Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №15 (29110) от 17 апреля 2024 года
Издается с 24 февраля 1918 года
20 апреля 2024,
суббота

Железо по цене золота: как рост цен и нехватка стройматериалов осложняют работу строителям Приамурья

Экономика

«Еще вчера куб готового раствора бетона стоил пять с половиной тысяч рублей, просыпаешься утром — он стоит уже семь. Причем и за семь тысяч найти практически невозможно. В области тотальный дефицит одного из основных стройматериалов», — возмущение благовещенца Алексея Сергеева разделяет сегодня большинство тех, кто пытался в течение последнего месяца приобрести цемент или бетон в Приамурье. В этом году стоимость стройматериалов растет так активно, что железо, по оценкам строителей, на сегодняшний день стоит в два раза дороже, чем девять месяцев назад. Цена на пиломатериалы у некоторых поставщиков выросла на 250—300 процентов.

Пластик, отделочные материалы, кирпич, газоблоки — подорожали в той или иной степени все группы товаров. Но даже по повышенной стоимости найти их порой оказывается не так просто. Почему исчез бетон и подорожало железо, как рост цен отражается на работе застройщиков и какие прогнозы о стоимости стройматериалов на следующий год есть у экспертов рынка — читайте в обзоре «Амурской правды».

Неуловимый бетон

— Нам нужно было залить дорожку перед домом и въезд в гараж. Обычно строители, которые берут заказ, сами договариваются о подвозе бетона в удобное для них время: я, как заказчик, просто плачу водителю бетономешалки. Но в этот раз рабочие сказали, что бетон нужно искать самому, — делится наболевшим житель Чигирей Антон Романов. — Я обзвонил все объявления по списку на «Авито», а это около десяти компаний. Все говорят: бетона нет, когда будет — не знаем. Максимум предлагали записаться в очередь.

В итоге ждать бетон чигиринцу пришлось больше недели, и даже в этом случае найти его удалось только через знакомых, причем заказывать из нескольких мест понемногу. «Когда наши строители увидели, что бетон все же привезли — очень удивились. Сказали, что сейчас они делают опалубки и уходят с объектов, так как ждать бетон нет смысла», — подводит итог Антон.

— Мы прекрасно понимаем клиентов, но у нас самих проблема с цементом, который является основной составляющей частью бетона, — рассказал АП представитель амурской компании по производству бетона, попросивший не указывать его имя. — Перебои с поставками идут последний месяц. Почему? Мы не знаем. Мне вот час назад привезли немного цемента, можно сказать, достал. Но на все заявки, что есть, этого не хватит. Записывал всю неделю людей в очередь, сейчас буду обзванивать первых из списка.

Дефицитные вагоны

На самом деле версий, почему цемента не хватает в регионе, достаточно: и картельный сговор заводов (неформальное соглашение участников одной рыночной отрасли продавать или покупать товары или услуги по определенной цене. — Прим. ред.), и поставка крупных партий за границу, и «весь бетон «съедает» строящийся зейский мост». Абсолютное большинство цемента в Приамурье сегодня завозят с двух заводов: из Еврейской автономной области и Приморского края. Основной поставщик в Приамурье — компания «Торговый Дом «ДВ-Цемент».

— Дефицит бетона в Амурской области обусловлен проблемой доставки цемента по железной дороге. Компания «Торговый Дом «ДВ-Цемент» продает на рынке региона цемент с заводов «Спасскцемент» и «Теплоозерский цементный завод», входящих в холдинг «Востокцемент». Производство работает в плановом режиме, — прокомментировала генеральный директор компании Ирина Хужинова. — Проблема доставки — это дефицит вагонов. Он спровоцирован резким спросом полувагонов со стороны угольщиков. Спрос растет в свою очередь в связи со скачком цен на основной экспортный груз РЖД — уголь. Собственникам подвижного состава предлагают более высокие ставки за пользование вагонами при перевозке угля, поэтому они задействуют вагоны первоочередно именно под этот груз.

Мы столкнулись с тем, что назвать окончательную сумму объекта просто невозможно: летом за неделю цена только на электрику подскочила на треть. Железо дорожает практически каждый месяц. Просчитать заранее себестоимость объекта в этих условиях нереально.

Есть и другая проблема — перегрузка Дальневосточной и Забайкальской железных дорог. Их пропускная способность не справляется с возросшим грузооборотом из-за строительства инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.

— «Востокцемент» и Торговый Дом «ДВ-Цемент» со своей стороны предпринимают ряд мер, чтобы минимизировать влияние внешних факторов на обеспечение строек главным продуктом — цементом, — отметила Ирина Хужинова. — Во-первых, это установка приоритетной отгрузки по железной дороге потребителям именно Амурской области. Доставка цемента в порты для клиентов Сахалинской области и Камчатского края переведена на автомобильный транспорт. Во-вторых, для потребителей Приамурья временно снижены цены на самовывоз с Теплоозерского цементного завода для частичной компенсации увеличившихся транспортных расходов при доставке автомобильным транспортом. Убытки от данного снижения производитель берет на себя.

Уголь влияет на металл

Надеяться на снижение цен на цемент все же не стоит. Как рассказали в одной из компаний, также продающей этот товар в Приамурье, они получили от заводов из Спасска-Дальнего и Теплого озера сообщение о том, что в ноябре цена на эту продукцию вырастет еще на шесть процентов.

70

процентов — на столько в среднем выросли зарплаты в строительной отрасли за последний год

Но это далеко не единственное повышение в перечне стройматериалов в этом году. Например, металл, по официальным данным, вырос в цене с начала года на 100 процентов.

— Стоимость поднимают заводы-изготовители. В этом году было уже несколько повышений, — прокомментировал генеральный директор компании «Прометалл» Евгений Пугач. — Месяц назад цена немного опустилась, но теперь опять начинает расти.

По словам Евгения, стоимость продукции во многом зависит от угля: «Цена угля растет, соответственно, металл не может дешеветь. Кроме того, спрос на него высокий. Летом пару недель у нас вообще был дефицит: заводы не поставляли металл в Приамурье в требуемом количестве. Сейчас ситуация стабилизировалась».

Рекордные скачки

— Цены на все, в том числе и на стройматериалы, растут каждый год. Но 2021-й стал рекордсменом в этом плане, — рассказывает директор компании «СтройБлаг» Вячеслав Свитек. — Курс рубля упал и производителям выгоднее продавать за рубеж. Подорожало все: металл — в два раза, пластик — на треть, древесина тоже ощутимо поднялась в цене. Наша компания строит индивидуальные дома. Еще пять-десять лет назад половина клиентов заказывала дома из кирпича, в прошлом году этот материал выбирала только треть заказчиков. В этом году кирпичные застройки единичны. При этом большинство новоселов предпочло бы кирпич, но ценник на стройматериалы вырос настолько, что абсолютному большинству амурчан такие дома просто не по карману.

По словам застройщиков, пиломатериалы в этом году выросли в цене на 250 процентов.

Цену подогрел и дефицит этого материала: в Амурской области красный кирпич традиционно делали на заводах, которые так или иначе принадлежали гражданам КНР. И трудились там в основном приезжие из Поднебесной. Китайский кирпич занимал примерно половину амурского рынка. Теперь же его не стало.

Сейчас в строительстве частных домов при отделке фасада используют чаще всего облицовочный кирпич, который везут с запада России. Его цена в 3—4 раза дороже строительного. Дороже стал не только сам материал, но и услуги тех, кто его кладет. Обычно это были китайцы. Теперь найти грамотного каменщика не так просто. Подросла в цене и стоимость их услуг. Год назад кладка одного квадратного метра облицовочного кирпича стоила 1 300 рублей, сейчас — 2—2,5 тысячи.  

— Пандемия повлияла на рынок. Во-первых, спрос значительно вырос, и при этом изменился запрос от покупателей. Раньше это были люди в возрасте, и строили они большие дома. Теперь очень много молодежи, которая не хочет разбираться в тонкостях ценообразования и строительства. Они хотят получить просто готовый дом под ключ, как правило, до 100 «квадратов», — говорит Вячеслав. — Но мы в этом году столкнулись с тем, что назвать окончательную сумму объекта просто невозможно. Например, летом за неделю цена только на электрику подскочила на треть. Железо дорожает практически каждый месяц. Просчитать заранее себестоимость объекта в этих условиях нереально. Если раньше мы заключали договор на определенную сумму и начинали строить дом, то теперь в договоре прописываем только цену за нашу работу — она останется неизменной. А вот стройматериалы заказчик оплачивает по факту.

Рост цен на стройматериалы значительно сократил количество покупателей на рынке частных домов в Приамурье. Те же, кто уже начал стройку, пытаются сейчас по максимуму закупиться стройматериалами на следующий год: оптимистичных прогнозов о стоимости на этом рынке не строит никто.

ПАВОДОК ПОДНЯЛ ЦЕНЫ НА СТРОЙМАТЕРИАЛЫ

Ситуацию на рынке строительных материалов в Приамурье прекрасно иллюстрирует открытое письмо региональному министру строительства и архитектуры от одного из ведущих застройщиков региона — компании «Благовещенскстрой». Его направили в правительство Амурской области в начале осени.

Согласно документу, аномально большое количество осадков существенно повлияло на транспортировку и доставку стройматериалов. Так, пиломатериалы, которые привозят с севера области, подорожали в 2,5—3 раза. Повышение уровня рек в Свободненском районе создало сложности с доставкой инертных материалов (песок, щебень и так далее) с карьеров.

2-2,5

тысячи рублей — цена работы мастера по укладке одного квадратного метра облицовочного кирпича. До пандемии стоимость составляла 1,3 тысячи рублей

«Заводы по производству железобетонных изделий, расположенные на территории Амурской области, не справляются с заявками из-за недостаточных мощностей. Для своевременного ввода объектов в эксплуатацию застройщики вынуждены заказывать железобетонные изделия из других регионов, в частности — Хабаровского края». Увеличение расходов на доставку влияют на конечную стоимость.

Отсутствие иностранной рабочей силы на кирпичных заводах Приамурья привело к дефициту красного керамического кирпича. Керамический кирпич привозят из других регионов, что увеличивает его конечную цену в два раза. Дефицит полистирола обусловлен проблемами поставки сырья для него из-за границы. Также амурские застройщики используют сухие смеси заводского изготовления. Но поскольку производители отгружают в первую очередь товар в западные регионы России, в Приамурье возникает дефицит.

— На рост цен повлияло также увеличение темпов строительства в области. Застройщики стали использовать больше материалов, а дефицит всегда способствует росту цен, — говорит директор строительной компании «Благовещенскстрой» Константин Зиновенко. — На сегодняшний день невозможно точно сказать, насколько интенсивно будет увеличиваться стоимость стройматериалов в ближайшие месяцы. Но значительного отката назад мы не ожидаем, это не типично для рынка. Сегодня из основных материалов —амурские песок, щебень, гравий. Наши заводы ЖБИ работают на привозном сырье: железо привозят в основном с Урала, цемент — из Приморья и Еврейской автономной области.

Стоимость пластика и изделия из него, по оценкам строителей, поднялась в течение года на 35 процентов.

Помочь стабилизировать цены, по мнению правительства региона, может расширение собственного производства. Создание новых заводов позволит наращивать темпы строительства без существенного удорожания себестоимости объектов.

Минстрой Приамурья: «Цены выросли на все основные стройматериалы»

Как рассказали «Амурской правде» в отделе по ценообразованию в строительстве министерства строительства и архитектуры Амурской области, мониторинг цен на стройматериалы специалисты ведут регулярно: «По сравнению с прошлым годом повышение цен наблюдается по всем основным ценообразующим материальным ресурсам, применяемым в строительстве».

Пиломатериалы установили рекорд

«Нас уже не удивляет рост цен стройматериалы на 20—30 процентов. Но пиломатериалы в этом году установили рекорд: в начале года мы покупали куб пиломатериалов по 7 тысяч рублей, а осенью цена доходила до 22 тысяч, — прокомментировал АП один из амурских застройщиков. — Конечно, во многом это было обусловлено тем, что из-за повышенной влажности транспорт не мог заехать в лес, но в любом случае увеличение расходов повышает цену квадратного метра для покупателя».

Возрастная категория материалов: 18+

Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин
Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин
Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин
Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин
Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин
Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин
Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин
Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин
Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин
Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Амурская область готова использовать инфраструктурные облигации для возведения нескольких объектовАмурская область готова использовать инфраструктурные облигации для возведения нескольких объектов
«Прогнозируем высокие темпы строительства»: глава минстроя области о послании президента«Прогнозируем высокие темпы строительства»: глава минстроя области о послании президента
Восемь семей из Благовещенского округа готовятся к переезду из ветхого жилья в новые квартиры
Где в Благовещенске появятся новые кварталы с детсадами, школами и магазинами
Секрет в квадрате: за счет чего Амурская область каждый год ставит строительные рекорды
Когда «ПИК» построит первые дома в Благовещенске
«Молодцы!»: Марат Хуснуллин назвал Амурскую область передовиком в жилищном строительстве России
Какие квартиры строят в новых многоэтажках Приамурья
Кто строит больше всех домов в Амурской области: топ-5 застройщиков
Почему закончилась эпоха массовой доступной ипотеки и кто сможет купить жилье с господдержкой
Василий Орлов: «Второй год подряд ставим рекорды по вводу жилья в Амурской области»

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Амурчан зовут на бесплатные лекции к «Диктанту «Победы» в краеведческий музейОбщество
Сразу четыре машины «собрала» женщина-водитель на перекрестке в Благовещенске: итоги вечернего ДТППроисшествия
Чуть не убившие пса молотком два амурчанина получили реальный срокПроисшествия
Север Амурской области окажется во власти осадковОбщество
Амурчанам предлагают побороться за три миллиона рублей в конкурсе на лучшее путешествиеОбщество
На трассе Благовещенск — Свободный открылся временный объезд для авто с массой до 12 тоннЭкономика

Читать все новости

Экономика

Амурское министерство ЖКХ реализует в этом году программы на 11 миллиардов рублейАмурское министерство ЖКХ реализует в этом году программы на 11 миллиардов рублей
На трассе Благовещенск — Свободный открылся временный объезд для авто с массой до 12 тонн
Как обеспечить общепит амурскими кадрами: губернатор провел совещание в колледже торговли
ФАС предостерегла производителей куриных яиц и торговые сети от завышения цен перед Пасхой
Строители завершили установку буронабивных свай для нового путепровода в Серышеве
Система Orphus