• Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев

Ищу повара, официанта и посудомойку

Проблему нехватки кадров в сфере общепита подняли на первой в этом году видеоконференции «Бизнес и власть», которую организовал уполномоченный по правам предпринимателей Амурской области. По словам Бориса Белобородова, многие предприниматели жалуются на дефицит кадров — официантов и поваров.

— Подрастающее поколение ориентировано на другие профессии — не на рабочие. Это проблема. И пандемия, когда почти вся отрасль общепита была закрыта, усугубила кадровый дефицит, — объясняет исполнительный директор Амурской федерации рестораторов и отельеров Татьяна Гудзовская. — Работодатели не могли обеспечить высокую зарплату, платили минимум, соответственно произошел очень серьезный отток как работников кухни, так и работников зала. Они ушли в другие отрасли, перепрофилировались. Например, повара устроились в супермаркеты, которые готовят и реализуют кулинарию, другие уехали на вахтовую работу. Когда кафе и рестораны открылись, снова появилась потребность в персонале, возник серьезный кадровый голод. Это происходит не только в нашем регионе — проблема характерна для всей страны.

Коронавирусные ограничения оголили гордость амурского общепита — кафе и рестораны с китайской кухней. Многие повара из КНР, напуганные пандемией, уехали на родину. Иностранные работники даже после истечения контракта имеют право остаться в России, но делают это единицы. Во многих заведениях сейчас чисанчи и мясо в кисло-сладком соусе готовят русские повара и даже узбеки, с иронией заметили представители ресторанного бизнеса. Закрылись известные кафе «Джонка», «Санья». «У нас целое заведение стоит закрытое, не потому что площади и деньги не нужны, а потому что элементарно нет ни поваров, ни официантов», — признался один из участников конференции.

6,4

млрд рублей составил оборот предприятий общественного питания в Приамурье в коронавирусном 2020 году, что на 5,2% ниже, чем в 2019-м

Те, кому удалось удержать шеф-повара или часть команды из Поднебесной, столкнулись с проблемой ротации кадров — этому мешает замок на границе через Амур.

— У нас было 20 поваров из Китая, все официально оформлены. Конечно, часть мы потеряли, выехать ведь им не проблема — через Москву, проблема вернуться, — делится директор по развитию сети кафе китайской кухни «Циндао» Антон Пацура. — На тех, что остались, увеличилась нагрузка. Кроме того, идет уже второй год, как они не видели семью! Раньше наши повара раз в три месяца ездили навестить родных — в основном все они из Хэйхэ, максимум из провинции Хэйлунцзян, но сейчас лишены этой возможности. Плюс они боятся общественных мест, вынуждены жить в режиме «работа — дом». Повара готовы приехать, но только через нашу таможню — лететь через столицу не хотят, боятся большого города, скопления народа.

Русские повара заменить китайских профессионалов не могут, хором говорят рестораторы. «Китайский повар учится долго — как у нас медик. Он должен пять лет отстоять помощником повара, пройти определенные этапы, набить руку, понимать и уметь применять специи, приправы, знать порядок смешивания. Рядовой российский повар не сможет обеспечить то качество, которое выдает специалист из Поднебесной, — уверен представитель «Циндао». — Если взять шеф-повара высокого уровня, который сможет приготовить блюда, максимально приближенные к китайской кухне, то у него будет другой ценник — сильно дороже. С русскими поварами мы незнакомы, не работаем».

Дефицит кадров наблюдается на всех позициях.

— В ресторанном бизнесе нехватка профессионалов всех специальностей — от топов до технического персонала. Найти грамотного, компетентного шефа, сушефа, администратора — на грани фантастики. С официантами, барменами, хостес тоже печально, — подтвердила АП владелица кафе «Старый город» Анастасия Вальде, руководитель Ассоциации гостеприимства и рестораторов Амурской области и сопредседатель регионального отделения общественной организации «Деловая Россия». — Даже из личного опыта: бывают периоды, когда в кафе месяцами подбираем кадры. Объявления в социальных сетях, подбор  через центр занятости населения не даёт желаемого результата. Мы  в большей степени находим людей благодаря «сарафанному радио». 

«Наши — пьют»

Общепит держится на поварах, поэтому именно их ждут самые лучшие предложения. А сейчас, благодаря выросшему спросу, профессионалы в принципе могут диктовать свои условия. Премиальные рестораны уже не первый год привозят поварской состав из других регионов, предлагая зарплаты и жилье иногородним. При открытии чайханы «Барашка» в 2019 году там работали 23 повара и шеф-повар — все не местные. До сих пор ситуация не изменилась. В другом, открытом прямо во время пандемии ресторане «Кипарис», бренд-шефа и сушефа тоже выписали из Санкт-Петербурга.

— Собрать команду из местных — проблема. Приходится привозить кадры, потому что на рынке Благовещенска поваров крайне мало, очень большой дефицит, — аргументируют в «Барашке». — Большая часть — это, так скажем, не совсем ответственные люди, которые, отработав пару смен, уходят в отпуск без предупреждения. Я думаю, вы понимаете, о чем я.

 — Беда наших поваров в том, что они пьют», — более откровенно говорит предпринимательница, которая в бизнесе с 2008 года. — С такой спецификой, как у нас — китайской кухней, — проще нанимать мужчин. Но у нашего сильного пола проблемы с алкоголем, некоторые выпивают прямо на рабочем месте! А женщинам тяжело вок поднимать, мясо резать, сила нужна, и они хотят смены удобнее — два через два.

Из-за этого амурские рестораторы любят нанимать поваров из Поднебесной — они дисциплинированны, не имеют пугбных привычек, могут работать каждый день. Китайским поварам работодатели и платят больше, чем местным.

«Хозяева жадничают и обманывают»

— Да, мы сейчас нарасхват, — соглашается один из опытных благовещенских поваров Алексей. — Беда в том, что те, кто открывает кафе и рестораны, ничего не понимают в этом деле. Пытаются экономить, платить 120—130 рублей в час, еще и штрафовать. Уважающий себя повар не пойдет работать меньше чем за 180—190 рублей. Я — шеф-повар, в месяц получаю 60 тысяч рублей, для Благовещенска это нормальная зарплата, хотя, считаю, должно быть больше.

Хозяева часто «кидают» сотрудников на деньги, обманывают. «В кафе и ресторанах, где большие зарплаты, часто и офигенные штрафы. Не так давно я устраивался в один из дорогих ресторанов — отработал смену, но сдал ее поздно, так мне вообще не заплатили и домой не увезли! — возмущается собеседник. — Китайцам действительно платят больше, чем нам, — и по 100—120 тысяч рублей в месяц».

«Нам же в детстве постоянно говорили: будешь плохо учиться — пойдешь на кулинара или повара».

Такую же сумму назвала журналисту АП одна из собственниц среднего кафе китайской кухни. Впрочем, не все коллеги по бизнесу согласились с такими расценками — по другим данным, их зарплата 60—80 тысяч рублей в месяц. Официально озвучивать цифры никто из комментаторов не стал. «Есть спекуляции из-за того, что китайцев из-за пандемии стало меньше. Нечестно переманивают», — отметили источники.

Зарплатный демпинг

С недавнего времени в Благовещенске появился элемент жесткого хантерства, когда один ресторан в 2—2,5 раза завышает стоимость трудовой силы. Например, официантам предлагают 60—70 тысяч рублей. «Можно только недоумевать. Есть ценовой демпинг, а тут зарплатный, ради перетягивания кадров. У нас ушло два сотрудника», — отметил один из предпринимателей.

28,3

тысячи рублей составляла официальная среднемесячная зарплата работников общепита и гостиниц в Приамурье, по данным Амурстата за 2020 год

Средняя заработная плата  официантов в Благовещенске — около 30 тысяч рублей, поваров – 40-50 тысяч рублей, говорят представители общепита. Благодаря чаевым и премиям можно заработать больше, подтвердили сами работники зала: "в очень  удачные месяцы, действительно, получается около 50 тысяч.  Но 70... не слышали.  Получают ли они в реальности столько или потом их штрафуют?". 

«Были такие объявления, сам видел. Мы потенциальным сотрудникам говорим, что зарплата от 25 тысяч рублей, а дальше есть динамичный KPI, который можно выполнять и по прогрессивной шкале получать больше. Есть бариста, работающие в кофешопах два через два, получающие 50—55 тысяч рублей в месяц. У них хороший товарооборот, большой чек, выручка, мы стараемся мотивировать людей. Но мы не заявляем сразу такую высокую зарплату», — говорит один из владельцев сети кофеен DO.BRO coffee Владимир Михеев.

«Об этих профессиях не мечтают»

Как говорят  многие  представители отрасли, кадровая проблема связана с низкой популярностью рабочих профессий — сейчас  воспринимают эту работу как временную. Занятость в общепите в сознании большинства какое-то переходное место на момент безденежья или студенчества. 

— Проблема с поварским составом, официантами, менеджерами остается открытой. Если зайдете на популярный онлайн-сервис по поиску работы и подборке персонала, то увидите, что сейчас предлагают 50 тысяч рублей зарплату официанту — но их по‑прежнему нет. На сегодняшний день, к сожалению, это не та профессия, о которой мечтают, даже несмотря на такой доход, — считает управляющий чайханой «Барашка», ресторана VOSTOK (Отель Mercure) Алексей Левин. — Работа официанта воспринимается как подработка, а не как источник постоянного стабильного дохода. То же самое и с поварами. Нам же постоянно говорили: будешь плохо учиться — пойдешь на кулинара или повара. Сейчас мы ждем приемную кампанию, выпускников из сел, малых городов. Постараемся взять тех, кто не поступит, попробуем обучить их. Но нам нужно думать, где им жить.

Проблема нехватки официантов, менеджеров, администраторов, техперсонала — так называемых мастеров чистоты — была и до пандемии.

— Основная причина связана с историей, челночным менталитетом в городе, — поделилась мнением Анастасия Вальде. — Также это низкий уровень образования, профессионального, отраслевого. Потеря понимания престижа профессии, карьерного роста в рабочих профессиях. Пандемия «вскрыла нарыв». Безусловно, локдаун оказал неблагоприятное воздействие на социально-экономические показатели ресторанного бизнеса. Многие коллективы распались, линейный персонал ушел из профессии. Бизнес оголился. Кадровый голод достиг максимума.

Дело точно не в зарплатах, уверены представители предприятий.

— У нас штат российских сотрудников около 30 человек. Мы предлагаем зарплату выше средней по городу, и все равно у нас постоянные кадровые проблемы, — подтверждает директор по развитию сети «Циндао». — Хотя есть рабочая система мотивации, убрали штрафы. Многие ведь предлагают высокие зарплаты, но за каждую оплошность — плати. Проблема не в условиях работы, а головах у людей. Молодежь должна понимать, что официант — это не зазорная профессия, не какой‑то второсортный работник. В том же Хабаровске и Владивостоке ситуация лучше, наверное, потому что там больше студентов.

«Заработала на ресницы — на работу не вышла»

В официанты традиционно в основном идут студенты, которые хотят подзаработать. Но сейчас они не задерживаются на одном месте, «гастролируя» по обширной сети кафе и ресторанов.

— Я уже не беру юных. С ними вечная беда: студентка пришла, заработала себе на ресницы, и все — на смену не вышла, — жалуется владелица кафе китайской кухни, открывшая уже второе заведение за 10 лет. — Молодежь наглеет: то она хочет работать, то нет, то парень бросил, не до работы, то загуляла на чаевые. Через месяц возвращается — возьмите обратно. Я люблю сотрудников возраста 30+: они и конфликт могут погасить, имеют опыт общения с людьми. Современная молодежь не умеет общаться, официант-ребенок даже побоится подойти, если клиент возмущается, кричит. Юная, красивая и длинноногая сейчас вообще не хочет быть официанткой. Устраиваются в дорогие заведения, где хотят познакомиться с богатыми посетителями — у них другие цели. Сейчас все блогеры и красавицы с фотошопом в телефонах приходят покрасоваться, хотят быть звездами, а не работать. А ведь квалифицированный персонал должен не просто носить тарелки.

Текучка кадров есть и в крупных сетях, том же КФС. Молодежь часто ассоциирует работу официанта с глаголом «прислуживать», хотя заработки сейчас в сфере солидные — у тех, кто понимает, что такое сервис. Работодатели также обращают внимание, что чаевые —  легкие деньги,  часто легко тратятся, неопытные сотрудники порой их даже не считают. «Я знаю реальный пример, когда официант благодаря тому, что он обаятельный и харизматичный, зарабатывал 80 тысяч рублей только чаевых в месяц. Плюс зарплата за смены, — говорит Антон Пацура. — Парень отучился и уехал в другой регион».

Если молодежь воспринимает работу официанта как непрестижную, то с неквалифированным персоналом дела еще хуже. Хотя от них тоже зависит  уровень  сервиса в общепите.   

—   В посудомойщицы, кухонные работники, уборщицы часто  идут неблагополучные —  в итоге то  в запой ушла, то под наркотой на работу вышла. Большая текучка этих кадров. Пытаешься отпускать на дополнительными выходные, толку нет, — сетует владелица кафе областного центра. — Сейчас  повышенные требования по эпидемиологическим нормам, мыть нужно чаще, постоянно дезинфицировать. Плюс ведь  от техперсонала тоже многое зависит –  с  какой скоростью  овощи почистили, вовремя ли подали поварам, как помыли посуду, клиент  ценит скатерти без пятен, тарелки намытые, натертые до блеска, тогда он обязательно вернется.

Кадровый голод в Приамурье острее, чем в России

Эксперты hh.ru, крупнейшей российской онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников, по запросу АП проанализировали ситуацию на рынке труда в сфере общепита в Амурской области. С начала этого года компании из направлений «Ресторан, общественное питание, фастфуд» открыли около 120 вакансий, что в 3 раза больше, чем годом ранее. В целом по стране спрос вырос в этой сфере меньше — в 1,8 раза. Подавляющее большинство предложений — 73 % — открыто в Благовещенске, также персонал нанимают в заведения газовой столицы — Свободного (23 %), Тынды (3 %), Белогорска и Райчихинска (по 1 % от общего числа вакансий в области). Средняя зарплата, которую предлагают в регионе, составляет 47,3 тысячи рублей, что на 2 тысячи больше, нежели год назад. В целом по России с начала 2021 года открыто почти 70 тысяч вакансий в отрасли.

Повара в топе

— Рестораторы активно ищут официантов, барменов, администраторов и менеджеров зала, кассиров, однако самыми востребованными специалистами стали повара – на них приходится 17 % вакансий отрасли, также крайне высок спрос на менеджеров зала (администраторов заведений) (12 %) и барменов (10 %), — отмечает Елена Волкова, руководитель пресс-службы hh.ru Дальний Восток. — Интересно, что можно встретить и вакансии для специалистов, профиль которых не связан со сферой общепита напрямую – например, одна из сети кофеин сейчас ищет менеджера по подбору персонала, а также IT специалиста по сопровождению партнеров – франчайзи.

Средняя заработная плата, которую сегодня предлагают в сфере «Рестораны, гостиничный бизнес» в регионе составляет 47,3 тысячи рублей, что на 2 тысячи больше, нежели год назад. Топ вакансий поваров с максимальной зарплатой возглавляет  вахтовая работа —  240 000 на руки, при чем за  90 дней на Чукотке.  Амурских мастеров кулинарии также зовут в Якутию, Коми, на Ямал и в Хабаровский край. После анализа вакансий на  ресурсе можно сделать вывод, что большая часть предложений  с огромной зарплатой — это  всегда вахтовый метод.  Также амурчан приглашают в Свободный, Циолковский, на север области, обещают суммы уже гораздо ниже. В Благовещенске  в «Палки-Скалки» ждут  повар-сушиста, предлагая от 45 000 до 55 000 рублей на руки,  бар «От винта» ищет  повара в горячий цех с зарплатой от 35 000 рублей. «Метеор пицца» обещает платить повару-универсалу   до 35 000 рублей на руки. Но есть и отличающиеся  объявления.  Так, чайхона «Барашка» готова взять шеф-повара с зарплатой от 140 тысяч рублей.  Ему обещают оплатить перелет, проживание, питание. Срочно ищут и официантов — «заработная плата ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ», гласит вакансия, без конкретики. На вопрос журналиста АП могут ли официанты, менеджеры и  хостес  заработать  50- и 70 тысяч рублей, HR-специалист не стала называть цифр. Однако добавила, что "при очень сильном желании, с учетом чаевых это возможно".   

— Вся информация, которая публикуется о зарплатах в ресторане «Барашка», озвучивается в объявлениях в СМИ,  в соцсетях —  верная, только нужно понимать, что зарплата выстраивается из KPI. Суммы разные, но условия социальной поддержки,  предоставление  жилья иногородним, включая официантов, имеются  —  этот вопрос решается через собственников, — прокомментировала Надежда Овчаренко. —  Дефицит кадров тем не менее есть. 

Работать хотят молодые дамы

По данным hh.ru, с начала года в Амурской области более 170 специалистов сферы общественного питания разместили либо обновили свои резюме. Преобладают женщины — на них приходится 67 % опубликованных резюме. 29 % соискателей имеют опыт работы от 1 года до 3 лет, столько же (29 %) больше шести лет опыта. Что касается возраста, то в 47 % случаев — это люди от 18 до 30 лет.  

К лету ускоренно обучат официантов

По предложению минэкономразвития, в региональном Центре опережающей профессиональной подготовки при АмГУ (ЦОПП) до лета организуют ускоренную программу обучения официантов — на 36 часов. Правда, нужно найти желающих учиться и работать.

— Обучение одного человека стоит 5 тысяч рублей, 90 процентов оплатит бюджет — центр «Мой бизнес», 10 процентов  необходимо софинансировать работодателю. Конечно, все предприниматели готовы пойти на это, — рассказала исполнительный директор Амурской федерации рестораторов и отельеров Татьяна Гудзовская. — Сейчас идет подбор кандидатов среди студентов и тех, кто состоит на учете в центре занятости. Будет входное тестирование — чтоб не получилось так, что ребят набрали, обучили, а они разбежались.

Однако у предпринимателей нет уверенности, надолго ли останется человек работать.

— Недавно мы узнали, что из 40 выпускников колледжа сервиса и торговли будущих официантов, менеджеров зала и прочих планируют работать по специальности только 4—5 человек, — привела пример АП Татьяна Гудзовская. — Накануне разговаривала с коллегой. Она как руководитель предприятия запросила информацию о соискателях в центре занятости — ей выдали около 150 человек. Обзвонили всех, на собеседование пришли четверо, и ни один не остался работать. Проблема в том, кто и зачем становится на официальный учет в качестве безработного: людям не нужна работа — им нужно пособие. Работодатели уже выдвигают очень гибкие условия — готовы сделать удобные смены, брать хоть только на вечерние несколько часов.

1,5

тысячи безработных жителей Благовещенска и Благовещенского района официально состоит на учете в центре занятости населения. При этом работодателями открыто более 2 тысяч вакансий

Как отметил начальник отдела профессионального образования и науки минобра Михаил Захаров, не надо путать ЦОПП с центром занятости, который разыскивает безработных.

— Центр создан по нацпроекту «Образование», основная его задача — опережающая подготовка кадров, профориентация и реализация различных проектов. Он работает действительно по заявкам, но не занимается физическим поиском конкретных людей, — подчеркнул Михаил Захаров. — В прошлом году подготовлено 650 человек по 9 компетенциям из числа безработных, новые компетенции даны выпускникам колледжей и вузов. Всего обучено порядка двух тысяч человек более чем по  15 направлениям.  ЦОПП является агрегатором перспективной потребности кадров. Здесь схема отработана, и многие работодатели успешно ее реализовывают, можно обратиться как в профессиональную образовательную организацию и поработать с выпускниками, так и заключить целевой договор или обратиться в центр занятости.

Не только ЦОПП готов обучить персонал для общепита — это могут сделать и колледжи, и Институт развития образования. Осталось только найти сами кадры.  Подбором будущих специалистов в том числе занимается региональное управление занятости населения. По словам начальника управления Елены Дуленовой, в рамках нацпроекта «Демография» 1 200 амурчан смогут бесплатно пройти обучение и переподготовку.

20 мая в 11:00 пройдет ярмарка вакансий для официантов в Благовещенске. Амурчан приглашают на встречу с работодателями в центр занятости по адресу: ул. Амурская, 145. Прошедшие собеседования получат возможность пройти бесплатное краткосрочное обучение. Соискатель должен быть активным, креативным и вежливым. Трудоустройство возможно как на летний период, так и на постоянную ставку.  

Планирует обучать персонал для общепита Ассоциация гостеприимства Приамурья совместно с Ассоциацией социального предпринимательства  области  в рамках  коммерческой образовательной деятельности. «В третьем квартале этого года начинаем готовить  востребованные кадры для бизнеса   по программам профессиональной подготовки, повышения квалификации  по следующим направлениям -  сервис, ресторанное дело, рабочие специальности. По окончанию обучения будут выдаваться документы государственного образца», — пояснила Анастасия Вальде. 

«Вечных официантов нет нигде»

Владимир Михеев, один из владельцев сети кофеен DO.BRO coffee:

С коллегами оказался во многом не согласен один из известных благовещенских бизнесменов и основатель сети кофеен Владимир Михеев. Именно он в свое время популяризовал в городе культуру кофе и на базе тогда еще кофейни «Чайкофский» запустил обучение бариста, закрыв эту кадровую проблему в амурской столице. По словам предпринимателя, текучка персонала есть и в их сети: во время пандемии студенты из других городов и районов разъехались домой, и пришлось пересобирать команду линейных сотрудников. Однако главная проблема отрасли в том, что предприниматели не умеют работать c кадрами.

— Во-первых, должен быть хороший эйчар-директор или служба, которые рекрутируют людей. Второе — необходима нормальная система обучения, люди должны получать грамотные качественные знания, которые будут позволять выполнять правильно свою работу. К сожалению, средние специальные заведения не поставляют такие кадры на рынок труда. Приходится заботиться об этом самим, но в этом есть, наверное, и наша уникальность. В-третьих, мы продаем кофе не как продукт предприятия общественного питания, мы продаем инструмент получения прибыли, для этого также учим тех бариста, которые работают с этим продуктом в других предприятиях. Поэтому много людей обучаем, важно, чтобы контролировалось качество — от зерна до чашки, — аргументировал Владимир Михеев. — И последнее — умение выстроить систему мотивации. Она должна быть материальная и нематериальная, сотрудники должны приходить не только из‑за денег. Мы говорим своим: вы у нас много денег не заработаете, но проведете часть жизни в хорошем коллективе, познакомитесь с качественными продуктами, доставите радость гостям, это будет отличный опыт для вас.

Изначально и у нас была неправильная была система обучения бариста  —  набирали человек по 30, а на выходе получали двоих. Потом мы ввели систему отбора, эйчар разработал воронку: сотрудник проходил определённое количество касаний,  затем попадал на теоретическое обучение, после прохождения тестирования — на практическое, и только  после  сдачи экзамена  — на  стажировку на предприятие. Сейчас идет большой отсев на первых двух ступенях, когда понимаем временный сотрудник или нет, ему нужны деньги или преследует другие цели.

«Осуждать людей, которых мы не смогли нанять, — бессмысленно: значит мы не смогли создать условия для их работы».

— На меня, наверное, обидятся многие коллеги,  — продолжает бизнесмен.   — Но вечных официантов нет даже в Москве, наверное, ни в одном городе мира — это сфера услуг, это опыт коммуникации, сотрудник параллельно получает образование, нормальную личность невозможно притормозить. У сотрудников есть свой жизненный цикл — 2—3 года, и дальше они уходят в свободное плавание, создают свой бизнес либо получают в компании следующую точку развития. Например, студент приходит на линейную позицию и потом вырастает до обжарщика, шеф-обжарщика, бренд-бариста — есть траектория для карьерного роста. Сейчас у нас больше альтернатив, сеть развивается по России, ребят вывозим, многие участвуют в мероприятиях за пределами региона, обучают другие команды — это тоже им интересно. Но говорить, что у нас нет людей в студенческом городе, — это не смотреть на себя. Осуждать тех, кого мы не смогли нанять, — бессмысленно: значит, мы не смогли создать условия для их работы. Если сотрудник находится в некомфортных трудовых условиях, естественно, он будет выгорать, ему станет не интересно работать, и качество — а это сервис, важный в сфере услуг, — будет снижаться. Здесь либо мы должны создавать хорошие трудовые условия, обновлять материально-техническую базу либо четко понимать, что человек отрабатывает полгода и уходит.

И, кстати, мы не штрафуем в компании. Это корпоративная культура: оштрафованный сотрудник никогда не будет полноценно и хорошо выполнять свои должностные обязанности, если нанести ему личные обиды. Лучше вынесем устное, затем письменное предупреждение, потом дадим испытательный срок. Штрафовать, отбирая его заработанные деньги — бессмысленная история.

Предприятий общепита стало меньше   

 Пандемия хоть и замедлила развитие бизнеса, но не остановила его — в Благовещенске открылось немало новых заведений. Но пуск всех этих проектов был запланирован до коронавируса. По состоянию на 1 января 2021 года в  столице области работало 358 общедоступных предприятий общественного питания.

1,7

млрд рублей потратили амурчане и гости в кафе, барах, ресторанах и столовых области за январь — март этого года. По данным Амурстата, это на 0,8 % меньше, чем  за три месяца 2020-го

По сравнению с предыдущим годом  их число сократилось — пандемию не пережили 43 объекта. При этом в городе 42 кафе и ресторана с китайской кухней, как сообщает пресс-служба мэрии,  закрылось за год три таких заведения. В сфере общественного питания трудится в областном центре более 2,5 тысяч человек.  Всего в Приамурье же официально зарегистрировано, по  данным налоговой службы,  около 750  представителей общепита.

— Общепит пока не пришел в себя после ограничений, посещаемость меньше, — говорит Татьяна Гудзовская, владелец предприятий «Президент-кафе» и «Лаваши»,  исполнительный директор Амурской федерации рестораторов и отельеров. — Могу предположить, что это из-за того, что поход в кафе – не предмет первой необходимости, больше как развлечение, поэтому в первую очередь потребители отказываются от кафе и ресторанов.

Возрастная категория материалов: 18+