Нефть течет по плану: как работает нефтеперекачивающая станция в Октябрьском районе
Экономика«Сейчас вы определите уровень серы в нефти, которую перекачивает наша станция», — лаборант химического анализа Сергей Драгункин протягивает главе Амурской области Василию Орлову пробирку с образцом. «И что надо делать?» — с осторожностью спрашивает губернатор. «Все просто — вставляете измерительную кювету в ячейку анализатора и нажимаете кнопку», — объясняет сотрудник. Через 100 секунд аппарат выдает результат: массовая доля серы меньше 0,6 процента — значит, нефть первого класса качества, согласно ГОСТу. На днях губернатор Приамурья побывал в Октябрьском районе и посетил нефтеперекачивающую станцию (НПС) № 27, которая принадлежит одному из главных налогоплательщиков области — компании «Транснефть — Дальний Восток». Как организована работа на станции, каким образом контролируется влияние нефтепровода на окружающую среду и как компания решает жилищный вопрос для своих сотрудников — в репортаже «Амурской правды».
— Посмотрите направо — вы видите два резервуара с противопожарным запасом воды, каждый на два миллиона литров, — рассказывает журналистам, которые приехали вместе с губернатором на станцию, начальник НПС № 27 Павел Камоско. Площадь предприятия — 37 гектаров, поэтому для ознакомительной экскурсии посетителей пересаживают в специальный автобус. — Здесь у нас аварийная дизельная электростанция и две котельных, которые работают в автоматическом режиме на нефти: они полностью удовлетворяют потребность станции в теплоснабжении.
Нефтеперекачивающую станцию № 27 в Октябрьском районе недалеко от Екатеринославки построили в 2012 году. Такие объекты возводят через каждые 150—200 километров нефтепровода: они поддерживают поток и давление нефти в трубопроводе. «Насосы станции отбирают нефть из трубопровода, повышают давление на нее и возвращают в нефтепровод, — объясняет Павел Камоско. — Это способствует стабильной работе всей системы».
ВСТО-2 — это система нефтепроводов протяженностью 2 341 километр, которая проложена в четырех регионах Дальнего Востока: Амурской области, Приморье, Хабаровском крае и Еврейской автономной области.
До 2019 года станция относилась к промежуточным и перегоняла нефть «из насоса в насос», однако в 2019‑м ее реконструировали: на территории появились два резервуара для хранения нефти объемом по 50 тысяч кубических метров каждый. Это 50 миллионов литров, или 10 железнодорожных составов с нефтью. С тех пор станция получила статус головной, разделяющей нефтепровод на два технологических участка.
— Нефтепровод — довольно сложный комплекс устройств, который включает в себя множество оборудования. И его необходимо обслуживать, ремонтировать — в том числе этим и занимаются сотрудники станции. Резервуары позволяют обеспечить бесперебойную подачу нефти: если нам необходимо провести какие‑то работы, мы закрываем нужный участок, а нефть в это время подается из резервуаров, — говорит начальник НПС. — Резервуары оснащены системой пожаротушения, которая состоит из нескольких частей. Например, подслойное пожаротушение: тушащее вещество подается непосредственно в тело резервуара и всплывает в виде пены наверх, препятствуя распространению горения. Кроме того, тушащее вещество подается на крышу резервуара. Также есть система водяного орошения: она накрывает сразу оба резервуара — тот, в котором произошел инцидент, и соседний.
Часть трубопровода — под рекой
Длина части трубопровода, которая закреплена за НПС № 27, — 168 километров. Участок начинается в 20 километрах от станции. Его особенность в том, что часть нефтепровода идет под рекой Бурея, которая не замерзает зимой. Длина подводного перехода — около 4 километров, ширина русла в месте перехода самого нефтепровода — 500 метров.
«Отлично!»: Василий Орлов проверил пробы воды
На НПС есть станция очистки производственно-дождевых сточных вод. Она собирает все стоки на территории с помощью системы промышленной канализации. «Вся вода проходит четырехступенчатую очистку, в том числе химическую и с помощью ультрафиолета. И только после этого ее сливают в реку Белая», — отмечает Павел Камоско.
Губернатору предлагают наглядно продемонстрировать пробу воды, которую возвращают в природу. Делегация заходит в лабораторию эколого-аналитического контроля на территории станции.
228
миллионов на благотворительность в Амурской области направила за годы работы «Транснефть — Дальний Восток»
— Одна из главных наших задач — мониторинг воздействия предприятия на объекты окружающей среды, — рассказала главе региона начальник лаборатории Ольга Суходоева. — Мы анализируем питьевую и сточную воду, а также воду в водоемах, атмосферный воздух, промышленные выбросы от стационарных источников и так далее.
В пробирку с пробой воды, обозначенной как «природная поверхностная в контрольном створе реки Белая, куда сбрасывает воду НПС», добавляют реагент. После чего жидкость резко меняет цвет.
— Мы оттитровываем (титрование — определение титра исследуемого вещества. — Прим. авт.) воду тиосульфатом натрия до появления светло-желтого окрашивания. Затем добавляем один кубический сантиметр крахмала, — говорит Ольга Сухоедова. Жидкость в пробирке у начальника лаборатории становится ярко-синей. В лаборатории тихо, все внимательно наблюдают за процессом. — Далее оттитровываем пробу тем же раствором тиосульфата натрия до полного исчезновения окрашивания. Как только проба полностью обесцветилась, по количеству израсходованного реактива определяем содержание растворенного кислорода в природной воде.
«Наша нефть в своем роде уникальна, ее добывают на месторождениях Центральной, Восточной и Западной Сибири. Ей присвоен сорт ВСТО, в том числе — за низкое содержание серы».
Результаты показывают, что уровень кислорода — 5,3 миллиграмма на кубический дециметр. По словам начальника лаборатории, этот показатель — предел нормы. Следовательно, негативного влияния от сбрасываемых стоков на водоем и его обитателей нет.
«Отлично!» — резюмирует губернатор. Следующий эксперимент ему предлагают провести самостоятельно: определить уровень серы в нефти, которую перекачивает станция.
— Качество транспортируемой нефти мы контролируем постоянно. Наша нефть в своем роде уникальна, ее добывают на месторождениях Центральной, Восточной и Западной Сибири. Ей присвоен сорт ВСТО, в том числе — за низкое содержание серы, — рассказал лаборант НПС № 27 Сергей Драгункин. — Мы уже подготовили кювету с образцом, вам необходимо вставить ее в анализатор и нажать кнопку.
Губернатор выполняет необходимые действия, и аппарат через полторы минуты выдает ответ. «Мы видим, что массовая доля содержания серы у нас менее 0,6 %, что говорит о первом классе качества нефти по ГОСТу. Нефть у нас является малосернистой и соответствует заявленным параметрам», — расшифровывает данные Сергей.
Одно нажатие кнопки остановит станцию
Особенность нефтеперекачивающей станции № 27 — ее оснащение. Нефтепровод ВСТО-2 довольно молод, соответственно, все обслуживающие объекты тоже возводились сравнительно недавно. Кроме того, как мы уже писали выше, три года назад станцию реконструировали. Как итог — НПС сегодня оборудована по последнему слову техники. «Основное отличие наших станций, работающих на ВСТО-2, от тех, что находятся в остальной части России, — наличие современного оборудования и современных систем защиты по предотвращению различных возможных нештатных ситуаций», — отмечает Павел Камоско.
Кибератаки невозможны
Мы заходим в операторную. Длинные столы заставлены мониторами. Отсюда контролируется работа закрепленного за станцией участка нефтепровода. «Станция в работе, по основному и вспомогательному оборудованию замечаний нет, система пожаротушения в автоматическом режиме, по линейной части замечаний нет», — четко рапортует старший оператор НПС № 27 Василий Худяк.
— На схеме полностью видно общую технологическую схему с работающими агрегатами и положением всех задвижек, — комментирует гендиректор «Транснефть — Дальний Восток» Виталий Степанов. — Также здесь полностью видна система пожаротушения, готовность и работа системы энергоснабжения объекта.
120
человек работают на НПС № 27
При необходимости диспетчер может, не выходя из‑за стола, узнать параметры каждого агрегата: уровень вибрации, температуру, напряжение, нагрузку на оборудование. «Система управления едина и автоматизирована. Если какой‑то из параметров отклоняется — происходит действие по заданному алгоритму: переключение на резервную систему или полная остановка, — объясняет Виталий Степанов. — Кроме того, оператор одним нажатием кнопки способен остановить работу всей станции».
«Программное обеспечение какое?» — интересуется губернатор. Ему отвечают: отечественное. На вопрос главы региона о защите от возможных кибератак заверяют: это невозможно, локальная сеть не имеет выхода в интернет. «На предприятии реализуются мероприятия по комплексной информационной безопасности. Проводим проверки с привлечением ФСБ», — отмечает гендиректор предприятия.
При землетрясении сработает сигнализация
Также вдоль нефтепровода проложены сейсмодатчики. При землетрясении интенсивностью до трех баллов включается сигнализация. Больше шести баллов — происходит автоматическая остановка участка с закрытием всех задвижек. Это необходимо для того, чтобы не допустить порыв и утечку нефти из нефтепровода.
«При землетрясении до трех баллов включается сигнализация. Если интенсивность больше шести баллов — происходит автоматическая остановка участка нефтепровода».
Кроме того, нефтепровод оборудован датчиками контроля давления и системой контроля активности. «Помимо этого, вдоль всего нефтепровода закопан кабель. Он регистрирует движение в районе провода: диспетчер видит, если по участку прошел человек или начал копать землю лопатой. При необходимости на место выезжает оперативная группа», — прокомментировал Виталий Степанов.
— «Транснефть — Дальний Восток» — один из ключевых промышленных объектов региона, — резюмировал Василий Орлов. — Предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков на территории Амурской области. Выполняет все требования законодательства, в том числе экологического и по охране труда, ведет очень активную социальную работу, является спонсором по целому ряду направлений, в частности развития образования, ремонтов спецклассов в школах.
КОММЕНТАРИЙ
Василий Орлов, губернатор Амурской области:
— В Амурской области на предприятии «Транснефть — Дальний Восток» работает больше 1100 человек, и 85 процентов из них — амурчане. Компания — надежный партнер региона, участвует в развитии социальных программ и сама проводит активную социальную политику, в том числе обеспечивая жильем своих сотрудников. Отдельная благодарность — за серьезную работу в модернизации подготовки кадров для колледжа в Белогорске: сегодня он один из лучших в подготовке специалистов технических специальностей. «Транснефть — Дальний Восток» является заказчиком и помогает модернизировать материальную базу, делясь своими компетенциями.
Компания построила 13 домов для сотрудников
После визита на нефтеперекачивающую станцию губернатор познакомился с семьей Иваненко: оба супруга работают на НПС № 27 и несколько лет назад получили служебную квартиру в Екатеринославке.
164
квартиры построила компания «Транснефть — Дальний Восток» на территории Амурской области
— Обеспечение жильем — важный фактор для стабильной работы сотрудников и привлечения кадров. В Амурской области у компании есть квартиры в Белогорске, Екатеринославке, Шимановске, Архаре, — рассказывает начальник НПС № 27 Павел Камоско. — В первую очередь квартиры получают специалисты дефицитных на кадровом рынке профессий, приглашенные из других регионов сотрудники — как правило, это происходит, если на Дальнем Востоке нет специалистов необходимой квалификации. А также сотрудники компании, которые нуждаются в улучшении жилищных условий: у нас есть собственная соответствующая программа.
Вячеслав Иваненко приехал работать на НПС № 27 из Шимановского района вслед за будущей женой Людмилой. «Мы получили служебное жилье: двухкомнатная квартира, 50 квадратных метров. Жена сейчас в декретном отпуске, я работаю заместителем начальника станции. Все устраивает, — улыбается молодой отец. — Конечно, квартирный вопрос играет большую роль при выборе работодателя. У нас компания надежная, зарплата хорошая — в общем, стабильность. Переезжать никуда не планируем, все устраивает».
«Конечно, квартирный вопрос играет большую роль при выборе работодателя», — улыбается молодой отец Вячеслав Иваненко.
Дом, в котором живет семья Иваненко, и еще два таких же на восемь квартир каждый, компания построила в 2013 году. Всего за годы работы «Транснефть» возвела 32 дома на 408 квартир в четырех регионах Дальнего Востока. Из них 13 домов (164 квартиры) — в Амурской области.
Деньги на поликлинику
«Один из крупнейших областных проектов по социальному партнерству будет реализован в Октябрьском районе — это строительство поликлиники в Екатеринославке, — отметил во время посещения НПС № 27 губернатор Приамурья. — Общая стоимость реализации проекта — 800 миллионов рублей. Из них 200 миллионов — спонсорские средства компании «Транснефть».
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 27.01.2022
Добавить комментарий
Комментарии