• Фото: Владимир Воропаев

Как я попала в чтецы

— Лена, у нас к тебе замечательное предложение! В этом году мы решили пригласить для чтения «Тотального диктанта» журналистов! — за месяц до акции позвонила мне старший преподаватель кафедры русского языка, коммуникации и журналистики АмГУ, тележурналист Татьяна Удалова. — Как ты на это смотришь?

— Ужасно, — честно ответила я. — Я обожаю «Тотальный диктант», но диктовать — нет, мне жаль людей. Они же ничего не поймут.  

В памяти всплыли долгие вечера в телекомпании «Город», куда я пришла почти сразу после окончания Амурского госуниверситета. И где со слезами на глазах пыталась озвучить свои сюжеты: тараторила, ошибалась, сбивалась, не могла найти нужную интонацию. Монтажеры сочувствующе и терпеливо махали: «Стоп! Давай опять всё сначала». Наверное, поэтому мой роман с телевидением не состоялся — меня ждала и дождалась «Амурская правда». Мы вместе уже 17 лет. Пишу много и с удовольствием, но вот ораторство — это по-прежнему не про меня.

Организаторы «Тотального диктанта» успокаивали: тексты не всегда читают профессиональные чтецы, к тому же есть время подготовиться и походить на репетиции в родной АмГУ. Я сдалась — потому что очень люблю этот проект.

Готовясь к литературному испытанию от обладателя премии «Большая книга» Марины Степновой и вспоминая ее романы, не сомневалась, что текст будет невероятным. Так и получилось.  

Я писала диктант трижды, причем каждый раз испытывала абсолютно разные эмоции от авторских текстов. Ностальгировала вместе с екатеринбургским писателем Алексеем Ивановым и его душевным рассказом о таёжном поезде детства. Влюблялась, очаровывалась и получала удовольствие от проникновенного рассказа писателя и историка Леонида Юзефовича о его родном Петербурге. Так совпало, что накануне диктанта в метро северной столицы произошел теракт — и вся страна скорбела и переживала вместе с петербуржцами. Юзефович написал текст до трагедии, но он был пронизан такой любовью к городу, что в финале вся переполненная лекционка АмГУ зааплодировала.

Последний диктант мы сдавали вместе с министрами областного правительства. И он разочаровал — слишком перемудрил журналист и литературовед Павел Басинский с историей о пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери». Готовясь к литературному испытанию от обладателя премии «Большая книга» Марины Степновой и вспоминая ее романы, не сомневалась, что текст будет невероятным. Так и получилось.  

Сбор перед диктантом

В Благовещенске в этом году площадки были организованы в Амурском государственном университете, Амурской областной научной библиотеке, Молодежной библиотеке имени Чехова, муниципальной библиотеке имени Бориса Машука и в областной специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих. Впервые диктант писали под запах свежей выпечки — в кондитерской «Синица».

За полтора часа до начала чтецы съехались в АмГУ, чтобы увидеть державшийся в секрете текст диктанта и порепетировать. В одном из конференц-залов уже собралась группа преподавателей филологического факультета — после диктанта им предстоит мужественно разбираться с почерками участников, искать ошибки и лишние запятые.

После того, как мы прослушали свою часть диктанта в завораживающем исполнении самого автора, вместе с очарованием от текста пришел страх — как бы не опозориться. Но после того, как любимые поколениями филологов и журналистов преподаватели Нина Геннадьевна Архипова и Марина Алексеевна Куроедова угостили чаем с пирожными, а потом вместе обсудили текст, страх прошел.  

— Ну всё, пора по площадкам! — скомандовала взволнованная координатор «Тотального диктанта» в Благовещенске, доцент кафедры русского языка, коммуникации и журналистики АмГУ и моя однофамилица Дарья Павлова. Не знаю, спала ли она последние ночи, переживая за акцию, но никто не сомневался, что в итоге все пройдет отлично. 

Читаем в библиотеке-обсерватории

Мне предстояло прочесть диктант в библиотеке имени Бориса Машука в микрорайоне Благовещенска. Последний раз мы были там с коллективом «Амурской правды» лет 15 назад — встречались с читателями. И, если бы не табличка на фасаде, можно было бы подумать, что я ошиблась дверью: это не библиотека, а современная творческая студия. Все стильно и модно.

— Да, вот так изменились наши библиотеки благодаря нацпроекту, — гордо констатировала заместитель директора библиотечной системы Благовещенска Ирина Табакова. — Они стали настоящими многофункциональными площадками. Здесь у нас библиотека-обсерватория, а детская библиотека имени Петра Комарова стала библиотекой детского развития. Там у нас потрясающие площадки: интерактивный пол, LEGO-стена, а всех посетителей встречает робот Маша.  

В день библиотека имени Машука обслуживает около 300 посетителей. И они идут не только за книгами. Хотя в прошлом году фонд обновился почти на миллион рублей.

— До этого нам говорили: «Да мы все уже прочитали» — сейчас не говорят, — улыбается заведующая библиотекой Анастасия Куксенко. — Мы и так жили насыщенной жизнью, а после модернизации стало еще интереснее! У нас работает лаборатория анимации, в которой дети учатся создавать мультики. У нас есть клуб для юных химиков, бесплатные курсы китайского языка для взрослых и детей, мы проводим лекции, мастер-классы, выставки.

Как доказательство: в одном из залов начинает тренинг известный радиоведущий, шоумен и автор курсов по ораторскому мастерству Макс Радман. Преимущественно женская аудитория собралась, чтобы услышать от завидного холостяка, как победить тревогу и стресс во время публичных выступлений. То, что мне надо.

— Лен, ты будешь диктант читать? Здорово! Я как-то этнографический диктант читал — вот это было испытание, — признался Макс и дал пару профессиональных советов: — Главное — держать интонацию, соблюдать все знаки препинания, четко и громко произносить текст. И правильно ставить ударения, чтобы помочь тем, кто будет писать. А волнение неизбежно.

Чуть по медленнее

Литературная акция стартовала в 14 часов в творческой лаборатории библиотеки. Сначала с экрана к 12 любителям русского языка обратилась Марина Степнова.

— «Тотальный диктант» — общественный, просветительский проект. Культура, грамотность — это то, что объединяет людей в любые времена. Собственно, это то, что и делает нас людьми, — призналась она. — Хорошие книги делают нас лучше, делают нас свободнее, формируют наши моральные принципы. Хорошие книги остаются с нами всегда, даже в самые тяжелые времена. Даже когда кажется, что больше рядом нет никого и ничего. И помните, что свет культуры всегда передавался и будет передаваться из рук в руки. И от нас с вами зависит, чтобы он не погас.

Директор фонда «Тотальный диктант» Ольга Ребковец добавила: чем больше людей будет писать диктант, тем меньше будет ошибок и больше — добра и любви. 

Романы Степновой, как и текст диктанта — как раз про любовь. Первая часть называлась «Санькин год» — ее и предстояло прочитать и написать Дальнему Востоку и Сибири. Герой — сын ресторанной певицы Санька, который открывает обитаемый мир Воронежа 19 века. И, к удивлению подростка, этот мир оказывается полон женщинами.  

«Шел 1900 год, из-за двух гладких нолей казавшийся Сане похожим на одноместную коляску-эгоистку», — после первой же прочитанной строчки всем стало понятно: это будет непростое, но изысканное, как и стиль писательницы, литературное испытание.

Литературные критики и армия преданных читателей не зря сравнивают Степнову с русскими классиками Толстым, Тургеневым и Чеховым. Чего стоили в диктанте «мама, обычно холодная, как оконное стекло», «проплывающие по Большой Дворянской разодетые дамы, похожие на вазы с фруктами и цветами» или «горничные девушки, прошивающие город мелкими аккуратными стежками».

Читать текст было сложно, но до чего же приятно. Мы справились с «Санькиным годом» за полчаса, снова переслушали текст в исполнении автора и поаплодировали ей за полученное удовольствие. Жаль, она не услышала.

— Очень люблю Степнову, обрадовалась, что именно она стала автором диктанта, — призналась журналист газеты «Моя Мадонна» Дарья Дементьева. — Мне кажется, она постаралась написать максимально просто, обычно у нее очень сложные, насыщенные тексты. Для меня «Тотальный диктант» — это праздник грамотности.   

— Средний, не очень трудный диктант, — скромно добавила ее дочь Маша, дебютант литературной акции и победитель областного конкурса «Лучший юный читатель-2021».

Первый раз попробовала свои силы в грамотности и Яна Протасова — в прошлом журналист.

— Хотела проверить свои знания и просто было любопытно. Журналист ведь не бывает бывшим. Получилось прикоснуться к образному русскому языку, я писала и в голове рисовались картинки. Хочется прочитать дальше, что же было с Санькой, — улыбнулась она.

34-летний кладовщик Павел Сороковиков тоже проходил испытание литературой и русским языком впервые после окончания школы.

— По русскому у меня было между тройкой и четверкой. Нелегкий текст. Не знаю, какая оценка, но было очень интересно, я не пожалел, что пришел, — заявил парень.

Дарья Лазарева писала диктант практически без отрыва от работы, ведь она — библиотекарь в зале взрослого абонемента.

— Степнова у нас пользуется популярностью, ее книги всегда на руках! Текст очень понравился. Интересно было слушать и писать. Надеюсь, ошибок не очень много, — призналась Дарья, выписывая мне новенький читательский билет.

Не знаю, сколько пятерок или двоек получат 224 благовещенских участника диктанта. Да это и не важно. Главное — чтобы людей, влюбленных в русский язык и литературу, становилось больше. Тогда, как мечтают организаторы «Тотального диктанта», будет меньше ошибок, а значит — больше добра и любви.

Возрастная категория материалов: 18+