• Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин

Президентская поддержка

Первые автомобили по мосту начнут ездить через год, а пока, чтобы подняться на него, нужно сначала проехать несколько сот метров на машине по дамбе вдоль перехода, а потом шагать вверх по крутой лестнице: мост возвышается над рекой на расстоянии около 15 метров. Это высота пятиэтажного дома, приводят сравнение строители. Сверху — потрясающий вид не только на Благовещенск и реку с баржами и катерами, но и еще на два моста. Слева виден международный переход через Амур, справа — действующий через Зею.

23

миллиарда рублей — стоимость строительства моста через Зею в Благовещенске

Сейчас новый Зейский мост готов на 70 процентов. А ведь еще два года назад мало кто верил, что Амурской области удастся не только дать старт долгожданному и дорогостоящему проекту, но и довести его до конца, причем в рекордные сроки.

Не было бы счастья, да несчастье помогло — это как раз про новый мост. Объект был включен в программу развития транспортной инфраструктуры России, но первый федеральный транш предполагалось направить на строительство лишь в 2021 году. Однако в апреле 2020-го на действующем мосту произошло ЧП — просела плита перекрытия. На единственном переходе на въезде в Благовещенск ввели реверсивное движение и ограничения на передвижение грузового транспорта.

Спустя два дня после происшествия амурский губернатор принимал участие в селекторе по ситуации с паводками и пожарами, которое проводил президент. И после оперативного отчета Василий Орлов доложил президенту о ЧС с единственным действующим мостом и сообщил, что госконтракт на строительство нового моста через Зею заключен, однако срок возведения объекта — 2021—2024 годы.

«Достроим, будет еще красивее — мост же еще будет с подсветкой! Строим для вас!»

Губернатор попросил Владимира Путина рассмотреть возможность выделения 5 миллиардов рублей из федерального бюджета уже в 2020-м и пообещал, что правительство области обеспечит софинансирование и гарантирует освоение средств. Глава государства просьбу поддержал и дал соответствующее поручение Минфину России.

И хотя сам Василий Александрович свою историческую роль в этой истории отрицает («Никакой моей заслуги нет, объект был в федеральной программе, пришлось просить президента передвинуть сроки финансирования, он нас поддержал, и объект сегодня в графике», — категорически заявил он во время стыковки), именно главе Приамурья и его команде удалось не просто ускорить федеральное финансирование, но и помочь подрядчику вовремя приступить к реализации проекта. В итоге мостостроители зашли на площадки спустя полтора месяца после обращения к президенту — в июне 2020-го.  

Стройка с опережением

План строительства был выстроен таким образом, чтобы построить мост не в 2024 году, как было предусмотрено проектом, а максимально сократить сроки и завершить стройку к концу 2023-го. И подрядчик с этой задачей справляется. При монтаже пролетных строений применялся метод продольной надвижки с использованием гидравлического оборудования. За полтора года мостостроители провели с двух берегов 14 этапов надвижки: 8 — с левого и 6 — с правого берега. Сейчас пролетное строение общим весом 8 500 тонн и длиной 1 750 метров смонтировано на 20 опорах. И хотя мост через Зею называют близнецом моста через Амур, строители уверяют: каждый переход уникален.

— Насколько сложный для нас этот объект? Вы знаете, каждый мост имеет свои особенности, мы не рассматриваем их с точки зрения — простой или сложный. Это работа, которую мы выполняем, — признается руководитель ОП «Зея» АО «Бамтоннельстрой-Мост» Эдуард Давыдов. — Сейчас мы наверстали упущенные сроки, вернулись в график и идем с опережением на год.

10285

метров — общая протяженность,

1 933 метра — мостовая часть,

8 352 метра — подъездные пути.

8 500 тонн — общий вес

26 опор — основа мостового перехода

 

 

Василий Орлов: «Первые автомобили поедут в сентябре 2023 года»

Когда на мост поднялся губернатор, строители достали мобильные телефоны — сфотографировать на память, хотя Василий Орлов все эти годы лично курирует объект и часто приезжает на стройплощадки по обоим берегам Зеи.

Последний этап надвижки русловой части проходил на одиннадцатой опоре мостового перехода. После сигнала о готовности всех подразделений прозвучала команда: «Приступить к надвижке!» Во время процесса Эдуард Давыдов подробно объяснял главе региона технические моменты, после окончания надвижки над мостом раздались аплодисменты.

— Сегодня знаковое событие — строители сомкнули новый мост. «Бамтоннельстрой-Мост» — очень профессиональный и сильный подрядчик, специалисты этой компании построили мост в Китай и новый мост через Зею делают по схожей технологии, — отметил после стыковки губернатор. — Строители работают с опережением графика, несмотря на то, что были сложности из-за пандемии, очень сильного паводка в прошлом году и вводимых сейчас санкций. Компания в очередной раз показывает себя как надежный партнер. Хочу поблагодарить коллектив! Спасибо за работу!

Василий Орлов отметил: мост будет достроен в следующем году, риска сокращения финансирования нет. Мало того, регион получил дополнительные средства на объект.

— Из-за коронавируса ряд строительных материалов в 2021 году значительно подорожал, в том числе металл. Есть постановление правительства, которое позволяет изменять сметную стоимость контракта. Госэкспертиза оценила удорожание строительства моста в 3,9 миллиарда рублей. Мы получили эти дополнительные средства. Они доведены до нас, и подрядчик ими пользуется, — объяснил глава региона.

Мост строят специалисты со всей страны — от Калининграда до Владивостока. Но на сегодня 60 процентов — это жители Амурской области и соседних регионов.

Первые автомобили поедут по переходу в сентябре 2023 года. Движение будет организовано по одной полосе в каждую сторону. По предварительным оценкам, новый объект позволит разгрузить действующий переход на 40—60 процентов. Губернатор напомнил: новый мост в первую очередь будет использоваться для легкового транспорта.

— Потому что он выходит на улицу Горького и траффик пойдет в центр города, — подчеркнул Василий Орлов. — В Благовещенске уже идут работы по реконструкции этой улицы: ведется замена инженерных коммуникаций, дорожной одежды, освещения, приводим в порядок фасады. Есть решение о выделении в следующем году гранта Амурской медакадемии на ремонт фасада. Мы должны сделать так, чтобы каждый въезжающий в наш город видел, какой красивый Благовещенск. 

Следующий этап строительства — установка пролетов моста с временных конструкций на капитальные опорные части, а затем сооружение плиты проезжей части. На левом берегу эти работы уже ведутся, в ближайшее время приступим к ним на правом, рассказал руководитель проекта Эдуард Давыдов. Сейчас на огромной строительной площадке трудятся 1 500 человек, но так как работа идет вахтовым методом, непосредственно задействовано 750 специалистов. Мост строят кадры со всей страны — от Калининграда до Владивостока. Но на сегодня 60 процентов — это жители Амурской области и соседних регионов.

Новый мост позволит разгрузить существующий на 40—60 процентов, что позволит амурчанам с большим комфортом преодолевать путь между городом и федеральной трассой, отмечают в региональном минтрансе

Главный механик проекта Александр Поздеев — из Удмуртии. Это его второй мост в Амурской области — работал на возведении международного в Китай.

— Чувства переполняют, очень ждали этого момента! — признался он «Амурской правде». — Мы переживали, паводки затормозили нашу работу. Но сейчас все в графике. Достроим, будет еще красивее — мост же еще будет с подсветкой! Строим для вас!

Старый мост уйдет на капремонт

1,5

тысячи человек и 150 единиц специализированной техники задействовано на строительстве моста через Зею.

К капитальному ремонту действующего моста через реку Зею, который уже передан в областную собственность, приступят после ввода в эксплуатацию нового моста. На это время движение по переходу будет полностью закрыто. А пока будут проводиться локальный ремонт и содержание объекта. Этот мост построен в 1981 году. Надводная часть мощного инженерного сооружения — около двух километров. Мост включает в себя основное сооружение через Зею и транспортные развязки. Все пролетные строения металлические. Действующий мостовой переход отнесен к особо сложным и стратегическим объектам, так как только через него имеется единственный выход на левый берег реки Зеи, связывающий всю левобережную территорию Амурской области с центром города, аэропортом и международными пунктами пропуска Благовещенск — Хэйхэ, отмечают в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Приамурья.

Строительство ведется в километре от существующего моста. Новый мостовой переход позволит разгрузить существующий мост, расположенный выше по течению реки, на 40—60 процентов.

Губернатор предложил «Амурской правде» испытать мост

На вопрос «Амурской правды», решено ли, кто первый проедет по новому мосту, Василий Александрович отшутился:

— Мы можем «Амурской правде» предоставить такую возможность! Заодно проверим надежность моста!

Как заверили строители, такие объекты строятся на 100 лет — при должном обслуживании это абсолютно реальная цифра. Так что, Василий Александрович, мы согласны!

Возрастная категория материалов: 18+