Расцвет онлайн-технологий и новые проекты

— Ольга, пандемия для многих стала настоящим испытанием для культуры. Но, как нам кажется, вы с ним справились на отлично. Как это удалось?

— Когда ты находишься в моменте, то не понимаешь, что преодолеваешь какую‑то трудность. Ты осознаешь, что находишься в тех обстоятельствах, которые сейчас предложены, и просто в них действуешь. Удивительно, что мы по наитию почувствовали ситуацию в 2020 году. В середине марта уже было понятно, что произойдет локдаун, и я встретилась с партнером, который ведет наш сайт. Мы договорились, что будем переформатировать сайт под новую платформу. А через неделю, 21 марта, закрыли все учреждения культуры.

На работу выходить нельзя, у партнеров — аврал и огромный загруз, но так как мы успели вовремя оставить заявку, то смогли уже через неделю презентовать необычную платформу. Новой страницей сайта стал раздел «Дома», а его символом — уютный диван, на который артисты филармонии приглашали зрителей в любое время суток. Онлайн-посетителям предлагали пройти квест, послушать сказку на ночь или узнать много интересного о разных творческих площадках.

«Мы получили коммерческий невозвратный кредит, который выдавался на заработную плату и на увеличение материально-технической базы пострадавшей отрасли».

Практически одновременно на YouTube-канале разместили все сведенные материалы, которые уже были к тому времени. А дальше, понимая, что нас не планируют открывать, мы перешли на форматы квартирников, откровенных интервью, когда наши солисты делились историями из жизни и «кухней» филармонии. Это интересный формат для наших зрителей, который помог узнать, для кого из артистов шоколадка — лекарство от волнения, зачем Эдите Пьехе молоко и какими пальцами играют на контрабасе. Этот раздел и сейчас продолжает жить и вмещает в себя восемь направлений работы.

— Благодаря онлайн-технологиям, появились какие‑то новые проекты?

— Очень красивая история родилась в то время и получила большой отклик, который мы назвали #ПесниВместе. Это совершенно новый формат наших концертов — формат караоке. Первый проект был посвящен Великой Отечественной войне, Победе 9 Мая: когда мы все, сидя у экранов, могли исполнить родные и любимые песни с нашими вокалистами. Получился очень красивый и правильный проект. А после этого мы пели с нашими зрителями песни в День защиты детей, День знаний и в День мамы. Такие душевные концерты родились, запомнились зрителям, и потом мы стали показывать отдельные номера в социальных сетях. Всегда это очень тепло принимается нашими зрителями, потому что они сами стали участниками процесса.

«Мы так соскучились по живому общению, концертам, взаимодействию со зрителем», — признается Ольга Смирнова.

Еще мы завели два чат-бота. Один из них — диджитал-лото в ноябре и далее уже перед самым Новым годом. Сначала нужно было пройти испытания на нашем сайте, узнавая чуть больше про филармонию, получить бонусы и обменять их на карточки лото. А после этого на ютуб-канале филармонии в прямом эфире мы разыграли призы и подарки от наших партнеров. Новый год — это такой праздник, когда хочется верить в добро и чудеса. Проект привлек тогда большое количество участников и помог не только создать добрую праздничную атмосферу, но еще и порадовать людей подарками.

Выступление перед пустым залом

— Как реагировали артисты, когда для интернет-трансляций приходилось выступать перед пустым залом?

— Главное для артиста — получить энергию зрительного зала в виде аплодисментов, ответную реакцию. Конечно, когда пришлось выступать перед пустым залом, всем артистам было очень трудно. Когда есть недопонимание — кто твой зритель, как он тебя слышит, чувствует за экраном. Но очень быстро наши артисты перестроились, нашли свои лучшие стороны, поняли, насколько нужно более эмоционально работать перед камерой, чтобы зритель почувствовал душу. Пришлось освоить принципы работы стендапа и преподнести себя не только вокально, но и визуально под прицелом видеокамер. У нас было открытие юбилейного сезона 2021—2022 в формате онлайн, мы проводили видеосъемку номеров в конкретном цвете. Например, белое отделение, цветное отделение. И для некоторых артистов это стало точкой роста в профессиональном плане.

Сохранить коллектив помогла поддержка правительства

— Были ли вынужденные меры: увольнение, сокращение персонала?

— Я всегда говорю, что ограничения рождают возможности. На тот момент у нас была поддержка правительства Амурской области. Как государственное учреждение мы получили коммерческий невозвратный кредит, который выдавался на заработную плату и на увеличение материально-технической базы пострадавшей отрасли. Нам удалось сохранить весь коллектив. Административный персонал работал и выполнял свои обязанности в полном объеме, а артисты работали в новых форматах. Мы смогли сохранить людям зарплату и приобрели led-экран, который появился на фасаде филармонии. Это позволило уйти от бесконечного печатания баннеров, что естественно гораздо современней и экологичнее. И это стало возможным благодаря кредиту, который не нужно было возвращать.

«Мы перешли на форматы квартирников, откровенных интервью, когда наши солисты делились историями из жизни и «кухней» филармонии».

— С какими проектами сейчас возвращаетесь или только новые оставили?

— Мы так соскучились по живому общению, концертам, взаимодействию со зрителем. Поэтому сейчас у нас в основном проекты, когда зритель сидит напротив нас на расстоянии вытянутой руки, «глаза в глаза». Но именно пандемийные времена научили нас вкручивать IТ-технологии, новый видеоконтект в наше творчество. Все программы стали более интерактивными, с интересными решениями, с дополнительным контентом, который мы снимаем заранее. Поэтому в творческом плане мы только выиграли от условий, в которые нас поставили. И сейчас работаем с новыми технологиями, придумываем новое и рады видеть нашего зрителя «глаза в глаза».

— Столько испытаний и трудностей пришлось пережить. Не было мыслей всё бросить и начать заниматься чем‑то новым, более стабильным?

— Бросить любимую работу? Вот этой истории не было никогда. Что может быть стабильнее музыки? Это самая стабильная работа, которую я очень люблю.

На родной сцене с любимой дочкой

Фото из личного архива

— Оля, во время пандемии удалось побыть чаще с семьей, дочкой?

— Дочь у меня занимается в хореографическом коллективе, и естественно, во время пандемии они тоже перешли на онлайн-формат работы. В то время мы всё делали вместе: занимались и учились. И у нас даже родился один проект, посвященный Дню матери. Он состоялся в рамках караоке-проекта #ПесниВместе. Но здесь мы с дочкой выступили в роли ведущих. Для нас это был абсолютный эксперимент, но мы решили попробовать. Дочь у меня Водолей, не боится пробовать новое. Что‑то было перенесено на сцену из наших личных разговоров с Алисой, что‑то специально придумали для сценария. Быть естественной в кадре — это очень сложное испытание. И, мне кажется, Алиса гораздо лучше меня справилась, ведь всем известно, что детей и животных на сцене переиграть невозможно. Но мы обе постарались быть искренними.

Возрастная категория материалов: 18+