Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

Пилотный проект

— Светлана Вячеславовна, давайте начнем с того, как отреагировали в министерстве образования и науки на поручение губернатора начать изучать китайский язык в школах? Наверное, схватились за голову — где взять сразу столько педагогов?

— Сказать, что мы испугались — нет. Поручение Василия Александровича Орлова, а он сам по первому образованию учитель китайского и английского языков и понимает важность коммуникаций, — это вызов времени. И, как ни парадоксально это звучит, но мы обрадовались новшеству. Да, трудности с кадрами, с учебными пособиями, но мы знали, что если эту инициативу озвучил губернатор, то она не останется без внимания. Так и получилось: финансовая составляющая была решена сразу. Методические пособия и программы нас тоже не пугали — в БГПУ работает Институт Конфуция. Тревогу вызывал кадровый вопрос, но, поговорив с ректором педуниверситета, мы поняли, что и его мы сможем решить — благодаря вовлечению в работу студентов.   

— Почему для реализации пилотного проекта был выбран именно город Благовещенск?

— Первое — здесь педагогические кадры в шаговой доступности. Второе — здесь больше обучающихся. 

 «Да, трудности с кадрами, с учебными пособиями, но мы знали, что если эту инициативу озвучил губернатор, то она не останется без внимания», — говорит Светлана Яковлева.

— Кто разрабатывал проект изучения китайского интенсив-курса? 

— Этот проект — совместная работа Амурского Института развития образования (АмИРО), Благовещенского государственного педагогического университета и министерства образования области. Программу готовил БГПУ. «Новый практический курс китайского языка» разработан Пекинским университетом языка и культуры и активно применяется Институтом Конфуция. АмИРО финансирует реализацию проекта: нанимает на работу педагогов, приобретает учебно-методические пособия и направляет их в школы. На приобретение учебно-методического комплекса из бюджета области выделено более двух миллионов рублей. 

Вопрос с кадрами удалось закрыть благодаря студентам педуниверситета. Оплата им идет как педагогам дополнительного образования.

— Какой продолжительности новый дополнительный курс? 

— Длительность программы «Интенсивный курс китайского языка» — 68 часов, то есть по два занятия в неделю. Интенсивный курс «Китайского языка» — это не обязательный курс для старшеклассников, дети выбирают его по желанию. Решение — ходить или не ходить — они принимают вместе с родителями.

Интерес у старшеклассников

— Спустя месяц после внедрения курса, какие результаты можете озвучить? 

500

старшеклассников Благовещенска проходят интенсив-курс по китайскому языку 

— Во-первых, отмечу активный интерес среди старшеклассников. Для пробного года обучения у нас набралось достаточно большое количество желающих — набрали 27 групп в 19 школах Благовещенска — это около 500 ребят. Исключение составляет 14-я школа — там китайский язык изучают со второго класса, это школа с языковым уклоном. В некоторых учебных заведениях набрано даже две группы: в школах № 22, 10, 12 и 17. Во-вторых, особенностью нововведения стало то, что у нас сформировались группы не только по возрасту — среди параллели классов, но и разновозрастные, в которых обучаются дети с 9-го по 11-й класс. Таких смешанных групп 11, в них занимается больше 200 ребят.

— Как удалось решить проблему с кадрами? Ведь еще летом в половине школ Благовещенска не было учителей китайского.

— И тут были нюансы: на полную ставку учителя мы не могли взять, так как нагрузка была не велика. Поэтому вопрос с кадрами удалось закрыть благодаря студентам педуниверситета. Оплата им идет как педагогам дополнительного образования. Для студентов это хороший опыт — педагогическая практика, да и ребятам-старшеклассникам обычно нравится, когда занятия ведет молодой педагог. 

Зачем учить китайский

— По вашему мнению, зачем детям учить дополнительный второй иностранный язык? 

— В основе знания иностранного языка лежит возможность общаться. Знать китайский язык на элементарном бытовом уровне диктует само географическое положение нашей области, которая находится на границе с КНР. Когда мы приезжали в Китай, то видели, что жители могут общаться с нами на ломаном русском языке. Наверное, как бы было им приятно, если мы могли им здесь тоже объяснить, как пройти в музей, рассказать о нашем городе. 

Не вошла в эксперимент школа № 14 — там китайский язык изучают со второго класса. 

Приведу пример из своей жизни. Когда я сдавала кандидатский минимум, независимо от того, что я учитель физики, то пришлось сдавать и английский язык. Тогда я спросила своего преподавателя: «А зачем это нужно?» И услышала: «А почему ты решила, что развитие физики может быть только в России? Оно происходит везде, и ты должна уметь коммуницировать». Поэтому мало быть замечательным специалистом в своей отрасли, необходимо еще и владеть иностранными языками, чтобы знать, что нового происходит в этой отрасли в мировом масштабе, перенимать опыт.

А благодаря такому интенсив-курсу ребята смогут узнать основы китайского. Далее, если они захотят углубиться в изучение языка, то для этого есть различные языковые курсы, в том числе и онлайн. Думаю, что результат реализации этого проекта мы увидим спустя годы — лет семь. Изучение разговорного китайского языка — это инвестиция в будущее. Владение иностранным языком — один из кирпичиков фундамента успеха.     

— При положительной реализации пилотного проекта в Благовещенске он будет транслироваться на всю область? 

— После завершения эксперимента мы рассмотрим возможность создания центров изучения китайского языка в районных центрах и округах. Но для этого муниципальным властям необходимо проанализировать количество желающих и собственные возможности, чтобы такой проект не превратился в профанацию.

Возрастная категория материалов: 18+