«Живых» денег почти не видели
«Ринг» образовался в 1992 году после реорганизации местного совхоза «Арсентьевский», который занимался как растениеводством, так и животноводством. — Мне от совхоза достался земельный пай, кормозаготовительная техника и всё совхозное поголовье, — рассказывает Иван Николаевич. — В то время многие совхозы закрывались, скот резали, мясо было дешевым, а переработки — никакой. Так мы с мужиками тоже коров резали и в Хабаровске продавали. С этих денег работникам я первое время зарплату выплачивал и покупал технику. В первые годы хозяйство засевало всего две тысячи гектаров земли. Спустя несколько лет «Ринг» расширил площадь земельных угодий, приобрел собственную производственную базу.
— В 90-х «живых» денег мы почти не видели. Расчеты вели через бартер. Урожай на запчасти меняли. Деньги можно было получить только от продажи сои, которую приобретал Иркутский масложиркомбинат. Это сегодня мы не выживаем, а живем. А тогда еле-еле концы с концами сводили, — вздыхает Иван Николаевич. — Текучка кадров была большая. Люди уезжали из села. Да и сейчас, если не платить достойную зарплату, не повышать ее регулярно, опытные сотрудники в соседние предприятия уйдут. Поэтому даже в трудные годы мы никогда деньгами наших людей не обижали.
Много лет семья Ивана Николаевича жила за счет собственного большого домашнего хозяйства и веры, что всё получится. В личном подворье Раскевичи держали до 18 коров, 40 свиней, коз и другую живность. Так, по словам предпринимателя, трудности переживали многие арсентьевцы. Домашнее мясо под Новый год руководитель КФХ и сотрудники его предприятия возили на продажу в Хабаровск, и праздник всегда встречали хорошим застольем.
— После 2008 года спрос на сою и цены на нее начали расти. В выращивании бобовых и зерновых стали использоваться новые, более совершенные технологии. На рынке появились высокоурожайные сорта сои. Тогда же фермерам государство стало предоставлять возможность покупать сельхозтехнику в лизинг, и в 2010 году мы приобрели наш первый новенький, а не б/у, комбайн. До этого больше 15 лет работали на старых «Енисеях» и ДТ75, — вспоминает Иван Раскевич.
Работать на совесть
Сегодня в парке единственного на все село КФХ — 14 комбайнов, 40 тракторов, несколько посевных комплексов. В прошлом году на предприятии отремонтировали зерновой двор, до этого — установили линию для сушки зерна. В нынешнем году решили заняться возведением дополнительных складских помещений. В строительство «Ринг» собирается вложить порядка 12 миллионов рублей. —
Недавно мы остатки сои выгружали, так самый нижний слой оказался испорченным влагой. Всего у нас шесть складов, еще совхозных, построенных в 80-е годы. Нужен новый капитальный склад, современный, — поясняет глава КФХ. — В прошлом году мы приобрели два комбайна, опрыскиватель и трактор. Благодаря госпрограмме сельхозтехника вышла дешевле на 30—60 процентов. Вообще-то мы пару лет назад едва не обанкротились. В 2019 году я застраховал свои посевы, потому что за год до этого 600 гектаров сои выбило градом. Хозяйство понесло убытки на сумму порядка 18 миллионов рублей. Через год наши поля затопило, но мы получили существенную поддержку от государства, благодаря которой смогли сохранить предприятие. А вот страховку нам так и не выплатили. Наш юрист даже в Москву судиться ездил, но получить мы так ничего и не смогли. Параллельно дом с сыном строить начали. В итоге стройка наша на четыре года растянулась. Из-за убытков, связанных с непогодой, я за гербициды не смог вовремя рассчитаться. Но партнеры мои пошли навстречу, долг перенесли на год, за что спасибо им большое.
«Ринг» строго соблюдает севооборот, используя для восстановления почвенного плодородия многолетние травы.
— Хорошо нашу землю «лечит» тимофеевка. Если эту культуру использовать три года для сенокошения, а потом ввести землю в севооборот, то два года можно хороший урожай без удобрений получать, — делится опытом Иван Раскевич. — Правда, из-за переувлажнения почв за последние пару лет очень большие затраты на производство сена выходят, сенокосы резать приходится. Но без севооборота никак нельзя. Ежегодно мы по три- четыре тысячи рулонов сена продаем. Сами развозим по селам, ведь не у каждого жителя возможность есть выбраться из деревни, чтобы корма купить.
Несколько лет назад в арсентьевском хозяйстве решили выращивать сою не только районированных сортов, но и канадской селекции.
— У нас в районе почвы в основном глинистые, тяжелые, непростые в обработке, особенно в дождь. Поэтому без мощной техники не обойтись. Протяженность полей в хозяйстве — больше 20 км. Расширение посевов мы пока не планируем. Землей нужно распоряжаться эффективно, правильно обрабатывать, грамотно распределяя мощности техники и человеческий ресурс, — замечает руководитель арсентьевского КФХ. — Люди у нас в основном работают местные, нехватки в кадрах нет. С момента образования хозяйства вместе с нами Геннадий Бондаренко, Валерий Шаркаев, Виктор Гуртовой, Геннадий Циганенко — люди, пережившие все трудности и разделившие успехи предприятия. В посевной в нынешнем году мы задействовали 40 человек. Молодежь тоже приходит. Сложились даже свои семейные династии. Например, Валерий и Рустам Знатновы, Виктор и Василий Ковалик.
В деле Ивану Раскевичу помогает сын Константин Иванович, в гости в новый дом приезжают четверо внуков, которых тоже начинает интересовать дедушкино предприятие.
— Работать надо на совесть, — делится рецептом успеха арсентьевский аграрий. — Все заработанные деньги я вкладываю в то, что лучше всего знаю и умею, — в сельское хозяйство и развитие своего дела.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии