Святые в лицах: в Благовещенске открылась уникальная выставка икон
ОбществоТемнокожая Богородица, трехликий Господь, святой с собачьей головой — подобных икон не встретить в православных храмах, однако большинство из них, несмотря на непривычный вид, не противоречат христианским вероучениям. Необычная выставка «Иконы мира», открывшаяся в выставочном зале Благовещенска — способ расширить свои представления об иконописи и доказательство того, что наши представления об облике бога — не более чем условность.
Фото: Владимир Воропаев
Иконопись за гранью канонов
Автор нового арт-проекта — Александр Гассан, известный в Приамурье художник-живописец, который уже четыре десятилетия занимается иконописью и реставрацией икон. Большинство работ, представленных на экспозиции, принадлежат его кисти. Хотя здесь можно увидеть и оконопись Александра Тихомирова, и ростовые иконы представителя современной академической школы живописи Петра Галкина.
Идею подготовить такую выставку Александр Георгиевич вынашивал более десяти лет. Писать иконы он начал в 1982 году, долгое время работал в канонической манере.
— Но однажды мне в руки попалась книга «Иконографический беспредел». Не совсем привычные нашему взгляду образы меня удивили, и я занялся поиском редких икон, созданных народами других стран, начал делать с них списки, — рассказал Александр Гассан. — Так появился цикл икон из Эфиопии, Тибета, Греции, Италии, Польши, Германии. И даже цыганская икона! Многие из них сейчас хранятся в частных коллекциях и широкой публике представлена впервые.
Божественный интернационал
Фото: Владимир Воропаев
Итальянская Мадонна, Австрийская Дева Мария и Приамурская Богородица с ветвью багульника — образу богоматери на выставке уделено особое внимание: открытие состоялось накануне 8 Марта.
Большинство из нас, привыкшие к традиционным изображениям святых, не задумывались, что у Богоматери может быть другой разрез глаз или цвет кожи. Тем временем в этом нет ничего удивительного. Напротив, образ светлокожей женщины в Эфиопском храме (местное население исповедует в основном православие) смотрелся бы очень странно.
Любимый образ для написания – икона Албазинской Божьей Матери. Списывал ее не мене ста раз. Одна из любимых работ хранится дома — по бокам от Богородицы художник изобразил святых Георгия и Нину — в честь своих родителей.
Национальные одежды и этнические символы естественным образом отражают культуру той или иной страны. Изображение индейской Навахо Мадонны, в ярком пончо, обрамлено загадочными существом с длинным телом и квадратной головой. Быть может, именно так индейские племена представляют себе ангелов? Рядом с австрийской Марией Исцеляющей сидит курочка — не отсылка ли это к извечному вопросу, что раньше появилось — курица или яйцо?
Фото: Владимир Воропаев
Болгарская Мадонна не держит младенца Иисуса в руках — он находится в перевязи, похожим на современный слинг. А вот Богородица непраздная из Греции пока только в ожидании младенца: ее одежды, словно звездное небо, как бы говорят о том, что в чреве заключена Вселенная. Кстати, это список с современной иконы ХХ века.
Что таится за «Русской дверью»?
Фото: Владимир Воропаев
Центральное место на экспозиции занимает инсталляция «Русская дверь». Холстом для изображения ангела, охраняющего агнца божьего, стала старая деревянная дверь. Нехитрую конструкцию, когда-то, вероятно, закрывающую вход в сарай, художник заприметил на свалке. Доски, сколоченные буквой Z, не ускользнули от его цепкого взгляда — с началом СВО этот знак приобрел особое значение. Находка была бережно извлечена из кучи хлама и доставлена в мастерскую. Дверь дожидалась своего часа почти год.
Фото: Владимир Воропаев
— Накануне выставки решил на лицевой стороне двери изобразить библейский сюжет. Ангел — символ добра и миролюбия, но порой ему приходится брать в руки оружие. Воинствующий ангел оберегает Иисуса. Пораженный им змий — знак попрания зла. Мне кажется, это изображение укладывается в канву происходящих событий, — делится мнением автор работы.
Не только дверь, но и камень может стать полотном для иконы. Авангардная инсталляция «Царь» — подходящий предмет для философских дискуссий. В центре композиции — святой лик, у ее подножия — камни с насечками языческих символов. Венчает конструкцию корона, сделанная из старого церковного подсвечника.
— Тот, кто несет себе Бога, тот и есть царь, — раскрывает свой замысел художник, добавляя, что и другие версии имеют право на существование.
Фото: Владимир Воропаев
К неканоническим иконам относится и работа «Ангел Хранитель», выполненная на доске небольшого размера. Взгляд приковывает не только лик ангела, но и отверстие от выпавшего сучка. Мастер обыграл его, поместив внутрь кусочек зеркала.
— Творец — вечная загадка, вечная тайна. Красная ленточка на голове Ангела — как антенна, которая служит для связи между Всевышним и человеком, а зеркало в сквозном отверстии, в котором зритель может поймать свое окружении и себя самого, — знак того, что Бог все слышит и видит, — поясняет Александр Георгиевич.
Тысяча икон за сорок лет
Фото: Владимир Воропаев
То, что молодой оформитель взялся за непопулярное в атеистические 80-е ремесло — иконопись, можно считать волей случая, а можно — божественным провидением. Гуляя по городу, Александр зашел в полупустой храм. Молодежь тогда редко заглядывала в церковь, и удивленный батюшка завел с молодым человеком разговор. Услышав, что парень — художник, священник обрадовался: ему как раз нужна была икона для оформления церкви. Так в жизни Александра Гассана началась новая веха.
Сколько икон написано за сорок лет — сложно сказать, по примерным подсчетам — не меньше тысячи. Александр Георгиевич семь лет проработал в епархиальном управлении Благовещенска, оформлял часовню в областной больнице, занимался внешним убранством храма в Константиновке, расписывал и стены благовещенской церкви на Горького (роспись сейчас закрасили, однако изображение богородицы в его исполнении до сих пор висит над входом в храм).
— В последние годы заказов становится все меньше, сейчас в приоритете не рукописные, а полиграфические работы, — с сожалением отмечает иконописец.
Фото: Владимир Воропаев
В 2005 году художник получил благословение правящего архиерея на открытие иконописно-реставрационной мастерской «Свет». Восстановление старых ликов вдохновляет живописца не меньше, чем иконопись.
— Бывает, принесут на реставрацию икону практически в безнадежном состоянии — хоть руки сквозь щели протягивай, а лик сохранился, будто и не подвластен годам и векам. С большим трепетом восстанавливаю такую икону. А бывает, просят взять в работу старую, но великолепно сохранившуюся икону. Можно, конечно, придать ей лоску, сделать «конфетку», но я отказываю, понимаю, что это лишь испортит вещь, — рассказывает истории художник-реставратор. — Иногда приносят иконы, которые не несут художественной ценности: материал дешевый, письмо примитивное. В другой раз и не взялся бы за дело. Однако для человека это не просто картинка, а это семейная реликвия, которая передается из поколения в поколение — этот образ дед через войну пронес, а бабушка вымолила здоровье своим детям. Грех отказать.
Варган, ситар и рок-н-ролл
Фото: Владимир Воропаев
Немногие знают, что иконопись — это лишь одна из граней творческой личности Гассана. Девять лет назад у него появилось нетипичное для художника увлечение — игра на этношаманских инструментах. Интерес к звукам возник все так же случайно.
— Пришло в голову слово «варган». Зашел в музыкальный магазин и купил самый простенький, — пояснил амурчанин.
Постепенно в его коллекции появились невиданные в наших краях тальхарпа (скандинавская лира), ситар и сарод (индийские родственники лютни), беримбау (бразильский ударный инструмент), окарина (индийская флейта). Музыкального образования у Александр Гассана нет, однако он не только играет на древних инструментов, с помощью которых шаманы когда-то вызывали дождь, но и сочинят авторские композиции.
Не так давно художник увлекся кинематографом. Он снял уже несколько документальных фильмов. Сам выступал в качестве режиссера, оператора и монтажера. На создание фильма «Краски. Город. Рок-н-ролл» ушел целый год. Картина посвящена истории появления рок-н-ролла в Приамурье. Документальный фильм «Запретные звуки» рассказывает о фарсовщиках, достававшим амурским меломанам пластинки западных музыкантов.
Задачи выйти на большой экран кинематографист-любить не планирует, однако все, кто интересуется музыкальной жизнью Приамурья, могут посмотреть его работы в Сети.
Увидеть редкие иконы, почитаемые в разных частях мира и авангардные композиции на божественную тематику, благовещенцы и гости города смогут в выставочном зале на 50-летия Октября, 2/2 до 20 марта.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 09.03.2023
Материалы по теме
Разносторонний, талантливый человек.
— Nifashev Sergey
Добавить комментарий
Комментарии
Разносторонний, талантливый человек.
— Nifashev Sergey