Суд над злом
События в драме происходят в 1945 году — в это время в Нюрнберге начинает работу Международный военный трибунал. На суд, который впоследствии назовут «Процессом века», съезжается огромное количество людей со всего мира. Город переполнен участниками процесса и журналистами. Среди тех, кто приезжает в Нюрнберг в составе советской делегации, — владеющий несколькими иностранными языками капитан Игорь Волгин. Он еще молод, но уже прошел войну. Однажды на улице города Игорь встречает юную русскую девушку Лену. Их зарождающееся чувство пройдет через множество испытаний, но любовь — это единственное, что во все времена спасало мир от расчеловечивания.
— Это приключенческая, захватывающая и зрелищная история, — рассказывает режиссер картины Николай Лебедев. — В ней погони, перестрелки, предательство, любовь — и много всего, что составляет основу человеческих отношений. Я надеюсь, у нас получилось рассказать не только о том, что случилось в середине прошлого века на исходе одной из самых страшных катастроф человечества, но и о том, что происходит с нами сейчас. Уверен, что эта история сможет ответить на вопросы, которые встают перед каждым из нас сегодня, и даже те, что встанут завтра. И что она будет по-настоящему волновать и увлекать зрителей, которые придут в кинотеатры.
По словам режиссера, ему уже доводилось снимать исторические фильмы, но «Нюрнберг» — это что-то совершенно особое.
Николай Лебедев представляет съемочную группу фильма
— И не только потому, что итоги процесса продолжают влиять на нашу жизнь, до некоторой степени определяют наши представления о добре и зле, о «можно» и «нельзя». Трибунал подвел черту под Второй мировой войной и задал человечеству новую систему координат, где человеческая жизнь, недопустимость агрессии и нарушений прав человека стали считаться базовыми ценностями. Почти 30 миллионов из них погибли в нашей стране, в том числе мой дед, которому было 40, и мой дядя, которому было всего 19. Фильм «Нюрнберг» для меня — это часть моей жизни. И связано это не только с тем временем, когда снималась картина, но также и с тем, что происходило с моей семьей. История поиска моим отцом могилы своего погибшего брата легла в фабульную основу картины. Поэтому я отношусь к этому фильму как к очень личному высказыванию. Меня спрашивают: какой процент придуманных текстов, которые произносят актеры на самом процессе. Ноль! Я не имел права придумывать хоть слово из того, что было произнесено там. Это все задокументированные речи обвинителей и осужденных, — признался Лебедев.
«Когда на суде представили зверства фашистов концлагеря Освенцим, я прекрасно понимал, что те доказательства, которые используются в сценах, — это пластический грим. Но тогда это же было все по-настоящему: засушенная голова узника Освенцима, которая стояла на столе директора лагеря».
Сохранилось много исторических хроник, написано немало научных статей, да и сама книга, ставшая основой сценария, скорее является романом-хроникой, где с документальной точностью описываются события Нюрнбергского процесса. А связующими нитями через весь фильм проходят темы любви, ценности семьи и собирательный образ героического советского солдата.
«Надо держаться, а внутренне тебя слезы душат»
Роль главного обвинителя на процессе от СССР Романа Руденко исполнил Сергей Безруков. Он для подготовки к роли смотрел хронику. Признался: поразило «спокойствие преступников, их невозмутимость». Актер отметил, что внешне совсем не похож на своего героя, поэтому даже имитировать манеру речи советского прокурора — высокий тембр, темп, легкий украинский акцент — артист не стал.
Сергей Безруков в роли главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе Романа Руденко
— Моей задачей было создать образ человека, от которого исходит мощь и уверенность, передать характер, — делится артист. — На площадке во время съемок эпизодов Нюрнбергского процесса было морально сложно и тяжело: надо держаться, а внутренне тебя слезы душат, и ты не можешь произнести текст, который знаешь наизусть. Есть холодная энергия металла обвинителя — моего героя — и ты не имеешь права дрожать голосом. Хотя внутри — множество эмоций, негодование, слезы — но ты себя сдерживаешь. Когда на суде были представлены зверства фашистов концлагеря Освенцим, я прекрасно понимал, что те доказательства, которые используются в сценах, — это пластический грим, все это силикон — но тогда это же было все по-настоящему: засушенная голова узника Освенцима, которая стояла на столе директора лагеря, человеческая кожа. И это произвело тогда ошеломляющее впечатление на всю публику Нюрнбергского процесса, когда советская сторона представила все эти зверства, в которые, наверное, никто не поверил, — а потом показали хронику.
Он ушел, а музыка осталась
Одну из ролей в фильме сыграл Игорь Петренко
Создателям и зрителям «Нюрнберга» невероятно повезло: музыку к фильму написал великий композитор Эдуард Артемьев. Эта работа стала для него последней — прославленного музыканта не стало в конце прошлого года.
— Я волновался, когда показывал Эдуарду Николаевичу картину, — вспоминает Николай Лебедев. — Он сидел в зале по правую руку от меня, смотрел на экран, а я все время косил на него взглядом, потому что это был очень волнительный момент. И не понимал: нравится ли ему картина или нет? Но когда зажегся свет, он поздравил меня и продюсеров от всей души! Его захватила история, захватил материал — даже несмотря на то, что это была черновая сборка. Было видно, что его увлекло именно кинематографическое решение этой истории. И было понятно, что он возьмется за музыку к этому фильму. А я знал, что он не берется за то, что ему неинтересно. И он с таким азартом и любовью отнесся к этому проекту и посвятил ему почти год жизни. Мы с ним подружились во время работы над «Нюрнбергом», и Эдуард Николаевич раскрылся для меня с совершенно неожиданной стороны. Он — большой ребенок, распахнутый для мира, мудрый, светлый, тонко и глубоко чувствующий — волновался как первоклассник за каждый музыкальный номер, что отправлял мне. Работать с ним было сплошным наслаждением! Мы думали: брать ли в рамку в титрах фамилию Артемьева? И решили, что нет. Для нас он всегда будет живым, и картина посвящена его памяти.
Режиссер надеется, что «Нюрнберг» посмотрят разные поколения зрителей, в том числе и молодежь.
— Важно — не впускать в себя зло. И важно знать прошлое — для того, чтобы не допускать повторений ошибок, которые были сделаны в нем! — говорит Лебедев.
Фото Анны Темериной и пресс-службы фильма
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии