом году отмечается 110 лет со дня рождения артиста. Трудно поверить, что рост актера такого масштаба произошел в амурской глубинке — Виктор Чекмарев служил в театре Свободного, а в 1948 году, после того как городской театр Благовещенска стал областным, перешел в него. Именно на его сцене он и сыграл свои главные театральные роли.  

«Наш маленький Благовещенск — город, где удивительно переплетаются судьбы. И эти факты остаются неизвестными долгие годы. Сейчас ушло поколение, которое видело этого актера на амурской сцене и узнавало потом в кино. Даже сейчас, видя его фильмы, люди не ассоциируют Виктора Чекмарева с нашим регионом», — делится амурский краевед Александр Федоров.  

Чекмарев родился в 1911 году в Астрахани, окончил 10 классов школы и учился в техникуме на землемера — серьезное образование для того времени. Он рано открыл в себе тягу к актерству, играл в театральных кружках, совмещал работу актера с основной, а затем окончательно ушел на сцену. В Амурскую область он приехал в 1940 году, имея за плечами работу в театрах Махачкалы, Астрахани и Москвы: в столице он служил в Реалистическом театре под руководством Николая Охлопкова, а затем Камерном театре Александра Таирова — режиссера, который не боялся ставить эксперименты на сцене и расширил репертуар дореволюционного и советского театра спектаклями по зарубежным произведениям.  

В начале 40-х театр в Свободном был центром театральной жизни нашей области. Его возглавлял знаменитый Николай Уралов, актеры гастролировали по Дальнему Востоку и жили в вагонах.

На дальневосточной земле Виктор Чекмарев начал работать в драматическом передвижном театре Дорпрофсожа Амурской железной дороги в Свободном — трудно поверить, но именно это учреждение в то время было центром театральной жизни нашей области.

 — Театр в Свободном был профессиональный, в нем работали сильные актеры со всей страны: Киева, Тбилиси, Астрахани. Им руководил Николай Уралов — ученик Станиславского, великий режиссер и новатор. Постановки, которые он выбирал, от силы ставили несколько человек в стране. Об Уралове в нашей области помнят, его именем назван переулок в Благовещенске. Когда создавался Амурский театр, он возглавил его, а театр в Свободном ликвидировали — он просуществовал всего 15 лет. Труппа гастролировала, актеры объездили весь Дальний Восток, — рассказывает Александр Федоров и на мой вопрос, каким ветром в наш маленький город заносило таких людей, отвечает: — Артисты находили новое место работы через специальную биржу актеров в Москве — на нее вставали те, кто хотел поменять работу. И в Москву со всей страны приезжали директора театров и главные режиссеры и всячески заманивали актеров. Кто-то обещал жилье, кто-то хороший оклад. Поэтому в советские времена к нам в Благовещенск ехали отовсюду.

  Виктор Чекмарев с женой Ниной Феликсовной и сыном Константином в Амурской области. Фото: vchekmariov.narod.ru

Через такую биржу по приглашению Уралова Виктор Чекмарев приехал в Свободный. Он работал в театре железной дороги девять лет, в том числе все военные годы. Известен такой факт: во время войны с Японией в 1945 году в поезд с актерами сбросили снаряд — многие погибли. Виктор Чекмарев ехал в другом вагоне и остался жив.

В Свободном актер познакомился со своей второй женой Ниной, которая тоже перешла в актерскую труппу. В 1943 году у них родился сын Константин. Актеры тогда жили в железнодорожных вагонах с тонкими фанерными перегородками. Каждой семье выделялось купе. Малыш спал в корзине на полке вагона, которую привязывали во время движения поезда. «Дома» отапливались печью, в них было очень холодно. «Трудно представить, как можно жить в вагончике при наших морозах, а тогда зимы были еще суровее», — удивляется Александр Федоров. И отмечает: в те годы у всех жизнь была нелегка.

На просторах интернета нашлись воспоминания о том времени супруги актера Нины Феликсовны: «Театр Дорпрофсожа, где мы работали и жили, был предназначен для обслуживания населения (в основном работников железной дороги и членов их семей) многочисленных городов и поселков, нанизанных на Забайкальскую и Амурскую железные дороги (от Байкала до Владивостока). Железная дорога и ее работники являлись в те времена военизированной организацией. Даже сотрудники театра носили железнодорожную форму военного образца. В обязанность театра также входило культурное обслуживание многочисленных воинских частей, размещенных на Дальнем Востоке. Когда война пришла в Маньчжурию, следом за армией нас послали на китайскую территорию обслуживать военных».  

Личное дело на выброс

Фото: Владимир ВОропаев

  Биографию и свои данные актер заносил в документы своей рукой.

В руках я держу подтверждение — 80-летний лист бумаги, на котором витиеватым почерком написан адрес: «г. Свободный Амурской области, тупик 501, вагон театра № 1». Уникальные документы — выписки из трудовой книжки, характеристики, рецензии на спектакли с участием Виктора Чекмарева, а также его собственноручно написанная биография — личное дело из Амурского театра драмы много лет хранится у Александра Федорова.  

— В 1989 году во время ремонта Амурский театр переезжал в здание на улице Ленина, где сейчас располагается арбитражный суд. И кто-то выбросил личные дела не работавших уже актеров, среди них и документы Чекмарева. Один человек нашел их на улице, причем это была осень, чудом их не намочило дождем. Позже я выкупил эти бумаги. Иногда перечитываю и удивляюсь тому, насколько другим было время. Здесь есть подпись самого Уралова — это уникальные документы, — говорит Александр Федоров.

В Амурском театре драмы, который благодаря Николаю Уралову гремел на всю страну, Виктор Чекмарев стал ведущим актером.

—  Тогда не было телевидения, и актеры театра были самые настоящие звезды. Люди шли в театр! Поклонники поджидали любимых актеров после спектаклей, время было трудное и скромное, цветы не дарили. Да и какие цветы — в те голодные годы полки магазинов были пусты, люди получали продукты по талонам. Главный знак внимания тогда — проводить артиста поздним вечером после спектакля до дома, — говорит краевед.  

«Личное дело Виктора Чекмарева — это уникальные документы и отражение эпохи, очевидцев которой уже не осталось», — говорит краевед Александр Федоров.

В Благовещенске, который в то время был полностью деревянным, Чекмарев жил по улице 1905 года, дом 199 — это современная улица Зейская, однако сейчас предполагаемый район застроен зданиями. Первые капитальные дома в городе появились только в 60-х годах.

В списке сыгранных Виктором Чекмаревым ролей, который тоже есть в личном деле, — около 30 персонажей. Наиболее удачные образы, как значится в личном деле, — это Чупурной в «Детях Солнца» Горького, Егор Булычев, Майоров в «Глубокой разведке» А. Крона и Восьмибратов в «Лесе» Островского. Есть и роли по произведениям зарубежных классиков: Гюго, Шиллера, Бальзака, Бернарда Шоу.

Фото: Владимир Воропаев

Здесь же на тонких листках из печатной машинки — рецензии из «Амурской правды» и отзывы критиков и зрителей разных городов на постановки с Чекмаревым. Он цеплял своей актерской игрой и мастерством перевоплощения и обычного рабочего, и искушенного эксперта. Сейчас, говорит Александр Федоров, о знаменитом актере вспоминают во время юбилеев театра драмы — печатают краткую информацию в праздничных буклетах.

Репертуар театра на таланте актера

В личном деле выписки из трудовой книжки: «Объявлена благодарность», «Премирован месячным окладом», «Благодарность и премирован натурой 70 кг картофеля за хорошие показатели на уборочной», «Награжден грамотой обкома и облисполкома г. Благовещенска за успехи, достигнутые в области искусства» — 30 записей за время работы в Свободном и Благовещенске.

Хранится в уникальной папке и несколько характеристик на Чекмарева за подписью Николая Уралова, по-советски немного строгие, все они подчеркивают важность артиста для амурского искусства: «Для театра товарищ Чекмарев представляет громадную ценность как актер, на котором театр всегда строит основные спектакли своего репертуара. Как актер, мастерство которого и одаренность решали судьбу многих спектаклей», — гласит одна из них.

«Чекмарев был просто незаменим, неповторим и неподражаем в ипостаси кулаков и лавочников, приказчиков и спекулянтов, двурушников-перевертышей и мужичков-прохиндеев — в общем, «всяко-разной, крайне безобразной контры».

Одним из ярких образов, который создал на амурской сцене Чекмарев, стал Иосиф Сталин в спектакле «Незабываемый 1919-й» лауреата Сталинской премии Всеволода Вишневского. В характеристиках, которые бережно сохранены Александром Федоровым, критики и зрители восхищены схожестью актера с вождем. «…Образ вдохновенный, убедительный, проникновенный, помогающий средствами театрального искусства познавать характер и величие натуры нашего вождя», — подчеркивает выписка из выступления старшего консультанта Всероссийского театрального общества Гайгеровой Екатерины Андреевны от 16 июня 1951 года.

Фото: Владимир ВОропаев

К этому времени Виктор Чекмарев имел уже огромный багаж ролей. И именно в Благовещенске он сыграл в постановке «Угрюм-река» по роману Вячеслава Шишкова. На амурской сцене он представил Прохора Громова — героя, который чуть позже покорит всю страну в одноименном фильме. Это история талантливого и амбициозного человека, который стал самым могущественным предпринимателем Сибири. Первоначально честный и нравственный, он постепенно увяз в болоте зла, и жизнь его закончилась трагически. 

«Работа т. Чекмарева не стихийная и не случайна. Осмысление и глубокое проникновение в жизнь образа позволили т. Чекмареву придать образу Прохора индивидуальную, конкретную характеристику… Исполнение т. Чекмарева богато и в эмоциональном отношении… Действительно и целенаправленно все исполнение тов. Чекмарева. В каждый отдельный момент мы видим и понимаем, что хочет и добивается Прохор, какой внутренней жизнью он живет», — отрывки из рецензии на работу актера той же Гайгеровой. Ее оценка труда Чекмарева занимает несколько листов.   

В октябре 1951 года за большие достижения в области советского театрального искусства Виктору Чекмареву было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Указ тоже есть в личном деле.

— В то время звание актеру в Благовещенске получить было трудно, некоторые актеры и уезжали отсюда по этой причине. Первым звание получил Николай Уралов, а вторым — Виктор Чекмарев, который стал заслуженным артистом РСФСР. Это было единственное его звание, хотя, безусловно, он достоен звания народного — после его огромной работы в кино он был известен всей стране, — говорит Александр Федоров.

Ленинград и кино

 Чекмарев с семьей. Фото: vchekmariov.narod.ru

В 1953 году Виктор Чекмарев с женой и 10-летним сыном покинули Благовещенск. Он недолго поработал в провинциальных театрах Свердловска и Перми, и с 1957 года и до конца жизни жил в Ленинграде, став артистом студии «Ленфильм». Уже в сознательном возрасте он начал играть в кино. Первый фильм состоялся в 44 года — «Дело Румянцева», где Чекмарев сыграл рецидивиста Шмыгло.

— Наверное, понимал, что его масштаб больше театра, любой театральный актер мечтает сниматься в кино. Чекмарев был интеллигентным человеком, а в кино играл рецидивистов. Идеально получались у него отрицательные персонажи, — говорит Александр Федоров.

И это отмечали многие. Он настолько вживался в роль хитрого, коварного злодея, что на улице на него могли броситься с кулаками.

Сын Виктора Чекмарева Константин сейчас живет в Санкт-Петербурге и трепетно поддерживает память о своем отце. Он участвовал в создании портала, на котором размещены данные о жизни творчестве отца.  Этот портал создал сотрудник музея родного города Виктора Чекмарева Астрахани Наталья Шутько. 

 Фото: kinoteatr.ru

По мнению сына, в кино талант не оценили по достоинству.

«Первая же роль в фильме «Дело Румянцева» сыграла над ним злую шутку. По неписаным, но строго соблюдаемым канонам советского кино актер, сыгравший (пусть и великолепно) отрицательного персонажа, навсегда зачислялся в категорию исполнителей второго плана. Ему не дозволялось не только выступать в роли положительного героя, но и получать соответствующие его таланту почести и награды. Но даже в этой, казалось бы, неблагодарной работе он сумел так проявить свой талант актера, что запомнился даже очень придирчивому и искушенному зрителю», — приводит газета Астраханской области «Волга» слова Константина Чекмарева.

Однако сам актер был доволен своей судьбой. Некоторые источники приписывают ему высказывание о том, что «в прозе рассказ не ценится меньше романа или повести только потому, что в нем меньше страниц».

«Яркий и сильный»

В 90-е, когда Александр Федоров стал обладателем исторических документов, в Благовещенске имя Виктора Чекмарева уже забылось. Тем более очевидцев творчества артиста на амурской земле в наше время не найти. Краевед благодаря обширным связям в культурной среде собирал по крупицам сведения у тех, кто знал актера в жизни.

— Народная артистка Татьяна Пилецкая, с которой мы давно дружим, рассказывала о нем — они жили в соседних домах в Санкт-Петербурге. Отзывалась как о добром, общительном человеке. У Виктора Чекмарева, с ее слов, была трофейная «яхта», сын  называет ее катером. Дело в том, что после войны из Германии привозили картины, ковры, одежду женскую, автомобили, а у него была яхта, на которой он любил кататься. Он жил у Балтийского моря, этот район называется «Черная речка» — тот самый, где когда-то произошла дуэль Пушкина и Дантеса. Вместе с сыном они всерьез увлекались судоходным делом. Виктор Чекмарев прекрасно рисовал, его картины сейчас можно найти в интернете, — отмечает Александр Федоров.

«Амурская правда» связалась с сыном актера,  и он поблагодарил за внимание к памяти. С его слов, в семье было три катера, и мастерили они их вместе с отцом сами из материалов, которые было трудно достать. Оба они были членами водно-моторного клуба ДОСААФ, а Виктор Чекмарев был судьей по водно-моторному спорту республиканской категории.

Рецензия на спектакль в газете «Амурская правда» за 1949 год: «Личный жизненный опыт, мастерство, приобретенное за долгие годы работы на сцене, любовь к своему делу, постоянная кропотливая работа над собой — вот что обеспечивает неизменный успех Чекмарева у зрителя, помогает ему в большом, трудном и почетном труде актера».

В фильмографии Виктора Чекмарева 74 работы. Среди них фильмы, известные каждому образованному человеку: «Поднятая целина», «Гиперболоид инженера Гарина», «Преступление и наказание», «Бронзовая птица», «Дни Турбиных» и многие другие. В каждой роли, пусть и не главной, Чекмарев всегда создавал колоритный, яркий, самобытный и всегда запоминающийся образ. Одной из самых сложных и ярких считается работа в четырехсерийном фильме «Угрюм-река» 1968 года — он вышел с разницей почти в 20 лет после исполнения роли Прохора Громова на сцене амурского театра. В фильме повзрослевший актер сыграл купца Петра, и по равнозначности этот образ не уступает образу его сына Прохора. 

В коллекции Александра Федорова есть автограф известного режиссера. 

— Я был знаком с режиссером более двадцати фильмов Ярополком Лапшиным, в том числе фильма «Угрюм-река». Когда он жил в Москве, я с ним встречался. И он мне рассказывал о Чекмареве. Отзывался о нем как о сильном и ярком актере, — удивляет Александр Федоров.

 Фото: [email protected]

Виктор Чекмарев прожил 76 лет и ушел из жизни в 1987 году. Актер похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. На его могиле — кадры с образами из самых известных фильмов с его участием. Автором памятника стал сын актера Константин, по профессии он конструктор, табличку он изготовил своими руками. 

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Автор
02.03.2021, 11:25

Ленин, благодарю за внимательность!

— Мария Якушева
1
02.03.2021, 10:57

«Его пронзительный взгляд в роли Прохора Громова — главного персонажа советского фильма «Угрюм-река», который стал символом настоящей русской души, — до сих пор трогает зрительские сердца». Уважаемая Мария! У вас в начале текста ошибка. Виктор Чекмарёв в фильме «Угрюм-река» сыграл роль Петра Даниловича Громова — отца Прохора. Роль Прохора Громова играл Георгий Епифанцев.

— Ленин
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Харбинская чума, оспа и обмен зараженными ковидом:Роспотребнадзор открыл исторические тайны медициныХарбинская чума, оспа и обмен зараженными ковидом:Роспотребнадзор открыл исторические тайны медицины
Где в Приамурье сохранили памятник Дзержинскому и почему Железный Феликс остается образцом для ФСБГде в Приамурье сохранили памятник Дзержинскому и почему Железный Феликс остается образцом для ФСБ
В Благовещенском районе появится новый объект притяжения туристов
В центре Благовещенска историческое здание очищают от следов советской эпохи
История огромной звезды, которая загорается на первой высотке Благовещенска
Зачем амурские туристы установили на Змеиной горе памятный крест
Амурчане восстановят могилу мужа чудом выжившей в авиакатастрофе Ларисы Савицкой  
На Вознесенском кладбище установят видеонаблюдение
Мэр Благовещенска прошел с экскурсией по историческим кварталам города
Девушка из черепа: педагог восстановил внешность эвенкийки, жившей в Приамурье 100 лет назад
Бондарь вернулся на БАМ даже после смерти: прах легендарного бригадира развеяли над Балбухтой

Кадр из к/ф «Угрюм-река» / kino-teatr.ruКадр из к/ф «Угрюм-река» / kino-teatr.ruФото: Walkeru@km.comФото: [email protected]Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев
Особенный теннисист из Приамурья привёз медали с соревнований в КазаниОбщество
Многодетные амурчане получили почти 8,5 миллиона рублей на покупку спецтранспортаОбщество
Амурчан приглашают стать общественными инспекторами по охране природыОбщество
Строительство водозабора в Завитинске завершится в декабре 2023 годаОбщество
«Очень хочу в родной Белогорск»: герой телешоу «Мистер Х» вышел на связь с поклонникамиЛюди
Антикризисную акцию «Покупайте Амурское» продлят до конца годаЭкономика

Читать все новости

Спецпроекты

Ожог 85 процентов тела: журналист «Амурской правды» о пережитом кошмаре и советах врачей Ожог 85 процентов тела: журналист «Амурской правды» о пережитом кошмаре и советах врачей
«Амурская правда» создала Клуб ледовых художников и придумала нарисовать рекорд для Книги Гиннесса
Снеговик на гирлянде: жители Михайловки нарисовали сказочную открытку в память о дедушке Валерии
Чудеса строгого режима: костромские заключенные создали открытку на футбольном поле
Чудеса не заканчиваются: как шестеро смелых рисовали ледовую открытку в Грибском
Система Orphus