В Благовещенске спустили на воду новый теплоход: репортаж с места события
ЭкономикаВ месте слияния благовещенского ручья Буяновского с неукротимой Зеей 21 июня устроили торжественный спуск на воду новенького 37-метрового теплохода. Его по федеральному заказу построила судостроительная компания «Благоверфь». Речное обстановочное судно весом в 80 тонн будет ходить по Амуру. Журналист и фотокорреспондент «Амурской правды» посмотрели, как теплоход в торжественной обстановке спустили на воду и заглянули внутрь нового судна.
Берег — как каша
«Только что сообщили, что в 15 часов начнут спускать судно, выезжайте», — скомандовала главный редактор газеты. Через несколько минут, вооружившись фотокамерой и диктофоном, мы едем к месту событий. Капли дождя разбиваются о лобовое стекло служебного автомобиля, но нас это нисколько не пугает и уж тем более не остановит. Как и организаторов мероприятия.
Спустя полчаса оказываемся в пункте назначения. Генеральный директор компании «Торговый знак «Благоверфь» Сергей Жеребцов радушно встречает журналистов и предлагает спуститься ближе к воде на его автомобиле. Вот когда начинаешь сожалеть, что на всякий случай не припрятал где-то в редакционном шкафу резиновые сапоги.
— У нас здесь очень красивый песчаный берег, но когда начинается дождь, то всё вокруг, увы, превращается в раскисшую кашу, — комментирует обстановку Сергей Жеребцов. — Работаем на этом участке всего год и еще не успели привести в тот вид, в который следовало бы. Как только разбогатеем, сразу заасфальтируем все прилегающие дороги и площадки, чтобы было удобно и симпатично.
Теплоход плавно перекатился в воду
Подходим ближе и видим, как возле железного сооружения суетятся люди в синих и черных дождевых плащах. «Наверняка рабочие», — подумалось сразу. Мужчины в касках, дождевиках и высоких сапогах ходят вдоль борта от носа к корме, проверяя, все ли верно сделали. В 2022 году на воду спустили уже три судна, одно из которых — брат-близнец того, ради которого все здесь и собрались. Оба построены по заказу федерального казенного учреждения «Речводпуть».
На специально оборудованной площадке заранее разложили ролик-мешки для спуска. Эти огромные черные надувные подушки нужны для плавного перекатывания теплохода с берега на поверхность воды. На них и водрузили главного виновника торжества: 37-метровое 80-тонное обстановочное судно проекта 3052. Такие теплоходы созданы, чтобы, как говорят специалисты, «осуществлять обстановку на реке» — то есть расставлять буи и знаки судового хода по типу дорожных.
Сам процесс спуска судна на воду начинается с технологического согласования документации. Все стороны строительства — и заказчик, и исполнитель — должны подписать соответствующие акты. Ведь без таких бумаг ни один процесс не может быть выполнен.
Лишь после росчерков пера можно начинать непосредственную подготовку площадки. Здесь, кстати, тоже всё должно быть по нормативам, в том числе и угол наклона берега. Затем сюда завозятся ролик-мешки для спуска, пригоняется маневренный кран и бульдозер, подготавливается к работе полиспаст (устройство в виде массивного металлического крюка на нескольких тросах, которое помогает поднять любой груз). В этом случае его применяют для подтягивания судна и перемещения подушек во время его движения к воде.
— Потихонечку, с помощью нескольких устройств и пары-тройки единиц техники, перекатываем судно к воде, — поясняет корреспонденту «Амурской правды» главный строитель проектов компании Евгений Семёнов. — Теплоход спокойненько, с подстраховкой бульдозера или другого более тяжелого оборудования, за счет инерции окунает корпус в реку.
Бутылка вдребезги
Оглушающий звук падения в воду — и миллионы брызг, которые всегда вызывают у зрителей неподдельный восторг. Что, собственно, и происходит на наших глазах. Несмотря на непогоду, стать свидетелями события пожелали не только заказчики, но и обычные горожане.
Следующим шагом становится «винное омовение». Именно так называется традиция разбивания бутылки с напитком о форштевень спускаемого на воду судна. По примете, если сосуд остается целым после удара, следует ждать несчастья. Но плохие прогнозы остаются позади. Бутылка — вдребезги, а это значит, что «большому кораблю — большое плавание». Осталось взглянуть, что же там внутри судна.
Трогать можно всё
Удостоверение журналиста зачастую позволяет пройти туда, куда обывателям не пробраться. Но сегодня оно и не требуется. Сергей Жеребцов сам предлагает провести экскурсию по новенькому судну. Вернее, по его точной копии, построенной и спущенной на воду немногим ранее. По технике безопасности, на судне, которое спускают на воду, нельзя находиться людям. Брат-близнец виновника сегодняшнего торжества пришвартован рядом с берегом, и именно на нем проводится экскурсия.
— Трогать здесь можно всё что захотите, — сопровождая нас на палубе, отмечает гендиректор «Благоверфи». — Главное, не пораньтесь. Сейчас вместе пройдемся, и посмотрите, что собой представляет наш продукт, над которым работали 70 человек. К слову, здесь ведутся достроечные работы: делают обшивку, стлани, доводят до завершения электрификацию объекта.
«Заграничных деталей мало. На нашем заводе есть свой механозаготовительный цех с новейшими станками и компьютерным управлением. Кое-что изготавливаем там. Можно сказать, задачу по импортозамещению мы выполнили».
Оба теплохода состоят из десяти сваренных между собой блоков, больше половины из них — основание. Как и заявлено в проекте, каждое судно имеет рубку управления на самом верхнем этаже, шесть кают для отдыха членов экипажа ярусом ниже и машинное отделение в самом низу. Для сравнительно небольшого плавсредства сердце теплохода впечатляет размерами. Сотни кабелей, кнопок, измерительных приборов, трубок, вентилей... Всё это необходимо разместить в одном помещении. Поэтому размер помещения можно считать оправданным.
Санкции не повлияли на работу
Каюты, пусть и не слишком большие, зато вместительные и весьма уютные. Когда достроечные работы завершатся, их оборудуют всей необходимой мебелью, поставят кровати, столы, стулья. В бытовых помещениях заметили проложенные водопроводные трубы. Буквально на днях по ним потечет вода. Практически завершена электрификация судна, осталось доработать некоторые нюансы, и во всех помещениях можно будет включать свет, пользоваться розетками.
— При строительстве судов западные санкции не повлияли на нашу работу и конечный продукт, — замечает Сергей Жеребцов. — Оба теплохода собраны вручную с нуля. Здесь практически все сделано из отечественных комплектующих. Заграничных деталей мало. На нашем заводе есть свой механозаготовительный цех с новейшими станками и компьютерным управлением. Кое-что изготавливаем там. Можно сказать, задачу по импортозамещению мы выполнили.
Промышленный шпионаж — дело серьезное
Уговаривать руководителя предприятия разрешить хоть одним глазком заглянуть в механозаготовительный цех бесполезно. Мало в каких судостроительных компаниях в такого рода помещения пропускают людей извне (тут даже удостоверение журналиста не спасает). И это вполне разумно: промышленный шпионаж — дело серьезное.
— Могу сказать, что за годы работы мы с коллегами набрались опыта и закупили такое оборудование, что теперь можем строить суда до 80 метров, — намекает на далеко идущие планы собеседник. — В этом году спускаем на воду уже четвертое судно, а всего с 2012 года построили 63 плавсредства, среди которых — баржи, плавбазы, теплоходы. Совсем недавно подписали контракт и произвели закладку киля третьего обстановочного судна по тому же проекту. Еще семь объектов этого же класса находятся на обсуждении с заказчиками. Думаю, к осени вопрос уже решится, и наша продукция в скором времени разъедется по всему Дальнему Востоку. Так что работа продолжается.
Возникает вполне логичный вопрос: зачем строить столько теплоходов, катеров, барж и других плавсредств? Дело в том, что Правительство Российской Федерации решило обновить флот и усилить свое присутствие на воде, в том числе в лимане Татарского пролива. Амурской судостроительной компании выпал шанс стать непосредственным участником воплощения этих планов.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 22.06.2022
Материалы по теме
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии