Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

Цель работы секции — экспертно-аналитическое и научно-методическое обеспечение, а также подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере. Поэтому каждое заседание проходит при активном участии сенаторов РФ, представителей ряда министерств и ведомств, связанных с транспортными вопросами, а также представителей экспертного и научного сообщества.

Как отметил Артем Шейкин, одной из ключевых задач на сегодня является создание единой правовой базы и регуляторной среды для цифровой трансформации транспортной отрасли, стратегия которой на период до 2030 года была утверждена председателем правительства РФ. Ряд поправок и уточнений потребуется внести в действующие правила дорожного движения, нормы Гражданского, Уголовного и Трудового кодексов, в транспортные кодексы и закон о персональных данных. Всего в стратегию вошли шесть инициатив: цифровая грузовая логистика, зеленый цифровой пассажирский коридор, беспилотники, технологии цифровых двойников и информационного моделирования, ситуационный центр Минтранса и его стыковка с региональными СЦ, а также информационная безопасность.

Проблемы защищенности транспортной отрасли и импортозамещения на критических объектах инфраструктуры становится особенно острой в условиях не прекращающегося санкционного давления и постоянных киберугроз. В списке решений, принятых по итогам заседания секции, важность создания единого защищенного информационного пространства и защищенных технологических сетей транспортного комплекса занимает первое место. Кроме того, участники отметили необходимость соблюдения требований, изложенных в президентских указах №166 (от 30.03.22) и №250 (от 01.05.22), напрямую затрагивающих российские системообразующие предприятия, объекты, организации и отрасли.

Также по итогам заседания был предложен ряд рекомендаций для Министерства транспорта РФ. В частности, рекомендовано проработать вопрос о возможности провести в 2023 году «Цифровой транспортный форум», который мог бы стать новой площадкой для совместной работы научных и экспертных организаций, органов власти и делового сообщества (впрочем, секция постоянно открыта для любых предложении в сфере своей компетенции – заинтересованные организации и ведомства могут передавать предложения через Совет по развитию цифровой экономики). Другой важной рекомендацией стало активизировать работу над законопроектом о высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средствах, поскольку без строгой нормативно-правовой базы дальнейшее развитие данной сферы будет затруднено.

Отдельным пунктом решено порекомендовать рассмотреть вопрос о необходимости изменений в Федеральном законе №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Документ предлагается дополнить требованиями по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, так как без эффективного контроля в этом вопросе вся отрасль цифрового транспорта будет постоянно находиться под угрозой кибератак. Наконец, участники секции подчеркнули и важность достижения полной независимости Российской Федерации от импортного программного обеспечения, для чего уже Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ рекомендовано совместно ОАО РЖД изучить возможность создания Национального центра цифровых компетенций, который мог бы вести подготовку и переподготовку IT-специалистов для ускорения перехода на независимое отечественное программное обеспечение в транспортной отрасли.

Возрастная категория материалов: 18+