Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №48 (29143) от 4 декабря 2024 года
Издается с 24 февраля 1918 года
9 декабря 2024,
понедельник

«Сначала учишься у детей, а потом учишь их»

«Сначала учишься у детей, а потом учишь их» / Октябрь — месяц учительский. И именно в это золотое и красивое время хочется поделиться монологом Татьяны Сергеевны Лебедевой, которая 38 лет учила детей в далеком поселке Коболдо, что в Селемджинском районе. О жизни, любви, детях, уроках школьных и жизненных. Цельно, мудро, точно, глубоко.


Октябрь — месяц учительский. И именно в это золотое и красивое время хочется поделиться монологом Татьяны Сергеевны Лебедевой, которая 38 лет учила детей в далеком поселке Коболдо, что в Селемджинском районе. О жизни, любви, детях, уроках школьных и жизненных. Цельно, мудро, точно, глубоко.

Счастье детства и слезы отца

Я родилась в поселке Согур, которого сегодня уже нет. Он был в трех километрах от поселка Коболдо. Интересная деталь: в Селемджинском районе даже самое маленькое поселение всегда называлось поселком. Думаю, это потому что там не было сельского хозяйства. Я часто бываю на месте поселочка, где родилась — там уже сплошная тайга и бурелом. И подобраться к остовам домов невозможно, все заросло. Тоска на душе.

А сердце все равно туда просится. Родина… Единственное и очень точное слово.

Мои родители — дети репрессированных. Дедушек и бабушек сослали сюда в сталинское время.

Там у меня было счастливое, замечательное детство. Тайга, грибы, ягоды. Фантастическая красота и раздолье. Мама давала нам наволочки, мы их надували пузырями и плавали с ними. Купались в котлованах. Вода была теплая. Босоногие, загорелые, крепкие. Это все про мое детство. Нас в семье было пять сестер.

Мои родители — дети репрессированных. Дедушек и бабушек сослали сюда в сталинское время. До самой горбачевской перестройки мы этого ничего и не знали. Родители с нами никогда не говорили на эту тему. Никогда!..

Папа рассказывал нам про свою жизнь, рассказывал и плакал… Это была большая трагедия целой семьи. Люди, чужие люди, просто так, на ровном месте, разрушили их жизнь. Папа не мог без слез об этом говорить.

Во всем «виноваты» учителя

Я стала филологом благодаря своим необыкновенным учителям. В восьмом классе влюбилась в учителя русского языка и литературы Антонину Николаевну Советникову. Для меня русский язык и литература стали самыми любимыми предметами.

А когда перешла в девятый класс, литературу у нас вела Нина Михайловна Мехоношина, и две любви объединились. В моем случае «виноваты» оказались учителя. Именно они привили любовь к языку и литературе. Я стала русоведом и вернулась работать в родную школу. Там еще работали мои любимые учителя.

В школе я любила читать книги, у меня получалось стихи читать со сцены. Никогда не зажималась и не стеснялась.

У детей можно многому научиться. Сдержанности, пониманию и не обращать внимания на то, что тебе мешают порой вести урок.

Мы жили в хорошем мире и не считали себя убогими или несчастными, у нас было счастливое детство. А книги давали понимание этого мира. Главная черта моих родителей — скромность. Мы никогда никому не завидовали. Что было, тем и довольствовались. И были счастливы.

…Благовещенский пединститут вспоминаю только с добром и благодарностью.

Анна Ивановна Вайсман — легендарный преподаватель. Милая, талантливая, эмоциональная, непосредственная. Она нам столько любви дарила! И мы ей отвечали тем же.

Она никогда ни под кого не подстраивалась, всегда была сама собой и нас учила этому. Она любила нас всех: тех, кто готовился к занятиям, и тех, кто не готовился. Не помню, чтобы кому-то поставила пятерку. Четверка от Вайсман была наградой. «На пять знаю только я», — справедливо говорила она.

Муж-одноклассник и уроки от детей

Мой муж Валера — одноклассник. Когда мы переехали в 1963 году в Коболдо, я пошла в четвертый класс. И он сразу на меня глаз положил. Валера был лопоухий, чуть озорной, класса с восьмого стал носить очки. За косички меня дергал… Все было. Потом мы с ним вместе учились в педагогическом институте. Студентами поженились. Свадьба была в родном Коболдо.

После института Валеру распределили физиком в родную школу, а я поехала за ним и не минуты об этом не пожалела. Все просто.

Я попала в коллектив своих родных учителей, меня там замечательно приняли.

Меня опекали. Нина Михайловна Мехоношина в первый год моей работы часто приходила ко мне на уроки. Голос-то у меня от волнения ох как подрагивал. Все было, за все благодарна. Она мне говорила так: «Таня, три года учишься у детей, а на четвертый год учишь их».

У детей можно многому научиться. Сдержанности, пониманию и не обращать внимания на то, что тебе мешают порой вести урок.

На всю жизнь запомнила свой первый урок в селе Богословка Мазановского района. Я там полгода была на практике. Помню, на меня внимательно смотрели любопытные глазенки. И роднее этих глаз для меня тогда не существовало. Дети были искренние, открытые, добрые, любящие.

Учителю многие не простят то, что простят другим. Наша профессия многому обязывает.

Помню, месяц прошел, наступил День учителя. Я захожу в класс, а у меня на столе пакет, завязанный капроновым бантом, а там подарки от деток. Помню, что вазочка была… До слез!

Вы не представляете, какой тогда на селе был авторитет у учителя. Мы приходили в магазин, а бабушки отходили от прилавка и говорили: «Девочки, покупайте без очереди. Вам надо учить детей…»

Вот такое было тогда уважение к учителю! Сегодня его стало намного меньше. Я объясню, почему. Многое зависит от родителей: если они уважают учителя, то ребенок с таким же уважением идет на урок.

Учителю многие не простят то, что простят другим. Наша профессия многому обязывает.

Первую половину жизни мы работаем на имя, только потом уже имя работает на нас.

Родители никогда не простят, если ты унизишь ребенка или поставишь незаслуженно низкую оценку. Чтобы этого не было, учитель обязан уважать личность. Ребенок может быть резким и неправым, но ты — педагог и взрослый, будь мудрей и выиграй в этой ситуации.

Если шумят на уроке —замолчи. Никогда не говори при говорящих — это мое правило, которое работало всегда.

Если учитель ушел с урока — все, проиграл и расписался в своем бездействии.

Дети села или небольшого поселка, по моему убеждению, более открыты. Они честнее, добрее, порядочней.

Сегодня творчество писателей у детей мелькает как в калейдоскопе. Не запоминается…

Любой конфликт надо стараться решить на двоих с учеником. Когда зовешь на помощь родителей или директора, то круг конфликта расширяется и ребенок становится уязвлен.

Однажды мама одного мальчика мне сказала, что за каждую двойку отец избивает ребенка. Я все поняла в одну секунду. Двоек больше не стало. Мы с мальчиком нашли другие способы и методы.

Мальчик тот давно стал взрослым мужчиной, а когда мне звонит, то называет меня не Татьяна Сергеевна, а мамуля… Его родителей давно нет на свете. А я осталась у него мамулей…

Гений Булгакова и воздух Пушкина

Я убеждена, что филологи — народ особый. Литература формирует ребенка, воспитывает его. Нравственные проблемы, которые отражены и описаны в произведении, мы можем связывать с жизнью класса, поселка и в целом страны. Провести параллели. Через литературу мы понимаем, что есть хорошо, а что плохо. Она формирует, воспитывает ребенка.

Я счастлива, что работала по старым программам, где глубина знаний была бесспорно больше. Мы раньше Пушкина давали 18 часов, а творчеству Льва Толстого было посвящено 24 урока. Сейчас это время урезано и полного представления об этих титанах словесности у детей нет. Сегодня творчество писателей у детей мелькает как в калейдоскопе. Не запоминается…

Раньше мы детям не просто показывали творчество Пушкина, а делали анализ роста писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина.

По той, советской школьной программе, у меня осталась ностальгия. Но бывает, что ребенок, что называется, не литературный. Ему она не дана и малоинтересна от природы. Он получает пятерки по физике, и из него получится прекрасный инженер-корабел.

По моим ощущениям, сельские дети более откровенны. Они могут поделиться с учителем самым сокровенным.

В таком случае надо не мучить его Достоевским, а учесть его природные особенности. Ведь гениальный Пушкин математику знал только на двойку. Разве можно всех равнять под одну линейку? Нет, конечно.

По моим ощущениям, сельские дети более откровенны. Они могут поделиться с учителем самым сокровенным. Главное — они должны учителю доверять. Доверие зарабатывается годами, и оно очень хрупкое.

…Уходит ли жизнь из Коболдо? Конечно… Нет Дома культуры, так называемый ДК находится в помещении бывшей столовой. Там сейчас еще и библиотека.

Но все равно мы не теряем опоры в жизни. Мы занимается художественной самодеятельностью. Общественная история поселка людям тоже интересна.

Когда приезжаю в Благовещенск, сразу чувствую, что воздух здесь не свежий. И мне через несколько дней в городе хочется в свой поселок. Там один только воздух чего стоит. Чистейший, надышаться нельзя!

В Коболдо мои корни, там моя родина, там жили мои родные. Там мама и папа навсегда остались. Как это все можно оставить? Не знаю… (Плачет.)

Булгаков как будто взъерошил все, что можно было взъерошить в человеке.

Кто моя литературная любовь? Михаил Булгаков! Он трудный как писатель — и через эту трудность моя тропинка к нему и шла.

Когда я первый раз начала читать «Мастера и Маргариту», то думала: «Боже мой, что за чушь?!..» Сочетание реальности и ирреальности мне было непонятным. Потом роман меня втянул, пленил и не отпустил. Я уже не помню, сколько раз его перечитала. И каждый раз, перечитывая, вижу для себя что-то новое. Там очень много нравственный проблем, которые актуальны сегодня.

Булгаков как будто взъерошил все, что можно было взъерошить в человеке. Все сделал для того, чтобы человек задумался: как он живет, верит или не верит? Там сказано, что трусость — самый главный порок. А что такое трусость? Это равнодушие прежде всего.

Человек живет для того, чтобы поддержать другого человека, подарить ему тепло и радость своего сердца.

Я недавно пошла на маникюр к мастеру, ее кабинет на «Амурской ярмарке». Татьяна ее зовут. Знаете, за один час столько любви к людям, столько позитива от нее получила, что ушла не только с красивыми ногтями, но и с крыльями. Вот как надо жить!

Людей любить не трудно! Мама моя всегда говорила: «Таня, добрых людей на свете очень много. Только ты будь добра с ними, и они тебе ответят тем же».

Человек живет для того, чтобы поддержать другого человека, подарить ему тепло и радость своего сердца.

За что люблю Чехова? За то, что в каждом его коротком рассказе истина того, о чем он говорит. Он мог одним словом отметить главное.

Скажу один секрет: когда у меня ужасное настроение, я беру томик Чехова и читаю его смешное. Он так мастерски вытягивает меня из трудного душевного состояния, которое бывает у каждого из нас.

О писателях могу говорить часами, они мой воздух. При первой возможности поехала бы в Михайловское, к Пушкину. Так хочу подышать его воздухом! Он мое всё…

…Если бы жизнь можно было отмотать как кинопленку назад, я бы прожила ее так же. С Валерой Лебедевым, в Коболдо. Ничего бы в ней не меняла.

Я — счастливая! У меня все есть: муж любимый и любящий, дети любимые и любящие. Такие внуки. Вся родня — замечательная. И профессия у меня любимая, которая всегда со мной. Ну что еще надо человеку для счастья?!..

БЛИЦ-ВОПРОСЫ

— Любимые литературные герои?

(Думает.) Их так много. Не задумывалась никогда. Их много, правда. Но думаю, что булгаковский Мастер.

— С кем вы хотели бы пообедать?

— С Анной Ахматовой.

— Любимая птица?

— Лебедь.

— Для чего мы приходим в эту жизнь?

— Выполнить свою миссию. Моя миссия — учить детей. Учила своему предмету, учила любить эту жизнь. Да и самой жизни тоже учила.

— За что вы любите жизнь?

— За то, что она разная.

«Какое счастье — жить на свете;

Ходить, смотреть и говорить;

В ладони дождь поймать и ветер;

Цветы сажать, детей растить;

Листвы зелёной шёпот слушать,

Увидеть радугу в дали,

И босиком пройтись по лужам,

Вдыхая аромат земли;

С улыбкой каждый день встречая,

За всё судьбу благодарить:

За радости и за печали,

За это счастье — просто жить!» — чьи стихи — не знаю. Но они замечательные и живут во мне.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

1
10.10.2022, 17:01

Содержательный, крайне интересный и симпатичный человек!

— Nifashev Sergey
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Участники конкурса путешественников в Приамурье получат тревел-бутылку и стикер-пакОбщество
В Райчихинске собирают заявки на модернизацию придомовых территорий по программе «1000 дворов»Общество
По поручению губернатора в Мазановском округе отремонтируют спортшколу и оборудуют библиотекуОбщество
Новогодняя выставка амурских художников «Со вкусом зимы» откроется для посетителей АОКБОбщество
Заболеваемость ОРВИ остановилась, а COVID-19 растет: эпидобстановка в Приамурье на 9 декабряЗдоровье
В Свободном приступили к строительству ледового городкаОбщество

Читать все новости

Порядок слов Александра Ярошенко

Общество

Участники конкурса путешественников в Приамурье получат тревел-бутылку и стикер-пак Участники конкурса путешественников в Приамурье получат тревел-бутылку и стикер-пак
В Райчихинске собирают заявки на модернизацию придомовых территорий по программе «1000 дворов»
Амурский эксперимент: как балалайка, саксофон и виолончель на одной сцене сыгрались
По поручению губернатора в Мазановском округе отремонтируют спортшколу и оборудуют библиотеку
Новогодняя выставка амурских художников «Со вкусом зимы» откроется для посетителей АОКБ
Система Orphus