Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №47 (29040) от 1 декабря 2022 года
Издается с 24 февраля 1918 года
2 декабря 2022,
пятница

Мы ещё полетаем: как малая авиация возвращает жизнь амурскому северу

Общество

Билет на этот самый маленький и самый популярный в Амурской области самолет нельзя купить ни на одном онлайн-сервисе. Чтобы попасть на его борт, нужна удача и, конечно, — дружба. Ведь на 12 мест в советском Ан-2, летающем в поселки на берегах Зейского водохранилища, желающих — в несколько раз больше. Особенно осенью, когда по разрезающим таежные трассы рекам идет ледяная шуга и автомобильного сообщения с большой землей нет. В советские времена «кукурузники» были доступны жителям почти как такси. В лихих 90‑х север почти на 20 лет остался без крыльев. Однако последний год над поселками снова гудят «Аннушки». Главред «Амурской правды» стала счастливым пассажиром Ан-2 и за полчаса полета на малую родину вспомнила о больших проблемах малой авиации.

  • Фото: Елена Павлова
  • Фото: Елена Павлова
  • Фото: Елен Павлова

«На самолете из тайги — за пивом»

Золото и лес — жизнь в нескольких поселках по берегам Зейского водохранилища еще теплится только благодаря этим природным ресурсам. В советское время в Береговой, Бомнак, Хвойный, Снежногорск или Горный за длинным рублем и северным стажем ехали со всех союзных республик. Для золотодобытчиков, лесозаготовителей и их семей государство строило в глухой тайге дороги, школы, больницы, клубы, библиотеки. И, конечно, аэропорты.

В моем Береговом, давшем стране сотни тонн золота, он был двухэтажный: с мягкими кожаными креслами и буфетом с эклерами и лимонадом. Как вспоминает бывший директор таежной воздушной гавани Виктор Савельев, наш аэропорт принимал по 17 рейсов в день. «Мы могли утром за 700 километров в Благовещенск слетать, погулять, выпить пива, а вечером вернуться обратно», — шутили мужики.

Золотые времена для золотодобывающего севера закончились в 90‑х: банкротство старейших приисков, дикая безработица и бешеный отток населения. В итоге малой авиации, живущей отдаленными маршрутами, обрезали крылья. Самолеты прилетали в поселки только в одной ситуации — чрезвычайной. Государство сохранило расходы на санавиацию, которая до сих пор спасает жизни. Взлетно-посадочные полосы в поселках уцелели чудом, но современные здания аэропортов, на содержание которых не было средств, со временем пришли в негодность.

«Аннушки» вернулись на север

Рейсы на север выполняет Амурская авиабаза: надежные авиаторы всегда помогают своим обычным, а совсем не ВИП-пассажирам.  Фото: Елена Павлова

Всё изменилось в 2014 году: на базе нескольких дальневосточных аэропортов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях создали единое предприятие. Чтобы восстановить и реконструировать сеть, потребовалось несколько лет. Однако последние годы над Зейским водохранилищем раз в неделю летал грузопассажирский Ми-8. Из-за затянувшегося на пять лет ремонта взлетно-посадочной полосы аэропорт в Зее не мог принимать и отправлять самолеты. Проблему вместе решали полпред Трутнев, губернатор Орлов и Генпрокуратура России. Решили: «Аннушки» вернулись на север.

Цена полёта для северян демократична — тысяча рублей. Большую часть стоимости билета субсидирует областной бюджет. 

И вовремя: последние два года и без того труднопроходимых дорог в Зейском районе почти не стало. Вместо них — разбитые колеи, а местами — болото. Вопреки запрету на завоз грузов во время весенней оттайки северные трассы давит многотонная техника бесконечных артелей. И летом привести гравийки хотя бы в среднее состояние не помогают ни миллионы из регионального бюджета, ни прокурорские угрозы. Путь в 160 километров из Зеи в Береговой летом занимал по 6—7 часов. Поэтому жители моего Берегового пересаживаются на самолеты: полчаса — и ты дома.

Вот только чтобы стать пассажиром авиарейса, приходится бронировать билет очень заранее. Но в этот раз попасть на выделенный дополнительный рейс (всё законно и по регламентам) нам с мамой помогла хорошая девушка Катя. Она работает в Зейском аэропорту и читает «Амурскую правду».

Чтобы улететь рано утром из Зеи на родину, мы проехали 500 километров на такси из Благовещенска до города энергетиков, переночевали и уже утром домчались в аэропорт. Вы когда‑нибудь летели в самолете, в котором знаете всех пассажиров? Я — да.

Мне бы в небо

В советском самолете холодно, но на душе тепло — скоро будем дома. Фото: Елена Павлова

После объятий, ожидания регистрации, обмена поселковыми новостями, регистрации и традиционных просьб забрать чью‑то сумку «чтобы не платить за перевес», на автобусе нас везут до самолета и загружают в нашу «Аннушку». Сначала дружно передаем пилоту тяжелые сумки, чтобы он сложил их в переднюю часть самолета. Ну, а девушки — потом.

Первой по железной лестнице на борт поднялась молодая мама с малышом, следом мужчины под руки подняли 80‑летнюю тетю Валю Щеголихину. Они с подругой возвращались из санатория, поэтому были в самом расцвете сил. «Ну когда еще меня мужики на руках будут носить?!» — хохмила звезда нашего поселка. Остальные пассажиры: наши вахтовики после заезда, школьники после каникул и беременная соседка после скрининга в областном центре.

«Мы могли утром за 700 километров в Благовещенск слетать, выпить пива, а вечером вернуться обратно», — шутили мужики.

«Планируемое время полета — 30 минут», — пилоту «Аннушки» не нужен микрофон, он делает объявление прямо в салоне. Перевод на английский тоже не нужен — все свои, русские. В самолете нет нумерации мест и отопления. Все прижимаются друг к другу, натягивают шапки и перчатки. А заботливо-настойчивая тетя Валя заставляет молодую маму надеть малышу рукавички. Пилоты заботливо положили пассажирам пледы.

Через пять минут под крылом самолета о чем‑то поёт белое море тайги. Впрочем, тетя Валя знает — о чём именно. «Лен, ты посмотри, что старатели наделали — везде нагадили», — показывает она в иллюминатор на разрытые леса и реки. Масштаб экологической катастрофы не скрывают даже сугробы. На нашей с тетей Валей родине до сих пор бушует «золотая лихорадка», которую не могут остановить ни миллионные штрафы, ни уголовные дела.

Без такси, зато с котлетами

Фото: Елена Павлова

За пять минут до пункта назначения мы летим вдоль незамерзшего Зейского водохранилища. Синее-синее море, а по берегам — белоснежные сугробы. Красиво настолько, что телефоны достают даже серьезные вахтовики. Родной поселок стоит на самом берегу — он ведь поэтому Береговой. В аэропорту, а точнее на посадочной площадке, «Аннушку» встречают свои: родные, друзья или соседи. А уже через 10 минут провожают — полная пассажиров и разговоров, она снова летит в Зею. А через час снова вернется — за родными, друзьями и соседями. Пассажиров так много, что поселку дали еще один дополнительный рейс.

Аэропорт находится в паре километров от поселка, но такси у нас нет: кто‑то из встречающих или провожающих обязательно докинет до дома. Нас довезли соседи.

Обычный береговской стол: всё просто, вкусно и по-домашнему. Супермаркетов с готовыми деликатесами здесь нет — хозяйки готовят сами и с душой. И обязательно угощают соседей.  Фото: Елена Павлова

А уже через десять минут, пока мы варили пельмени и доставали из подполья соления, через сугробы в огороде к нам с домашними котлетами, оливье и полбулкой свежего хлеба бежала заботливая соседка тетя Света Сиденко. Услышав гул самолета, решила нас обнять и накормить. Они с сыном еще и дорожки у нас во дворе после снегопада почистили.

Через несколько счастливых дней дома — в обратный полет. За билет не переживала, потому что вылететь из Берегового можно без очередей и звонков. Надо просто заранее записаться на «Аннушку». Запись ведет начальник посадочной площадки и моя школьная подруга Катька. Улетела, даже несмотря на заблудившийся в ноябрьском тумане самолет.

Я же говорю: север — это люди, а не онлайн-сервисы.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Амурскую авиабазу обновят за счет новых самолетов «Байкал»Амурскую авиабазу обновят за счет новых самолетов «Байкал»
Авиакомпания «Аврора» начнет выполнять рейсы для амурчан до Хабаровска с середины августаАвиакомпания «Аврора» начнет выполнять рейсы для амурчан до Хабаровска с середины августа
Василий Орлов: «118 миллионов рублей выделено на субсидирование авиарейсов внутри Приамурья»
Авиарейсов на север стало больше: амурские власти продолжат поддержку важных маршрутов
Самолеты из Благовещенска в Зею будут летать три раза в неделю
Минтранс Приамурья добавит еще один авиарейс в Тынду
Депутаты Селемджинского района попросили добавить еще один рейс из Благовещенска до Февральска
С первого июля число авиарейсов на север Амурской области увеличат
Новый авиарейс по Крайнему Северу Приамурья запустят в середине мая
Самолеты из Благовещенска в Февральск и Экимчан начнут летать в мае

Фото: Елена ПавловаФото: Елена ПавловаФото: Елена ПавловаФото: Елена ПавловаФото: Елен ПавловаФото: Елен Павлова
ТРИумфальная арка и 12 городских библиотек: в Благовещенске появились первые краеведческие часыОбщество
Новую новогоднюю елку в селе Новокиевский Увал поставят 20 декабряОбщество
Для амурчан льготной категории открыли продажу авиабилетов со скидкой на 2023 годОбщество
Юг Приамурья присыплет снежком во второй половине дняОбщество
Гороскоп на 2 декабря: Рыбы позволят себе не спешить, а Тельцы наплюют на правилаСоветы
Мусороперерабатывающий завод «БлагЭко» заработал на полную мощностьЭкономика

Читать все новости

Общество

ТРИумфальная арка и 12 городских библиотек: в Благовещенске появились первые краеведческие часы ТРИумфальная арка и 12 городских библиотек: в Благовещенске появились первые краеведческие часы
Новую новогоднюю елку в селе Новокиевский Увал поставят 20 декабря
Для амурчан льготной категории открыли продажу авиабилетов со скидкой на 2023 год
Главный технолог амурского рудника Пионер Анастасия Золотухина:«Приходится выключать в себе женщину»
Юг Приамурья присыплет снежком во второй половине дня
Система Orphus