• Фото: amurobl.ru
  • Фото: «Амурская правда»
  • Фото: «Амурская правда»

Нужен коллективный иммунитет безопасности

Количество автоаварий и пострадавших людей на дорогах Приамурья катастрофическое. Тема настолько актуальная и больная, что в правительстве решили провести срочную пресс-конференцию, чтобы вместе со средствами массовой информации выработать коллективный иммунитет безопасности движения на амурских дорогах.

1141

ДТП произошло в Приамурье в 2022 году — рост на 8 % по сравнению с предыдущим годом

—  Посмотрите заголовки в СМИ, практически через одно идут сообщения о страшных ДТП, в которых пострадали люди. Аварийность растет по всем позициям, число погибших в автокатастрофах — максимальное за последние шесть лет. Если такими темпами мы и дальше будем терять своих земляков, это плохая история, — озабочен министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Александр Зеленин.  

Анализ «автодорожки» говорит сам за себя: тяжесть последствий при ДТП нарастает, и в 90 процентах катастроф виноваты водители. При этом страдают не только они сами, но и невинные люди, которые были пассажирами или пешеходами. В минтрансе решили привлечь средства массовой информации к данной проблеме.

— Нам нужно сообща сформировать коллективную дорожную дисциплину и успокоить движение на дорогах области, — подчеркнул Александр Зеленин.

Дети гибнут по вине родителей 

Фото: ru.freepik.com

Статистика за минувший 2022 год действительно ужасающая. На дорогах области погиб 151 человек, в том числе десять детей. И еще более 1 400 амурчан получили травмы разной тяжести. И большинство аварий произошли по вине водителей. Основные причины, по словам начальника управления ГИБДД по Амурской области Юрия Кобзарева, — превышение скоростного режима и выезд на полосу встречного движения.

— К сожалению, на дорогах области в прошлом году погибло десять детей до 16 лет.  Причем в семи ДТП они были пассажирами. Пятеро ребятишек попали в катастрофу и лишились жизни по вине собственных родителей, которые нарушили правила дорожного движения и потеряли самое дорогое, что у них есть: своих детей, — констатирует Юрий Анатольевич.

По собственной вине маленьких амурчан случилось 40  дорожных происшествий. К сожалению, два ребенка потеряли из-за этого жизнь. 

«Два авто столкнулись: никто не пристегнут ремнем!»  

151

человек погиб в дорожных катастрофах на территории региона — рост на 38 % по сравнению с 2021 годом

За январь 2023-го, если сравнивать с прошлым годом, статистика аварийности осталась на том же уровне. При этом на амурских трассах произошло уже несколько резонансных ДТП с большим числом пострадавших.

Одно случилось на въезде в Свободный с участием общественного транспорта: технически неисправный УАЗ столкнулся с рейсовым автобусом, в результате восемь пассажиров травмированы.

—  Во второй крупной аварии в Шимановском районе пострадало семь человек, трое из которых находятся в тяжелом состоянии. Кроме водителей и пассажиров, ранение получил еще пешеход. На что хочу обратить внимание, — отметил Юрий Кобзарев, — в двух транспортных средствах ни один человек не был пристегнут ремнями безопасности.

«Дорога не прощает ошибок»

Фото: «Амурская правда»

Только за последнюю неделю произошло 230 аварий

Только за минувшую неделю, с 30 января по 5 февраля, в области произошло 229 дорожно-транспортных происшествий, свыше 3700 водителей и пешеходов нарушили правила дорожного движения. Причины аварийности таковы: 45 ЧП произошло из-за несоблюдения водителями очередности проезда, 39 сидевших за рулем допустили столкновение при движении задним ходом, 47 — не соблюдали дистанцию, 12 — нарушили скоростной режим, еще восемь — не соблюдали боковой интервал во время движения.

В 13 автокатастрофах не обошлось без увечий и жертв: эти ДТП случились в Благовещенске, Белогорске, Зее, Свободном, а также на трассах Бурейского округа, Шимановского и Свободненского районов. Травмы различной степени тяжести получили 18 амурчан и в том числе два ребенка. Среди пострадавших семь водителей, восемь пассажиров и четыре пешехода. Есть один погибший.

— Я всегда повторяю: дорога не прощает ошибок, — подчеркнул начальник ГИБДД. — Правила дорожного движения не очень толстая книжка, но каждая буква в этой книжке написана кровью людей.

Выше скорость — последствия тяжелее

Дороги стали лучше, автомобили безопаснее, но добиться поставленной цели — нулевой смертности на дорогах — не получается. Больше всего автокатастроф, причем самых крупных, происходит вне населенных пунктов — на хороших федеральных и региональных трассах, которые соответствуют всем нормативам.

400

миллионов рублей поступило в дорожный фонд Амурской области от штрафов за нарушения ПДД

Александр Зеленин такой автодорожный парадокс объяснил тем, что на дороге с хорошим покрытием люди расслабляются. Водители чаще превышают скоростной режим, выезжают на встречную полосу движения. Эти нарушения являются одними из наиболее частых причин ДТП. Выше скорость — последствия тяжелее.

Именно по этой причине, из-за превышения скоростного режима, на трассах вне населенных пунктов в прошлом году потеряли жизнь 62 человека (41 % от общего числа погибших в ДТП). На втором месте выезд на полосу встречного движения и нарушение правил обгона — погибло 39 человек, или каждый четвертый. Такая причина, как несоответствие скорости движения конкретным условиям, отняла жизнь у 18 амурчан (12 % от всех погибших в ДТП). И довольно часто на трассах водители совершают наезд на стоящий транспорт в тёмное время суток.

На трассах региона растет трафик движения

Амурская область сегодня — транзитный центр Дальнего Востока. С введением антироссийских санкций трафик движения по региональным и федеральным дорогам последнее время значительно увеличился.  

— Сейчас, когда все грузопотоки разворачиваются на Восток, дорожная обстановка становится особенно напряженной, — обратил внимание Александр Зеленин. — По дорогам области проходит много тяжеловесных, крупногабаритных фур. Все спешат, техника современная, двигается со скоростью 90 километров в час. Дорожное полотно хорошее. Водители легковушек начинают грузовой транспорт обгонять, не справляются с управлением и гибнут в ДТП. Всем участникам движения нужно быть предельно внимательными, не совершать рискованные маневры. Надо пристегиваться самому водителю и пристегивать пассажиров вне зависимости от того, двигаетесь вы по трассе или в населенном пункте.

«Портреты» дорожных аварий 

Фото: ru.freepik.com

По статистике, меньше всего дорожно-транспортных происшествий в России регистрируется зимой и весной — люди меньше и медленнее ездят.

Рост аварийности начинается в мае. Самый тяжелый в этом смысле период — с июля по октябрь, а пик приходится на август.

Самый аварийный день недели — пятница.

Наиболее аварийно опасное время суток — с 17 до 20 часов, когда люди после работы спешат по магазинам и домой. В это время случается более четверти всех ДТП.

Девять из десяти происшествий происходит по вине водителей, которые нарушают правила дорожного движения, и только в каждой десятой аварии виновен пешеход.

1456

амурчан получили травмы в результате «автодорожки» — рост на 11 % по сравнению с 2021 годом

—  Я практически каждый день вижу, как папа, мама или бабушка ведут ребенка за руку через дорогу в неположенном месте. Меня это так возмущает, всегда подхожу, делаю замечание. Люди просто не задумываются о том, что завтра ребенок пойдет один, без взрослого — и сделает точно так же. Для чего подвергать опасности самое дорогое, что есть у тебя в жизни? Такое вот безрассудство, перевоспитать очень сложно. Погибших в ДТП детей тоже везли их близкие люди…

Заглушка делает подушку безопасности опасной

Никто не сомневается в эффективности ремня безопасности, но почему-то многие уверены, что «на городских скоростях» их вполне можно игнорировать. Это заблуждение, говорят в ГИБДД. У девяти из десяти непристегнутых водителей при лобовом столкновении, если машина двигалась со скоростью 60 километров в час и более, нет шансов выжить. 

44

ДТП случилось в первый месяц 2023 года в Приамурье, в результате 2 человека погибли и 75 получили различные травмы

Практически все современные транспортные средства оборудованы подушками безопасности. Но в автомобилях нового поколения они никогда не сработают, если человек не пристегнут. Вот только некоторые водители ставят заглушку, пытаясь перехитрить электронику. Тем самым они подвергают двойной опасности и себя, и сидящего рядом пассажира.

— Чтобы успеть прийти на помощь (встать между человеком и жёсткими элементами салона), подушка безопасности выстреливает со скоростью до 300 км/ч. Сила, с которой она срабатывает, рассчитана на человека, удерживаемого в кресле ремнями, а не на летящего навстречу надувающейся оболочке. Из спасительного приспособления она превращается в очень опасное, а иногда смертоносное. Ущерб здоровью наносится в разы больше! — пояснил Александр Зеленин, много лет отдавший работе в ГИБДД. — Поэтому с руководством Госавтоинспекции мы приняли решение: нарушителей езды без ремня выявлять, чтобы тяжелых последствий было меньше. Цель — научить управлять транспортом безопасно.

«Дорожный патруль» себя оправдал

Машины-контролёры появятся в Свободном и Белогорске

Фото: Алексей Сухушин

Достучаться до амурчан призывами с баннеров вдоль дорог и публикациями в СМИ не удается. Да и мировая практика показывает, что самое эффективное средство — это установка стационарных комплексов фотовидеофиксации и работа мобильных комплексов «Дорожного патруля». Два года назад служба начала работу в Благовещенске, а недавно ее передали под крыло региона, чтобы загасить «пожар» аварийности на дорогах регионального и федерального значения. И, по словам министра, налицо эффективность.

«Дорожный патруль» не только штрафует нарушителей. Экипажи зеленых спецмашин нацелены прежде всего на предотвращение аварийных ситуаций и оказание помощи водителям, которые по каким-либо причинам застряли в пути.

— В прошлом году мы приобрели новейшее оборудование российского производства. Фото- и видеофиксация нарушений ПДД производится как в стационарном режиме, так и в условиях реального движения. Фактический обзор — 360 градусов. В первые дни работы на дороге Благовещенск — Белогорск, которая считается самой опасной в регионе по числу ДТП, «Дорожный патруль» выявлял более 100 нарушений. За две недели произошло существенное снижение — уже менее 60 нарушений. Это маленькая победа.

Самая распространенная реакция в народе: «Лишь бы штрафовать и деньги с людей сдирать!» Но тут всё просто — не нарушайте! К тому же речь ведь идет о вашей жизни и ваших близких.

В ближайшее время подразделения «Дорожного патруля» появятся в Свободном и Белогорске, где они будут обслуживать город и близлежащие региональные и федеральные трассы.  На очереди — Тында и Новобурейский.

— Эффективность комплексов автоматической фиксации оценивается не по количеству выявленных нарушений и наложенных результативных штрафов, а по снижению ДТП и смертности в местах их установки, — подчеркнул начальник амурского ГИБДД Юрий Кобзарев.  —  Нет задачи — наказать и забрать кровные деньги. Мы не прячемся, не несем службу из-за кустов, работаем открыто: устанавливаем информационные щиты с предупреждением «Идет мобильная фиксация нарушений ПДД». Мы предупреждаем: «Друзья, поберегите себя, поберегите свой бюджет. Не нарушай правила — и штрафов не будет». Наша задача: дисциплинировать водителей, чтобы пришло понимание принципа неотвратимости наказания. И люди не гибли на дорогах. Вот что важно.

Субсидии — на ликвидацию мест концентрации ДТП

Вместе с владельцами дорог и Госавтоинспекцией в региональном минтрансе разработали комплекс дополнительных мер. Для начала обследовали все участки дорог, где наибольшая концентрация дорожно-транспортных происшествий. Затем определили, что необходимо предпринять уже сегодня, например дорогу где-то осветить или установить табличку с ограничением скорости.

— Все, что можно, мы постараемся сделать в максимально короткий срок, — заверил министр Зеленин. —  Среди долгосрочных планов — увеличение пропускной способности автотрасс и специальные ограждения, разделяющие встречные потоки машин, чтобы предотвратить крупные аварии на трассах.  С прошлого года всем муниципальным образованиям, которым мы доводим субсидию, в соглашение включили пункт: в первую очередь средства этой субсидии направлять на ликвидацию мест концентрации ДТП.

Куда идут штрафы за нарушение ПДД

Все средства, поступающие от штрафов за нарушения ПДД, возвращаются в дорожный фонд Амурской области. В 2022 году возвратилось более 400 миллионов рублей. Это денежные штрафы от всех видов административных правонарушений и комплексов мобильной фиксации.

— Все дополнительные средства идут на мероприятия по обеспечению безопасности на амурских дорогах, в том числе на содержание и развитие службы «Дорожный патруль». За три года на эти деньги мы обезопасили пешеходные переходы вблизи образовательных учреждений по всей области, — рассказал Александр Зеленин. — Устанавливаем новые автобусные остановки — современные, красивые, с обязательным оборудованием освещения. По уличному освещению населенных пунктов за три года сделали больше, чем до этого за двадцать лет. На дорогах, проходящих через населенные пункты, выполняется комплексный ремонт. Планируем продолжить эту работу в текущем дорожном сезоне.

Возрастная категория материалов: 18+