Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

«Сохранить предприятие не было возможности»

«Вход закрыт» — подытоживает судьбу муниципального предприятия бесстрастная табличка на стеклянных дверях отеля, где столько лет приветливо встречали самых разных гостей. Сейчас в холле гнетущая тишина.

— Мы были заинтересованы в сохранении предприятия. Судьба коллектива всем небезразлична. Но есть указ президента о ликвидации до 2025 года всех муниципальных предприятий с непрофильными видами деятельности. Гостиница «Зея» находится в хозяйственном ведении МП «Муниципальный центр международного сотрудничества», основное направление работы которого не только гостиничный бизнес, но и международная деятельность. Как говорят в мэрии, мы «не вписываемся в профиль, потому что не социально значимые». Как директор, я вынужден подчиниться указу. Конечно, мы работникам все объяснили. С людьми расстаемся по‑честному: делаем выплаты, все как положено по законам сложившейся ситуации, — тяжело вздыхает Сергей Петрович, вспоминая, как все начиналось.

Сергей Шимко награжден медалью «За трудовую доблесть», в 2000 году ему присвоено звание «Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России».

Первый небоскреб на набережной

Высота гостиничного комплекса — 36 метров. В восьмидесятых это был первый небоскреб в центре Благовещенска, вокруг — ни одной многоэтажки. «Зея» величественно возвышалась на набережной, ее видно было издалека. В самой крутой по тем временам гостинице областного центра проходили все крупные мероприятия — всесоюзные, дальневосточные, областные.

Помните фильм «Вокзал на двоих», где героев, которых играли Гурченко и Басилашвили, заселили в гостиницу, а среди ночи потом попросили освободить номер? И у нас в Благовещенске тоже такое было.

— Заселиться в гостиницу по свободному поселению было невозможно, люди заранее бронировали номера. Но у обкома партии, облисполкома, обкома профсоюза и других вышестоящих инстанций были специальные талоны, а нам строго-настрого запрещалось кого‑то селить в их резервные номера. Не скрою, иногда это правило нарушали, — Сергей Петрович впервые улыбнулся с начала разговора, вспомнив золотой период, когда работали со стопроцентной загрузкой, а проживание в гостиницах обходилось в сущие копейки.

Люкс стоил 2 рубля 60 копеек, одноместный номер — 1 рубль 50 копеек, койко-место в номере для 3—4 или 5 человек — всего 70 копеек в сутки. Народу это было по карману, потому что разницу в затратах нес бюджет страны. Государство субсидировало гостиничное хозяйство.

«Коллектив выстоял даже в голодные 90‑е. Ни одного месяца просрочки по зарплате не было!»

Сначала строил гостиницу, потом ее возглавил

На весь Благовещенск в те годы было шесть гостиниц. Кроме одной ведомственной и правительственной (сейчас это здание дома-музея Котельниковых), куда селили исключительно партийную элиту самого высокого ранга, в том числе из ЦК КПСС, простому смертному можно было снять номер в «Заре», «Юбилейной», «Амуре» или «Зее».

— Все эти отели входили в объединение гостиничного хозяйства, которым я много лет руководил. Конечно, «Зея» по советским меркам была самой лучшей гостиницей в городе, — признает Сергей Петрович. — Она отличалась не только многоэтажностью и передовой архитектурой, здесь был еще самый большой конференц-зал с современной «технической начинкой». А еще в этой гостинице была усовершенствованная система пожаротушения, дымоудаления, словом, более высокая степень пожарной безопасности. Если говорить о так называемой технологии услуг гостиничных, то она была в те годы почти везде одинаковой — соответствовала стандартам советских проектов.

Среди японских гостей были мэр Ниигаты и даже настоящий самурай

Большой конференц-зал гостиницы «Зея» всегда пользовался спросом: здесь проходили разные официальные встречи, в том числе и мероприятия в рамках международного сотрудничества. Представители зарубежных делегаций часто селились тут же в номерах повышенной комфортности.

Однажды (было это более десяти лет назад) из аэропорта ждали прибытия японской делегации. Открываются двери, и в холл заходит настоящий самурай — в яркой национальной экипировке, с огромным мечом, вокруг сопровождающие почетного гостя лица.

— Стою на ресепшене и вижу боковым зрением: открывается лифт, а там наш русский мужчина в чем мать родила, — Елена Гущина и сегодня не может сдержать смеха. — Жил у нас тогда клиент с особенностью: как дойдет до определенной кондиции — раздевается. Время как раз было обеденное, швейцар на перекус ушел, и я одна дежурила. Пулей вылетела из‑за стойки, пока японцы ничего не заметили, и — к нему. «Быстро, — говорю, — в номер! Ты почему в таком виде вышел? Люди везде». Он зашел обратно в лифт. Я отвлеклась на японцев и вдруг минут через пять — явление народу. Вышел из лифта опять голышом, но уже в кожанке. Внизу киоск был небольшой, где спиртное продавали. Он идет туда со стеклянными глазами — никого не видит. Как гусь, по мрамору шлеп-шлеп босыми ногами мимо самурая к этому магазинчику. Курточка — до середины бедра, видно пятую точку и еще кое‑что спереди. У самурая от неожиданности чуть сабля из рук не выпала. «Голое дефиле» мужчина устраивал не раз: раньше по этажам ходил, а в фойе не спускался. Это была последняя капля: мы вынуждены были вызвать наряд, чтобы его забрали. Такой вот «международный конфуз».

«Что построено народом, пусть работает для народа»

В перестроечные горбачевские времена Шимко стал одним из первых в Приамурье руководителей, кого выбирали прямым голосованием. Большой коллектив объединения гостиничного хозяйства доверил ему пост директора. И тут началось…

— В 1991 году вышел указ Ельцина, и государственную собственность начали разрывать на куски: федеральные, региональные, муниципальные, частные. Гостиницу «Юбилейная» забрали в область и вскоре передали в частные руки, а «Зею», «Амур» и «Зарю» мне удалось сохранить, — не без гордости замечает Сергей Петрович. — Тогда во главе города стоял Юрий Ляшко — отличный хозяйственник. Я убедил его не передавать гостиницы в частные руки: «Все, что построено народом, пусть работает для народа». И свое обещание перед людьми я выполнял по сегодняшний день. Хотя за 30 лет было немало попыток продать муниципальное имущество. И каждый раз я пытался убедить нового мэра и его ближайшее окружение: «Есть деньги — стройте, пожалуйста! Новые здания, современная архитектура только украсят наш город. Что вы старые гостиницы трогаете?!» Как только мог, отстаивал интересы муниципального предприятия.

Пять самых трудных лет

В самом начале перестройки, когда в 1988 году открыли Китай, в наш пограничный Благовещенск устремились люди со всей огромной страны — ехали затовариваться в Поднебесную. Командированные, челноки, дальнобойщики, туристы — гостиница никогда не пустовала. Люди неделями, а то и месяцами жили в номерах. Когда Советский Союз развалился, туристические потоки остановились. Пять лет — с 1991‑го по 1995‑й —были самыми трудными для гостиничного хозяйства города.

— Все республики стали самостоятельными, рушились связи, предприятия, людские судьбы. Гостиницы начали пустовать. «Амур» тогда практически остановился — доходов не стало. Мы как раз перешли на хозрасчет: никаких дотаций из бюджета — что заработали, на то и живите, — собеседник взял паузу.

— Сергей Петрович, и как выживали?

— По-разному. Нас спасало то, что мы были на «живых» деньгах. С колес работали: клиенты рассчитались — заплатили за ЖКХ, людям что‑то выдали. Хотя клиенты тоже разные были.

Весь номер завален купюрами

Директор «Зеи» вспомнил случай — как‑то в одном из люксов поселились бандиты. Жили на широкую ногу, покупали дорогие машины, вызывали девочек в номер. А незадолго до этого произошло громкое убийство китайского бизнесмена, у которого похитили миллионы. Так вот, оказалось, что гости из люкса и были этими самыми преступниками. Уверенные, что их не найдут, заезжие гастролеры весело прожигали награбленное. Но милиция их накрыла. Когда группа захвата приехала их брать, у них весь номер был завален деньгами. Это они так куражились.

— В это самое время мои люди вынуждены были работать по четыре часа — чтобы хоть маленькую зарплату всем, но я мог заплатить, — в глазах руководителя увидела горечь. — Экономия была во всем. Таким образом нам удалось саккумулировать средства, которые мы направили на развитие: на ремонт, обновление и расширение сервиса. В управлении гостиницей нет мелочей, от каждой детали зависят комфорт и безопасность, — подчеркнул Шимко, сумевший не только сохранить муниципальное предприятие, но и вдохнуть в него вторую жизнь.

Три звезды и море слез

В 2009 году гостиница «Зея» прошла сертификацию и получила категорию три звезды. К этому времени в отеле полностью обновили внутреннюю инфраструктуру: все коммуникации, вестибюль, два конференц-зала на 150 и 25 мест, около 140 комфортабельных номеров различных категорий на всех этажах, где можно разместить порядка 180 гостей. Появились в гостинице новые апартаменты — четырехкомнатный номер повышенной комфортности.

Прощаясь, Сергей Шимко заметил: «Мы старались развивать гостиничное дело. Работали стабильно, вкладывали в это свою душу. Обидно до слез: здесь прошла целая жизнь».

Гостиница была партнером фестиваля «Амурская осень» 

Живую струю в жизнь гостиницы внес открытый российский фестиваль театра и кино «Амурская осень» — сначала он назывался кинофорумом.  «Четырнадцать из девятнадцати лет, что фестиваль существует, он проходил у нас в гостинице «Зея». Самых почетных гостей старались селить на верних этажах — откуда открывался красивый вид на наш город и соседний Китай, — Сергей Шимко достал большую красную книгу почетных гостей гостиницы «Зея» с фотографиями и отзывами российских кинозвезд, которую завели в 2002 году.  —  Как видите, здесь остались еще свободные страницы. Но и в этой книге тоже поставлена точка».

«Звездных гостей селили на верхних этажах, откуда открывался красивый вид на город и соседний Китай», — говорит бессменный директор «Зеи».

Гималайских постояльцев раздражали вкусные запахи буфета

Каких только гостей за 35 лет не принимала гостиница «Зея». Здесь жили не только известные политики, звезды кино и настоящие японские самураи, но однажды поселились даже четвероногие артисты цирка: рысь, питон и три косолапых мишки. Это было в середине девяностых. В Благовещенск приехал на гастроли цирк с большой дрессированной командой. Взрослых крупных зверей разместили в железных клетках, которые установили рядом с шатровой ареной. А малышей (ясельную группу) циркачи попросили руководство гостиницы поселить с ними в одних номерах.

— Мы пошли им навстречу. Труппа занимала практически весь четвертый этаж и еще несколько номеров на пятом, — вспоминает Елена Гущина, которая прошла путь от горничной до управляющей гостиницей «Зея». — С цирковой группой жили маленькие гималайские медвежата, удав, детеныш рыси и еще какие‑то звери. Но нас поразили именно мишки. На четвертом этаже размещался буфет от ресторана «Зея» и постоянно разносились разные вкусные запахи. Они раздражали медвежат. Проходишь мимо номера и слышно, как они возле двери громко принюхиваются и порыкивают, а сотрудник цирковой группы их успокаивает. Одних зверей не оставляли — за ними постоянно кто‑то следил. Когда буфет после десяти часов вечера закрыли, воспитатель ясельной звериной группы спросил у меня разрешение открыть номер, чтобы малыши немного побегали по этажу. Мне было интересно на них посмотреть. И вот, как в сказке «Три медведя», выскакивают. Один мишка был особенно шустрый: забежал сначала в нашу бытовку, запрыгнул на кресло, потом на диван. Все время принюхивался, откуда идет запах еды, облизал в коридоре все перила. Когти на лапах длинные, но было не страшно, что кого‑то укусит. Дрессировщик за мишкой наблюдал, держал на поводке, и время было почти ночное — в буфет уже никто не ходил.

Бриллианты, пистолеты под подушкой и дипломаты с долларами  

Чего только не забывали в номерах постояльцы гостиницы «Зея»

Какие только находки не обнаруживали сотрудники гостиницы после отъезда забывчивых гостей. В лихие девяностые не раз находили пистолет под подушкой или под матрасом кровати. Чаще всего мафиозный постоялец быстро возвращался в номер, спохватившись, что вышел на улицу безоружным. Горничные делали вид, что ничего не заметили. Среди самых ценных и даже, можно сказать, политических находок — серьги с крупными бриллиантами редкой огранки, которые забыла гостья из Страны восходящего солнца.

После отъезда японской делегации в одном из номеров на столе остались лежать сережки. Горничная посмотрела: обычная бижутерия, никакой ценности. Отнесла их в подсобку, бросила возле бака с хлоркой и забыла. Потом уже дежурная завернула сережки в пакет и на всякий случай положила в шкаф забытых вещей, какие есть на каждом этаже.

«Есть такая категория людей: заселятся в обычный номер, а потом провоцируют скандал: «Если не переселите в номер выше классом, оставим в интернете плохие отзывы о вашей гостинице!» Настоящий потребительский терроризм», — говорят работники «Зеи».

— Звонят мне из областной администрации: «Японка, которую проводили, прилетела домой, кинулась, а ювелирных украшений нет. Говорит, что оставила в гостинице». Мы тут же подняли смену: в какой день выезжали, кто был горничной. У той глаза округлились: «Не было никаких драгоценностей! Единственное — валяется вон на полке какая‑то бижутерия». Мы же не ювелиры, — улыбается Сергей Шимко. — Приехали официальные представители и забрали сережки. Они оказались просто бесценные: из черненого золота высокой пробы с эффектом старины и бриллиантами в несколько каратов редкой огранки. Переправили их в Японию. Потом нам прислали благодарственное письмо, а через некоторое время приехал представитель японского посольства, торжественно вручил горничной грамоту и денежную премию. На собраниях с коллективом мы всегда подчеркивали: на чужих вещах богатство не наживешь. Люди это понимали. 

По словам старейших работников муниципального предприятия, за годы работы в гостиничном сервисе они чего только не повидали: и рэкет разгульный, и как мафия сахалинская в огромных коробках из‑под телевизоров деньги в номера заносила и выносила. Случались даже криминальные ЧП с убийствами. Но не было ни одного случая воровства среди персонала гостиницы: здесь умели хранить и забытые вещи, и тайны клиентов.

 

Здесь умели хранить и забытые вещи, и тайны клиентов.

Однажды в холле гостиницы забыли дипломат. Елена Гущина тогда была дежурным администратором и видела, как двое мужчин сидели разговаривали, потом резко поднялись и ушли, а дипломат в холле остался.

— Я его положила в камеру хранения на ресепшене, — вспоминает Елена Вячеславовна. — Смена заканчивается, за дипломатом никто не возвращается. Думаю: надо посмотреть, что там лежит, может, пустой? Открываем — а он до отказа набит деньгами. Как в кино показывают: пачки рублей и долларов! А сверху еще какие‑то документы лежат. Что нас поразило: замок обычный, нет ни ключа, ни кода — свободный доступ, что называется. Закрыли мы дипломат (ни к чему даже не прикасались) и спрятали в сейф. Проходит день, второй, третий — тишина. Только на четвертые сутки (опять была моя смена) приходит совершенно другой человек: «Тут дипломат забыли с ценными бумагами. Вы не находили?» — «Находили». Сам хозяин уже уехал в другой город. Мы связались с ним по телефону, все выяснили. Под расписку отдали мужчине дипломат. Он тут же его открыл, посмотрел на изобилие купюр и сказал: «Если бы вы знали: все эти деньги — такая ерунда по сравнению с ценностью документов, которые здесь находились». Повернулся и ушел. Я думаю: «Елки-палки, даже спасибо не сказал…» Часа через полтора приезжает с огромной корзиной цветов, фруктов, вином, шампанским. Отблагодарил продовольственным набором и еще по 100 долларов нам с охранником подарил. По тем временам — моя месячная зарплата. Я на эти деньги купила видеомагнитофон.

Как москвичи затопили люкс с генералом

Лет семь назад двое москвичей в люксе на 11‑м этаже устроили настоящий потоп. Сотрудники одной из госкорпораций приехали в командировку, после деловой встречи изрядно перебрали, забыли выключить душ и уснули. Настолько крепко, что дежурные по этажу до них никак достучаться не могли.

«Раньше с посетителями работать было намного проще, — вспоминают администраторы. — Люди были более отзывчивыми и порядочными. Не было «крутизны» и завышенных требований. Все понимали: сколько заплатил — такой сервис и получил».

Вода просочилась через ванную, стала топить люкс этажом ниже, где жил военный генерал, а мужчины двери не открывают и их телефонов у администрации нет. Ничего не оставалось, как обратиться в головной офис компании, которая оплачивала люкс, и попросить, чтобы они позвонили своим сотрудникам на сотовые и сами попробовали их разбудить. Что потом началось, Сергею Шимко даже вспоминать не хочется.

— Ребята такие наглые оказались. Один так особенно. Стал мне угрожать: «Да я тебя сгною. Видишь у меня номер губернатора?! Сейчас позвоню Кожемяко, тебя сотрут с лица земли! Считай, что ты уже не жилец». Понятно, что неприятно было все это слушать. Тем не менее я разговаривал корректно. Стал объяснять: «Как мужик мужика я тебя понимаю: поддал, уснул. Но у нас по‑другому никак бы не получилось. Что было делать: ждать, когда вы зальете все этажи?! Поймите, — говорю, — сначала генерал (такой же уважаемый гость) нам устроил скандал, а сейчас еще вы угрожаете». Но гость был сильно зол и с похмелья. Так он меня достал, что я махнул рукой: «Давай, звони Кожемяко! Пусть приезжает, будем разбираться». И тогда он пошел к холодильнику, достал бутылку и предложил: «Давай выпьем». Был уже конец рабочего дня, поэтому я не отказался. Конфликт был исчерпан.

За 35 лет работы не было ни одного случая воровства среди персонала гостиницы.

Два приезжих бизнесмена ограбили сами себя

Было это лет двадцать назад. Заселились в гостиницу «Зея» два москвича. Эдакие джентльмены: одеты с иголочки, с дорогими дипломатами и ноутбуками, которые в то время были далеко не у всех и считались роскошью.

— Видно было, что они крупные дельцы. Проходит два дня, и вдруг мне сообщают: у нас на 6‑м этаже кража. У гостей из люкса похитили два ноутбука с ценной информацией и важные документы, — вспоминает подробности Сергей Шимко. — Один из ноутбуков потом обнаружили разбитым: был кем‑то выброшен из окна. Почему‑то его выбросили не из номера, где жили гости, а из окна центральной проходной лестницы. Видеонаблюдения тогда еще не было: посмотреть, кто мог проникнуть в их номер, мы не могли. Вызвали милицию, так как на нас пытались повесить крупный ущерб. Расследование вел один из самых опытных сыщиков уголовного розыска. Расписал все до мелочей, что и где надо проверить. Искал зацепку. И оказалось, что на самом деле никакого хищения не было: все это инсценировка, чтобы скрыть следы финансовых афер. В московской компании происходили крупные хищения. Дельцы придумали хитрый сценарий: якобы они приехали в Благовещенск в командировку, а здесь у них украли и документы, и ноутбук со всей отчетностью. Но замести «хвосты» не получилось. Наши сыщики оказались на высоте. Благодаря им имидж гостиницы «Зея» не пострадал.

 

Возрастная категория материалов: 18+