Ковры, много лет считавшиеся показателем достатка, статуса семьи, а потом изгнанные в чуланы, а то и на свалку, сейчас становятся музейными экспонатами, свидетелями истории. Они показывают, как люди представляли себе уют, красоту, налаженный быт или даже будущее.
На выставке около двадцати экспонатов. Но в фондах краеведческого музея ковров вдвое больше, в основном — домашние, подаренные горожанами. Но есть и исключения. «Амурская правда» выбрала самые необычные экземпляры занимательной выставки.
Самый большой ковер: Ленин во весь рост
Тут двух мнений быть не может — это ростовой портрет Владимира Ильича Ленина. Натуральная шерсть, ручное ткачество. Размер ковра в высоту — 4 метра, в ширину — 2 метра. Этот ковер выставляется впервые и относится к разряду сувенирных. Сделан он в единственном экземпляре к определенной дате: к открытию Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Благовещенске в 1982 году, так что это еще и ковер-юбиляр – ему в этом году 40 лет!
Зейская ГЭС и 125-летний Благовещенск
На звание самого краеведческого ковра претендуют сразу два кандидата. И тут сложно определить лучший. Ковер с изображением Зейской ГЭС, изготовленный в 1977 году, и ковер к празднованию 125-летия Благовещенска. Узнаваемый «профиль» гидроэлектростанции на ковре получился как яркий детский рисунок – и сопки, и река, и небо.
А на юбилейном ковре – главные достопримечательности Благовещенска того времени, но без Триумфальной арки — ее в те годы еще не восстановили. Зато есть здание правительства со сквером, и корабли, и АОДНТ и почему-то локатор.
Узбекский ковер с кинофорумом
Если выбирать самый интересный исторический ковер, тут тоже сложно присудить пальму первенства. Есть два претендента: ковер к 60‑летию Великой Октябрьской революции и ковер с эмблемой кинофестиваля «Амурская осень» (2004 год).
Ковер с кленовым листом и кинопленкой — самыми первыми символами кинофорума «Амурская осень» — узбекский.
Юбилейный «революционный» ковер — как комикс из прошлого в будущее: вот солдат в буденовке шагает по берегу Амура, вот корабли плывут по реке, вот строится новый город, вот колосятся нивы, вот ветка БАМа, и даже можно разглядеть, как ракета взлетает в космос — а это, на минуточку, ковер 1977 года!
Самый маленький ковер из оленьего меха
В экспозиции на это звание претендуют сразу два экспоната. Эвенкийский круглый сувенирный коврик диаметром 40 сантиметров и примерно такого же размера сувенирный квадратный коврик из Туркменистана с бахромой и портретом того же Ильича.
Первый сделан вручную в виде многолепесткового цветка из кусочков оленьего меха, второй – тоже ручного ткачества, и на нем профиль вождя мирового пролетариата. Кстати, на выставке целых четыре портрета Ленина. И все – разные, и все – ручной работы.
Уникальные ковры выпускал завод имени Фрунзе
— В Благовещенске ковры выпускались не массово, а к какому‑либо юбилею, к значимой дате, — объяснила Анна Попова, специалист Амурского областного краеведческого музея имени Новикова-Даурского. — Занималось этой штучной работой экспериментальное объединение народных художественных промыслов «Амурские узоры» при кожевенном заводе имени Фрунзе. Такие ковры считались роскошным подарком и дарились по особому случаю особым людям.
Завод функционировал в Благовещенске с 1920 года. До 1930 года он находился в ведении отдела местной промышленности при облисполкоме, затем, до октября 1934 года, — совнархоза и легкой промышленности. В 1934 году снова был передан в подчинение местной промышленности.
На заводе вырабатывались клей и мыло, затем юфть и сыромять, а с 1932 года здесь стали изготавливать шорные изделия и ремонтировать обувь.
В 1961 году кожзавод имени Фрунзе объединился с сапоговаляльной фабрикой, предприятие стало называться Фабрикой шорных товаров и валяной обуви. Основным производством стал выпуск валяной обуви, войлока, шорных изделий. С 1966 года предприятие реорганизовалось в галантерейную фабрику. И «Амурские узоры» были при нем. А в 1985 году вышло постановление Совета министров РСФСР о включении нашего экспериментального объединения народных художественных промыслов «Амурские узоры» в официальный республиканский список предприятий художественных промыслов и других предприятий, выпускающих художественные изделия и сувениры.
Как найти антикварный ковер
Самых этнических ковров в музее целых четыре! Это нанайские ковры-аппликации из тканей различных цветов с характерным орнаментом, изготовленные в 80-е годы и переданные музею Республиканским центром художественных выставок «РосИЗО». Нанайские ковры очень тоненькие и больше походят на покрывала. Фото: Владимир Воропаев
Сейчас, при вернувшейся моде на 90‑е, ковры, от которых раньше многие пытались избавиться, снова приобрели популярность и ценность. Ценным экземпляром считается, конечно, не массовая штампованная синтетическая продукция, а шерстяные ковры ручного ткачества.
Как убедиться, что у вас на антресолях антикварный ковер, а не материал для когтеточки:
По составу
Ковер должен быть из натуральной шерсти. Выдергиваем ворсинку и поджигаем. Если ворс из ковра не горит, а плавится, значит, он из синтетики и ценности не представляет.
По весу
Ковер должен весить более 1,5 кг на квадратный метр. Правильно, конечно, измерять плотность ковра в тысячах узлов на квадратный метр, но проще просто взвесить. Если квадратный метр весит менее 1,5 кг — плотность изделия слишком низкая для ценного экземпляра.
По узору
У ковров с геометрическим рисунком должен быть четкий рисунок без размытых границ.
По состоянию
Ковер не должен быть поеден молью. Если ковер соответствует всем перечисленным критериям, то можно смело снова вешать его на стену и гордиться антиквариатом.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии