Как с транспортной доступностью регионов ДФО — станут они ближе в 2022 году?
— Увеличено финансирование субсидируемых тарифов для дальневосточников — с 5,49 до 6,5 миллиарда рублей. Еще 4 миллиарда выделяется на субсидирование магистральных авиаперевозок для граждан, которые пользуются социальными льготами. Так что доступность точно повышается.
Главным результатом 2021 года считаем создание Единой дальневосточной авиакомпании. Это полноценная межрегиональная компания, в которой каждый из 11 регионов имеет свое представительство. Межрегиональные дальневосточные линии получили серьезный толчок для развития.
Первые 20 социальных маршрутов были профинансированы на 1,23 миллиарда рублей в 2021 году. В 2022 году 5,9 миллиардов выделено на субсидирование 36 социально значимых межрегиональных маршрутов. Некоторых маршрутов раньше просто не существовало. Наша цель — 535 маршрутов к 2025 году и 2 миллиона пассажиров в год. Это потребует расширения и обновления авиапарка. Уже подписан график — будет закуплено 45 новых самолетов российского производства SSJ-100, Ил-114, Л-410 и ЛМС «Байкал» в 2022—2025 годах.
Все аэродромы готовы принимать эти новые суда?
— Аэродромная сеть Дальнего Востока большая еще с советских времен. Но авиаинфраструктура сильно поизносилась, в плане реконструкции более 30 аэродромов. В ближайшее время начнем работы по первым семи: обновим светосигнальное и навигационное оборудование. Реконструируем грунтовые полосы, потому что не везде можно строить бетонные. Это дорого, долго и не всегда нужно.
Мы договорились с Росавиацией о том, что будем применять модульные конструкции для создания быстро возводимых терминалов. Теплых и комфортных для людей, но не требующих гигантских капитальных затрат. И это позволит нам быстро привести в порядок те самые малые и отдаленные аэродромы, которые сегодня находятся в удручающем состоянии. Где-то это фактически поляна без каких-либо сооружений.
Турист меняет локацию
Расчет на туристов?
— Конечно, это связано с высокими ожиданиями инвесторов от развития туристического комплекса. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Пандемия подстегивает внутренний туризм — он вырос на 48 процентов к предыдущему году. Мы рассчитываем, что по итогам (сведения данных) 2021 года более 2,3 миллиона человек посетят Дальний Восток.
Я думаю, что в течение 3—5 лет предложение туристических услуг на Дальнем Востоке существенно возрастет. Это тот случай, когда спрос и предложение растут параллельно. Люди открывают для себя новые места для туризма на Дальнем Востоке, они будут возвращаться, рассказывать друзьям. Сейчас народный телеграф —социальные сети — очень хорошо работают. Благодаря тому, что картинка у нас беспроигрышная — куда ни попади, всюду красота мирового уровня — привлекаем все новых туристов.
Хорошо помогают чартеры. В феврале 2022 года стартует вторая чартерная программа на Сахалин (туры от 34,9 тысяч рублей с полным пакетом на 7 ночей. — «РГ») и четвертая чартерная программа из Москвы в Бурятию (туры от 36 тысяч рублей, авиаперелет Москва — Улан-Удэ — Москва, 7 ночей, трансфер, экскурсии. — «РГ»). В 2022 году планируется запуск чартеров на Камчатку и в Якутию. Также совместно с Ростуризмом прорабатываем увеличение кешбэка на туристические путевки Дальнего Востока до 40 тысяч рублей.
Пока с туристической инфраструктурой дела не очень?
— Сейчас на Дальнем Востоке более 2 100 гостиниц, они могут принимать одновременно 52 тысячи постояльцев. Правда, из них классифицированных гостиниц всего 962.
Но отрасль развивается. С 2017 года в пять раз выросло количество резидентов ТОР, реализующих турпроекты. Строятся более 200 объектов туриндустрии, включая 121 отель, туристские комплексы, базы отдыха, санаторно-курортные комплексы — на Сахалине, в Бурятии, на Камчатке, в Приморье, Хабаровском крае, Забайкалье, 10 спортивно-развлекательных парков, два глэмпинга — в Якутии и Приморье.
Отчасти повышению туристической привлекательности должна поспособствовать и программа реновации. В каких дальневосточных городах она пройдет?
— Во всех столицах регионов Дальнего Востока и городах с населением свыше 50 тысяч человек. Также программа распространена на Тынду, Северобайкальск, Большой Камень, Корсаков, Советскую Гавань.
Все 25 городов представят нам на конкурс концептуальный мастер-план уже в первом квартале 2022 года. Не менее трех мастер-планов, один из которых Владивосток, представим на ВЭФ-2022.
Мастер-планы должны дать ответы на главные вопросы: О чем этот город? Какова его главная проблема? Что нужно создать в первую очередь, чтобы жители быстро почувствовали улучшение качества жизни? Какая экономика есть и какая создается? И те города, которые справятся с этой задачей лучше всего, покажут самый эффективный и быстрый путь к улучшению качества города, получат первыми средства на реновацию.
Проигравших не будет. Все 25 обязательно предложат идеи, которые мы будем реализовывать вместе, независимо от их победы в конкурсе. Если города определят, что кому-то нужна набережная, кому-то новый парк, кому-то модернизация системы освещения или общественного транспорта, то пропорционально населению этих городов мы будем стараться выделять средства по механизмам единой субсидии и дальневосточной концессии. С тем, чтобы все 25 городов в течение ближайших пяти лет вошли в эту программу и жители почувствовали осязаемый прогресс и улучшение качества городской среды.
Параллельно началась реализация программы «Дальневосточный квартал», направленной на развитие комплексного жилищного строительства. Где появятся дальневосточные кварталы?
— В Приморье, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Благовещенске, Улан-Удэ, Чите, Якутске. Тут больше вопрос готовности участка с точки зрения юридической чистоты. Там, где эти участки свободны от любых прав третьих лиц, проектирование начнется уже в 2022 году.
Весь год мы, без преувеличения, бились за возможность реализовать эти проекты в режиме ТОР. Руками отбирали, наверное, даже правильнее сказать, ногами обошли абсолютно все крупные города наших регионов, отобрали восемь площадок. В 2022 году начнем проектирование и выйдем на стройку на первых площадках.
Программа «Дальневосточный квартал» даст дополнительно 2,2 миллиона квадратных метров жилья на Дальнем Востоке. Каждый из дальневосточных кварталов изменит образ города и повлияет на цены.
Поскольку это проекты комплексной застройки, в их рамках мы реализуем более продуманный, качественный стандарт строительства целыми кварталами. К сожалению, из-за небольшого объема строительства, так называемой точечной застройки, во многих регионах у нас не получалось создать новое качество жизни. Дом появлялся, но подъезд к нему, окружение, тротуары, детские площадки не подтягивались. Вокруг одного дома создать всю социальную инфраструктуру сложно.
Ключевой вопрос
На Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2021) вы сделали предложения по новым мерам стимулирования рождаемости на Дальнем Востоке. Когда они заработают?
— Рассчитываем, что в 2022 году некоторые из них уже будут реализованы в части регионов ДФО, если не во всех. Предлагаем давать миллион рублей за третьего ребенка. Сначала обкатаем эту ключевую меру в качестве «пилота» на части территории Дальнего Востока, в случае успеха распространим на весь ДФО.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии