Александр Ярошенко
Монолог санитара морга
Есть жизнь и есть смерть. О жизни мы хотим знать все, о смерти даже слышать боимся. Есть люди редких профессий, которые трудятся на территории смерти. Одна из них — санитар морга. Ивану Лещенко 26 лет, два года он работает в морге Амурской областной клинической больницы. С ним говорим о самом главном и интересном, о жизни, половина которой проходит среди остывших тел.
«У меня было тяжелое детство»
Я повзрослел очень рано, у меня было тяжелое детство. Знаю, что такое жизнь, поэтому могу поддержать людей, которые старше меня. Самое светлое воспоминание — это мой дед, которого я любил и которому всегда доверял. Еще с детства хорошо помню работу. Зарабатывать на жизнь начал с 12 лет.
Родители мои пили, и я дорогу себе прокладывал сам. Только дед меня жалел, любил и помогал. Мы всей семьей тогда жили на пятнадцать тысяч рублей. Это была дедова пенсия.
Знаете, что для меня в детстве было самое вкусное? Чай, который оставался во фляжке деда, когда он приходил с работы. И булочка, которую он мне приносил. Это была самая вкусная булочка в моей жизни.
Во втором классе я с дедом ездил на дачу, там ему помогал, и у меня был свой отдельный огород, на котором я сам выращивал продукцию. Потом ее продавал и зарабатывал свои первые деньги.
Я в детстве был добрым ребенком, да и сегодня остался добрым. Иду людям навстречу, всегда в чем-то им помогаю. Мое трудное детство меня не ожесточило.
В морг с улицы не берут
В морг я пошел работать из-за необычности профессии — мне всегда хотелось работать в необычном месте. И еще потому, что я перехоронил многих своих близких.
Я много прочитал книг о работе в морге и решил себя попробовать в этой профессии. Ее я считаю благородной: мы помогаем людям, у которых случилось горе.
В морг на работу попасть трудно: профессия санитара морга не распространенная и с улицы туда не берут. Меня долго не брали. Потом освободилось место, и я попросился просто попробовать. Сам до конца не понимал, получится у меня или нет, справлюсь или не справлюсь. Читать книжки, смотреть видео в интернете — это одно, а реальная работа — совсем другое.
В мои профессиональные обязанности входит: принять тело, досмотреть его на наличие ценностей и повреждений, все зафиксировать в журнале и потом отправить тело в холодильник. Там оно хранится до тех пор, пока не будет назначено вскрытие.
Еще в мои обязанности входит достать тело из холодильника и подготовить его к вскрытию. Кладу умершего на стол, раскладываю все инструменты, врач приходит и сразу начинает вскрытие.
Почему умершего называю телом? Для меня слово «труп» не корректно, поэтому я всегда говорю «тело». Но все называют по-разному.
Я, как санитар, участвую во вскрытии, если так можно сказать. Всю грязную работу делаем мы: проводим гигиеническую обработку тела, зашиваем его после вскрытия.
Весь органокомплес, который достается из умершего, после осмотра врачом снова возвращается на место. Шов должен быть плотным, главное — чтобы не было протечек жидкости.
На вскрытие в среднем уходит минут сорок, тут все зависит от техники врача и от заболевания, которое послужило причиной смерти человека.
Формалин и грим
Фото из личного архива
У нас новое холодильное оборудование, один холодильник рассчитан на 32 места. Все, как в американских фильмах: есть специальный подъемник, каждое тело лежит в отельной ячейке, на ноге — бирка.
Для бальзамирования тела применяются разные техники. Например, для полного из человека через артерии выпускается кровь и закачивается специальный раствор на основе формалина. Он пропитывает ткани тела, поэтому оно дольше сохраняется.
Но бальзамировать умершего нужно не только для лучшей сохранности. В раствор добавляются красители, и цвет тела становится более розовый, похожий на естественный оттенок человеческой кожи.
Есть специальные добавки, которые помогают избавиться от трупного запаха. Эти капли наносишь на крышку гроба и на одежду умершего.
Бальзамирование — это отдельная услуга, делаем его только по желанию родственников. Средний ценник для бальзамирования по России — 10—15 тысяч рублей.
Я считаю, что большинству умерших нужен грим. Смерть меняет кожу человека, часто проступают синие трупные пятна, и грим просто необходим. Мы работаем с двумя видами косметики — обычная и специальная для мертвых, которую называют «танатокосметика».
Это косметика, которая разработана в Новосибирском крематории, там ее и выпускают. Она хорошо ложится на холодную кожу и хорошо на ней держится. Главная задача в гримировании умершего — придать человеку умиротворенный спящий вид.
Макияж для умерших женщин мы всегда делаем по просьбе родственников. Всегда уточняем, какую помаду любила женщина, какие тени она чаще всего себе наносила на глаза. Иногда просим прижизненную фотографию, чтобы было более понятно.
Гримасы смерти
Смогу ли я реставрировать обезображенное смертью лицо? Смогу. Обычно все склеивается, все красится, все сшивается и гримируется. Но бывают случаи, когда не поможет уже ни один реставратор.
Смерть часто обезображивает человеческое лицо, на нем застывают гримасы боли и мук. Обезвоживаются губы, западают глаза… Есть специальные препараты, которые помогают придать человеческому лицу спящий, спокойный вид.
Мы всегда работаем в спецодежде, перчатках, масках, фартуках. После каждого прикосновения к телу обязательна гигиеническая обработка рук. Это обязательно!
Одежду на умершего надеваем ту, которую приносят родственники. Что приносят, то одеваем. Одежду никогда не разрезаем, всегда надеваем так, как положено.
Людей чаще всего одевают в их любимые или новые вещи. Бывает, приносят узелки с одеждой, которую бабушки хранили лет по двадцать. Порой начинаешь такую одежду одевать, слышишь, как трещат резинки. Они уже иссохли от времени.
Я сам смерти не боюсь. Знаете, люди чаще всего боятся не самой смерти, а процесса умирания.
Люди моей профессии часто думают: «А кто меня будет красить и подготавливать к похоронам, когда я умру? Родился ли тот человек?»
Если мои коллеги будут также относиться к работе, как сегодня мы относимся, то думаю, что ничего страшного с моим телом после смерти не будет.
Про душу и профессиональный конкурс
Есть ли душа у человека? Думаю, что-то есть. Люди всегда во что-то верят. Я сам иногда мысленно разговариваю со своим умершим дедом. Когда прихожу к нему на могилу, могу с ним поговорить. Считаю, что что-то же от него осталось.
Каждый год в Москве проходит профессиональный конкурс «Некрополь». Я уже получил туда приглашение и поеду участвовать. Отрабатываем на муляжах. На скорость накладываем грим, потом судейская коллегия проверят, как качественно мы эту работу сделали.
Главный смысл этого конкурса — общение с коллегами, которые съезжаются со всей России. Мы делимся друг с другом опытом. Это бесценно.
Про баню и счастье
Фото из личного архива
Моя семья? Это моя супруга, мой младший брат, над которым я оформил опекунство, это семья моей жены и моя бабушка.
Фото из личного архива
Мы живем в частном доме. Еще я строю двухэтажную баню, на втором этаже которой будет бильярд. Я об этом всегда мечтал. Мне помогает тесть, брат, но прорабом все называют меня. Сейчас кладу печь для бани.
Еще обязательно будет сад. У меня есть волшебный пендель — это моя жена. Я всего хочу, но боюсь перемен. А она меня во всем поддерживает, я могу с ней поговорить и о своей работе, и обсудить все наши жизненные дела и планы.
Если бы не супруга, я дальше не продвинулся ни с домом, ни с баней, ни со своей работой.
Блиц-вопросы
— О чем вы часто думаете перед сном?
— О бане, которую надо достроить.
— Какая черта характера вам помогает жить?
— Доброта.
— Любимое время года?
— Весна.
— Любимый цвет?
— Черный.
— Сон или секс?
— Сон.
— Любимый алкогольный напиток?
— Виски с колой.
— Мясо или рыба?
— Мясо.
— Что вам хочется от жизни?
— Чтобы у меня была хорошая семья. Не такая, как в детстве. Хочу свой дом, баню и сад. И радоваться жизни хочу.
Рифма классика
Самуил Маршак
Все умирает на земле и в море...
Все умирает на земле и в море,
Но человек суровей осужден:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рожден.
Но, сознавая жизни быстротечность,
Он так живет — наперекор всему, —
Как будто жить рассчитывает вечность
И этот мир принадлежит ему.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 27.03.2023
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Молодец.Не пошел по стопам родителей.
— Павел*Работа — как работа.
— Nifashev Sergey