Экспорт и развитие социальной инфраструктуры 

Этот год был непростым для дальневосточников из-за пандемии: ДФО интегрирован в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона в силу своего географического положения. Закрылись поставки ряда продукции в АТР. 

— Началось все с рыбы. Мы в этом году поставили рыбы в Китай на 67 процентов меньше, чем в предыдущие. Но мы выполняли поручение президента Владимира Путина о введении квот в обмен на инвестиции. В результате построен целый ряд рыбоперерабатывающих заводов: рыба, которая не ушла в Китай, была переработана в России, поставлена в другие регионы страны и Европу. Поэтому, наверное, мы вышли из этой ситуации сильнее, чем были — и Дальний Восток, и вся Россия, — считает Юрий Трутнев.

Прежде чем вкладывать деньги в социальную инфраструктуру — школы, больницы и детские сады, их нужно заработать, и Дальний Восток это сделал, уверен полпред. 

— Мы построили уже более 450 социальных объектов только в рамках «Единой субсидии», программы развития Дальнего Востока. Более 500 объектов реконструировано. Куплен новый транспорт, в больницы поставлено новое оборудование, приобретены квартиры для врачей и учителей. Эта работа началась, она будет продолжаться. Мы хорошо видим: нам еще много что надо сделать, — отметил Трутнев. 

О высоких ценах на жилье

На большой ежегодной пресс-конференции президента журналистка из Владивостока рассказала о росте стоимости жилья в ДФО, в том числе из-за программы «Дальневосточная ипотека».

— Никакого фантомного влияния дальневосточной ипотеки на рост стоимости жилья нет. Но благодаря этому механизму уже десятки тысяч семей получили новые квартиры, получили ипотеку, и это дало толчок в том числе в привлечении новых строителей, увеличению объемов создаваемого жилья на Дальнем Востоке. Тут еще много надо двигаться вперед, потому что дело не только в росте, но и в абсолютных показателях. Конечно, жилье в Приморье, жилье на Чукотке, на Сахалине дорогое. Нам надо развивать промышленность строительных материалов, нам надо привлекать больше строительных мощностей, увеличивать объем строительства жилья. Мы сейчас вводим программу «Дальневосточный квартал». Постараемся, чтобы такие кварталы были построены во всех регионах Дальнего Востока. А там целый ряд преференций, который будет автоматически снижать цену продаваемого жилья. Проблему понимаем, мы этим всем занимаемся, — заверил Юрий Петрович.

Авиадоступность 

Цена на авиаперелеты — еще один острый вопрос для дальневосточников. 

— Прежде всего есть задача повышать транспортную доступность для жителей Дальнего Востока. Если в 2020 году мы выделяли на субсидирование авиаперевозок 5,7 миллиарда рублей, то в 2021-м это было уже 13 миллиардов, а в будущем 2022 году это будет 19,5 миллиардов, что позволит перевезти дополнительно порядка 250 тысяч человек по субсидированным маршрутам. Но дело не только в количестве. Дело в том, что авиакомпания «Аврора» (на ее базе создана Единая дальневосточная авиакомпания — Прим. АП) будет ставить на маршруты новые самолеты, повысится безопасность, —пояснил вице-премьер.

Туризм

В 2021 году вырос спрос на путешествия по Дальнему Востоку за счет востребованности внутреннего туризма на фоне закрытых границ из-за пандемии. 

— Свою задачу мы видим в том, чтобы возникали новые проекты туристической индустрии, чтобы строились новые гостиницы, базы отдыха. Сегодня большой проект «Три вулкана» реализуется на Камчатке, — акцентировал Юрий Трутнев. — Ряд крупных проектов готовится к реализации в Приморье. На берегах Байкала начинают строиться объекты. Но это действительно только начало пути. И я уверен в том, что нам это движение надо поддержать, потому что пока этого недостаточно: пока количество мест в гостиницах, возможность для комфортабельного отдыха совершенного не соответствует спросу, который есть у людей. Вы говорили о совершенствовании механизмов поддержки экономики, мы в этом году точно будем заниматься совершенствованием законодательства в поддержке проектов в области туризма, строительной индустрии, высоких технологий.

Цифровые технологии

На Дальнем Востоке активно развиваются высокие технологии. Эти проекты сопровождаются федеральной властью, чтобы ликвидировать препятствия на пути развития. 

— Говоря о развитии Дальнего Востока, я назвал цифру 2,6 тысячи проектов, она воспринимается абсолютно абстрактно. На самом деле это огромная работа. Мы встречались на первом Восточном экономическом форуме с основателями свободной экономической зоны в Дубае, и они мне сказали, что у них сегодня 3 тысячи проектов. Я разговаривал с ними и думал: сколько же у нас-то получится, думал, ну если получится проектов 100—200, то уже хорошо, но мы их почти догнали. Поэтому все совсем неплохо. Но дальше надо уходить вглубь по отраслям, поддерживать те отрасли, которые требуют более продуманных механизмов, не зонтичных, а конкретных. Нас многие упрекают в запуске массы проектов в горнодобывающей сфере, это самое простое, но это такая сырьевая модель развития экономики. Я с ними, конечно, не согласен совершенно, потому что, во-первых, когда выданные лицензии на Баимке, на Удокане, на Наталке годами лежали невостребованными, просто потому что экономические условия не позволяли их реализовать, но когда мы запустили механизмы поддержки, то эти проекты строятся. Например, освоение Баимской рудной зоны практически удваивает бюджет Чукотки. Это высоко маржинальные проекты. Они создают общую инфраструктуру. А потом эта общая инфраструктура — энергетика, дороги, вода, где-то термальные воды — создает условия для проектов в менее маржинальных отраслях. Высокие технологии, наверное, одно из самых сложных направлений деятельности. Именно поэтому мы должны этим больше заниматься. Сейчас на Дальнем Востоке на острове Русский создается инновационный научно-технологический центр. Мы помогли создать венчурный фонд большой, и у нас большие надежды на то, что он именно позволит сопроводить проекты до стадии их внедрения. Якутия прорывается вперед. Порядка 85 процентов экспорта с ДФО высокотехнологичной продукции поставляет кластер высоких технологий Якутии. Но, думаю, что мы подтянемся и в других регионах, — заключил полпред президента. 

Возрастная категория материалов: 18+