• Рыба-шар. Фото: Алексей Перминов
  • Речные акулята. Фото: Алексей Перминов

Новинки в коллекции

— Один из наших новых обитателей — это пангасиус, или пресноводная акула. Другие ее названия — акулий сом, морской язык, — рассказывает преподаватель кафедры биологии и гистологии АГМА, кандидат биологических наук Алексей Перминов. — В больших аквариумах эти рыбы вырастают до метра в длину, они стремительные хищники, поэтому акулят мы поселили отдельно в наш самый большой аквариум на 400 литров. Похожая внешне на морскую хищницу, пресноводная акула на самом деле — не акула. Поскольку те относятся к хрящевым рыбам, а у этой скелет — костный.

Еще одно ценное, но опасно пополнение в биоколлекции — пресноводная рыба тетрадон фахака, которая имеет сходство с известной всем ядовитой рыбой фугу. Вырастает она до полуметра длиной и, как иглобрюх, надувается и выставляет шипы. С другими рыбами тетрадона содержать нельзя, так как его яд их парализует. Да и для человека шипы опасны.

Студенты изучают рыб на парах. Один учащийся уже заинтересовался действием яда на млекопитающих — мышей — и в дальнейшем будет изучать этот вопрос.

Живые объекты для исследований

Коллекция животных на кафедре биологии и гистологии Амурской медицинской академии появилась благодаря инициативе ученого-биолога. Алексей Перминов переехал в Благовещенск из Санкт-Петербурга, где четырнадцать лет проработал в Военно-медицинской академии. Чтобы вовлечь студентов АГМА в научно-исследовательскую деятельность, он и организовал на кафедре полноценную биологическую лабораторию. В ней ученый будет воссоздавать жизненный цикл гельминтов — дальневосточных трематод, чтобы изучать тонкие механизмы взаимодействия паразита и его хозяина. Так как эти гельминты могут вызывать у человека серьезные заболевания.

Почти в двадцати аквариумах Алексей Анатольевич разводит рыб для опытов по паразитологии. А началось все с «дамского чулка» — аквариумной рыбки данио-рерио. Она — уникальный биологический объект для науки, ведь ее геном на 70 процентов соответствует геному человека. На зародышах изучают токсичное воздействие лекарств для человека — как те могут повлиять на развитие эмбриона.

— Когда появились аквариумы, захотелось завести и других животных, которые понадобятся в учебном процессе. Так на кафедре появились аксолотли и тритоны, имеющие хорошие способности к регенерации, — говорит преподаватель кафедры биологии и гистологии АГМА Алексей Перминов. — Кстати, тритоны у нас активно размножились — теперь их около 500 особей. Аксолотли тоже заметно увеличили свою популяцию и подросли. Их сейчас более 30, причем появились малыши и необычного окраса — бледно-желтые с красными жабрами.

Студенты оперируют земноводных

Фото: Алексей Сухушин

Аксолотль — уникальное существо, оно почти всю жизнь проводит в стадии личинки земноводного. Взрослую особь называют амбистомой. Но аксолотль способен размножаться, даже не превратившись во взрослую форму. Объектом для исследований он является потому, что замечательно регенерирует — обладает способностью восстанавливать утраченные конечности и нервные клетки. На месте откушенной лапки вскоре вырастает другая. У этой личинки регенерирует даже головной мозг.

Аксолотли живут в отдельном аквариуме с особым температурным режимом. Это настолько нежные существа, что их нельзя брать в руки — потому что температура нашего тела может вызвать у них ожог. Вода, в которой живут эти хладнокровные, должна быть 17—18 градусов.  

— Недавно к нам попал аксолотль с ожогом — видимо, коснулся нагревательного прибора, и наш студент попытался спасти ему жизнь. Он провел сложную операцию под наркозом. Земноводному пациенту ввел новокаин в бедренную артерию, вскрыл и прочистил брюшную полость (там был гной), аккуратно зашил медицинским швом, поместил в воду с обеззараживающим препаратом. Аксолотль вышел из наркоза и прожил какое-то время, но воспалительный процесс был слишком запущенным, и питомец погиб. Но будущий хирург получил ценный профессиональный опыт, — считает Алексей Анатольевич.

В начале учебного года студенты под бинокуляром изучали эмбриональное развитие тритонов. В чашку петри Перминов клал икру, и ребята наблюдали, как из яйцеклетки развивается зародыш: отрастает хвостик, появляются жабры. Становится видно, как бежит по сосудам кровь, и можно изучать кровообращение.

Амурский рачок покорил питерских ученых

 Фото: Алексей Перминов

Всего на кафедре гистологии и биологии медицинской академии содержится уже более 50 видов питомцев. Каждый день у преподавателя и его студентов уходит больше двух с половиной часов на то, чтобы обслужить всех своих подопечных — накормить, отсадить, почистить аквариумы и клетку. Все труды только ради одного — науки.

Помимо экзотических рыб и земноводных на кафедре еще есть и представители местной фауны — рачки, пресноводные моллюски. Их тоже будут использовать в учебных и исследовательских целях.

Одним из представленных в коллекции видов заинтересовались ученые из Санкт-Петербурга. Это амурский паразитический равноногий рачок рыб. Этот вид — эндемик, обитает только в Амурской области. Ученые попросили выслать биологический материал для проведения исследований.

Зебровые амадины стали родителями

 Фото: Алексей Перминов

Сладкая парочка зебровых амадин появились на кафедре биологии и гистологии АГМА в прошлом году. Птицы уже второй раз вывели потомство. Этой осенью на свет появились пять птенцов. Этих разговорчивых птичек Алексей Перминов купил в зоомагазине и принес на кафедру — чтобы они радовали своим пением его коллег.

— Молодая самочка отложила яйца в кормушку, теперь там выкармливает птенцов. Сначала малышей было пятеро, но в четверг их осталось двое. Куда она дела остальных — не известно, но съесть не могла. А вообще, чудеса на нашей кафедре бывают. Как-то черепаха умудрилась сбежать из аквариума, неделю ее искали, так и не нашли, пока она сама не выползла. Трижды сбегали тритоны и возвращались потом в каких-то перьях. Хотя мы все меры принимаем, чтобы побегов не происходило, — признается ученый.  

***

 Зачем в Амурской медакадемии изучают трансгенных рыбок и дальневосточных паразитов. «Амурская правда» побывала в новой биолаборатории

Фото: Алексей Сухушин

Возрастная категория материалов: 18+