Любовь застала на танцах
В двухкомнатной квартире супругов Григурко — светло и уютно. Прибывших из областного центра журналистов Аза Ивановна встретила в туфельках на каблучках, в красном шифоновом платье и с такого же цвета помадой на губах. Яркая, воздушная, энергичная, она бабочкой порхала по комнатам. Ну какие 82 года — не верим!
Под стать ей и муж — высокий блондин. Ну и пусть, что с сединой — это мужчин украшает. Не случайно в 2021 году семья Григурко была признана «Золотой семьей России» и получила диплом из рук губернатора Василия Орлова — это великолепная, дополняющая друг друга пара. Не поверите, но к счастливой семье их привела любовь к танцам.
— Познакомились мы с Асей (Виктор Трофимович называет свою супругу именно так. — Прим. авт.) на свадьбе у друга, но приметил я ее еще в железнодорожном клубе на вечере, — вспоминает он. — Я приехал работать в Завитинск, мы с коллегой сидели и смотрели как девчата танцуют, понравились две. Они приближаются в танце, мы — раз и вытягиваем ноги, чтобы споткнулись. Но девчонки ловко перепрыгивают. Я еще тогда подумал: вот эта попрыгунья и будет моей. И стал ухаживать за Асей. Когда поехал домой, рассказал маме про нее, какая она красивая и веселая, как хорошо танцует и поет. Признался, что у нее есть ребенок, что хочу на ней жениться. Мама только спросила: «А борщи она хоть умеет варить?» — «Умеет». Вернулся в Завитинск, Ася встретила меня на вокзале. Стали жить вместе, потом уже расписались.
Аза Ивановна признается: ее долго смущало, что она старше Виктора на три года. Когда познакомились, ей было 29 лет, а ему — 26. «Хотя я и выглядела младше своих лет, и гимнастикой с детства занималась, и была тонкая и звонкая, всё же переживала. Плюс у меня была дочь от первого брака — как они будут ладить? Но где‑то скромный Виктор так взял меня в оборот, что я, девушка с характером, быстро ему сдалась. Для меня Витя стал хорошим мужем, а для Гали — самым лучшим папой. Музыкальная школа, уроки, больницы — всё это было на нем», — делится историей своей жизни Аза Ивановна.
Второй брак
Однажды Виктору Трофимовичу в прямом смысле пришлось постоять за свой брак. Когда, спустя несколько лет, объявился бывший супруг Азы Ивановны.
— Я сказала тогда: «Предателей не прощаю». (Он же ушел к другой женщине, бросил нас с дочерью.) Он просил Витю отдать ему меня и ребенка. Но муж ответил, что нас он давно потерял, — вспоминает Ася Ивановна.
Виктор Трофимович хорошо помнит, как пятилетняя, не родная ему по крови дочь впервые назвала его отцом: «К нам пришли гости, сидим за столом, пьем чай с хворостом, и я нечаянно перевернул кружку. Ася вспылила, а маленькая Галочка подбежала ко мне и стала защищать: «Мама, ты зачем ругаешься на моего папу? Нельзя!» У меня уши покраснели от волнения, так было приятно. Через два года у нас родилась дочь Вера.
«Я вышла замуж за значок о высшем образовании», — смеется Аза Ивановна.
К сожалению, Галины, старшей дочери, которая уехала жить в Якутию, недавно не стало. Она умерла в 59 лет от ковида. Поражение легких было 96 процентов, и больное сердце не выдержало. А 52‑летняя Вера сейчас живет в Белогорске, она тоже железнодорожник — работает инженером-энергетиком на тяговой подстанции.
У Азы и Виктора Григурко есть трое взрослых внуков и пятеро правнуков от двух до 16 лет. Все они живут в разных городах, поэтому прабабушка и прадедушка любуются внучатами только на фото. В спальне пожилых супругов целая стена увешана фотоснимками их потомков.
«Я горжусь своей женой!»
— Скажу честно: я горжусь своей женой, она очень сильный человек! Так учиться, как училась Ася, я бы не смог. Помню, ложусь спать — она садится за курсовые и лабораторные работы, встаю рано утром — она еще сидит. Когда готовилась к сессии в хабаровском железнодорожном институте, то спала всего по два-три часа в сутки. А ведь на ней дети, дом, уборка, готовка. Еще и работа на железной дороге. Вот такая у жены была цель — получить высшее образование, — признается супруг амурской «миссис» Виктор Трофимович.
«Лучше гореть, чем тлеть», — эти слова русского классика Николая Островского стали жизненным девизом жительницы Завитинска Азы Ивановны Григурко.
Откуда брались силы, Аза Ивановна и сама не знает.
— Я в школе хорошо училась, много читала, сочинения хорошие писала. Даже вашей коллегой успела побыть — до железной дороги работала корректором и журналистом в районной газете, — признается Аза Ивановна. — Потом пошла по партийной линии, была вожатой в школе, затем подруга уговорила устроиться оператором в техконтору на станции Завитая. Осталась одна с ребенком на руках, нужно было крутиться. С Витей, конечно, уже стало легче.
«Всегда выкладывается на сто процентов»
На областной конкурс красоты Азу Ивановну собирали участницы спортивной студии «Гармония», где она занимается, и артистки завитинского народного театра, где выступает уже 50 лет. Продумывали сценический образ, конкурсные номера и мастерили наряд для вальса.
Платье «Лето-Осень» Аза Ивановна сшила сама из специального материала, которым укрывают огородные растения. Сзади оно расписано зеленью и цветами, а спереди — желтыми березками и падающей листвой. В этом наряде участница амурского конкурса красоты вместе с супругом и танцевала вальс.
— Я шла на областной конкурс, чтобы победить. Иначе зачем участвовать? — смеется пенсионерка-активистка. — Хотя в районном конкурсе, на который меня выдвинули, совсем не хотела участвовать. После победы в нем мы стали готовиться к областному, и там уже пришел азарт.
— Нервов на этот областной конкурс Ася потратила уйму, вся прямо испереживалась. Мне даже больно было смотреть на нее — ни есть, ни спать не может, как будто машину проигрывает, — шутит Виктор Трофимович. — Но я понимал и поддерживал жену, знаю, что для нее нет неважных вещей. Даже участвуя в простом конкурсе, она будет выкладываться на сто процентов. Она у меня такая!
«Сцена — наша жизнь»
Фото из личного архива
В спектаклях завитинского народного театра супруги Григурко играют с начала 1970‑х годов. Первой на сцену вышла Аза Ивановна, а потом к лицедейству подключился ее муж.
— У нас есть любимый спектакль «Любишь не любишь, или Святое дело». Где бы мы его не играли, везде зрители плакали, — говорит глава семьи. — Он о семейной паре на склоне лет, которым в труде некогда было сказать: «Я тебя люблю». Жизнь пролетела, главный герой умирает. Но ему ТАМ сказали: «Мы тебя отпускаем на четыре часа, за это время ты должен сделать святое дело». Сначала он хотел сто граммов выпить, потом в детский дом подарок отнести. Пока думал-решал, жена упала и сломала ногу. И тут он понял, что не успел сказать ей, как он ее любит. Святое дело — это любовь.
Сдала нормы ГТО в 79 лет
Фото из личного архива
Йога, фитнес, пилатес — несколько раз в неделю «Миссис Амурская область » посещает танцевально-оздоровительный клуб «Гармония» в Завитинске. Еще увлекается скандинавской ходьбой — проходит до десяти тысяч шагов в день в теплое время года. А в 2019 году они с мужем решили сдать нормы ГТО. Ради этого 79‑летней Азе Григурко даже пришлось научиться плавать, и она специально ездила из Завитинска в белогорский бассейн. Уроки ей, страдающей бронхиальной астмой, давались нелегко, приходилось плавать под водой. Зато при сдаче этого норматива Аза Ивановна даже обогнала своего мужа, который с детства отлично плавает. «Витя этому, конечно, очень удивился, но не обиделся», — смеется обладательница золотого знака ГТО. Сейчас она проплывает 17 метров на одном дыхании. А ее супруг, кстати, спокойно может отжаться и совершить пробежку.
Возрастная категория материалов: 18+
Зачем какие-то «конкурсы» устраивать, баллы начислять, места определять среди достойных, по-своему интересных, замечательных людей? По каким миллиметрам вымеряется, кто самый «красивый»? Может быть, вместо «конкурса» организовывать нечто вроде встречи с рассказами о замечательных людях в стиле телепередачи «От всей души» (ведущая была Валентина Леонтьева).
— Nifashev Sergey