Александр Ярошенко
«На «Голос 60+» я не поехала. Дорого»
Первый раз Оля почувствовала себя артисткой в два года. Перевернула ведро вверх дном, вскарабкалась на него и запела про полковое знамя. «Мимо нашего двора часто проходили военные, вот я для них и пела», — улыбаясь вспоминает Ольга Меланич. Ольга Владимировна поет всю жизнь. У нее сильный красивый голос, который просто создан для народной песни. Она долгие годы проработала телефонисткой междугородней связи. Старшее поколение прекрасно помнит время, когда переговоры были целой историей, и чтобы услышать человека из другого поселка или города, нужно было приходить на специальные пункты. Телефонистки невольно слушали и слышали ход и дыхание той жизни. Часто — очень интересной… Честный монолог о жизни, песне, любви и ожидании настоящего счастья.
«Фортепиано» из досточек
— Благовещенск — это вся моя жизнь! Я здесь родилась, училась, вышла замуж. Всё случилось в Благовещенске.
Благовещенск в моем детстве был замечательный. Очень хорошо помню старый рынок, мы с мамой туда ездили продавать картошку. Рынок был на том месте, где сейчас универмаг, там были деревянные тротуарчики, вернее — досточки.
Мама получала маленькую пенсию по инвалидности, и мы продавали картошку, чтобы меня собрать в школу. На всю жизнь запомнила. Всё нужно было купить: от бантиков до туфелек.
Мне кажется, тогда было больше доброты. У нас был дом на земле, и мы, когда уходили из дома, дверь на замок не закрывали. Вставляли палочку вместо замка в скобу, от ветра. О замках, тем более о решетках, даже и не думали.
Счастье моего детства было соткано из родительской любви, из музыкальной школы, в которую я бежала с радостью. В хореографическом ансамбле «Ровесники» тогда была вокальная группа, и я там пела. Это тоже было счастье.
Вечерами по радио слушала радиоспектакли и узнавала всех артистов по голосам. Это тоже было счастьем. Телевизор в доме появился, когда на экраны вышел фильм «Семнадцать мгновений весны». Тогда мы почти не дышали и смотрели этот фильм.
Мама рассказывала, что петь я начала, когда мне не было еще трех лет. В доме была высокая веранда, я там перевернула ведро вверх дном, на него вскарабкалась и запела: «Ётся, ётся знамя поковое…» На моем языке это значило: вьётся, вьётся знамя полковое.
Недалеко от нашего дома была воинская часть, и мимо часто ходили солдаты, вот я для них и пела. Это все «виновато» радио, оно меня напитало песнями.
А в пять лет я уже пела перед зеркалом и сама себе дирижировала. Это тоже всё радио! Как представляла, так и дирижировала.
Что такое пианино, я понятия не имела. Помню, с мебельной фабрики нам привозили деревянные обрезки на дрова. Я из них делала воображаемое пианино и на нем «играла».
Я окончила училище культуры, дирижерско-хоровое отделение, немного поработала по специальности. Потом вышла замуж. Муж был военнослужащий, мы с ним уехали в Приморье. Но жизнь семейная не задалась, и я с маленькой дочкой вернулась в родной Благовещенск.
Алё, девушка!
— Был у меня период — целых восемь лет — когда я работала оператором районного переговорного пункта. Сегодня молодежь не понимает, что это такое, а тогда не было сотовых телефонов и все междугородние разговоры заказывали в специальных переговорных пунктах.
Там были переговорные кабины, в них — телефоны, оттуда люди и разговаривали. Было такое, что на переговоры приглашались по телеграмме. В ней было написано, что вы приглашаетесь на переговоры в такое-то время по указанному адресу.
Однажды пришла девушка на переговоры, видно, что она ходила последние дни беременной перед родами. Ей нужно было поговорить с Сахалином, а связи, как назло, нет. В трубке треск страшный. Мы, телефонистки, друг друга никогда в глаза не видели, но узнавали по голосам, у каждой из нас был порядковый номер. Я была «третья». Набираю Сахалин и говорю: «Надюш, ну соедини пожалуйста, а то девушка у меня родит в кабине».
«Минуту», — отвечает неведомая мне Надюшка с Сахалина — и через пару минут соединила. Вот так и работали.
Много прибегало на переговоры курсантов и молодых офицеров. А сколько из кабин было слышно признаний в любви! Словами не передать.
Помню, одна девчонка рыдала в трубку, жаловалась маме, что она уедет из Благовещенска. Рассказывала, что все парни плохие, и она ни с кем не может познакомиться. Это всё было вживую. На наших глазах, и не придумано.
Голос — это звук души
— Я больше 30 лет была солисткой Амурского народного хора. Хору благодарна за всё! Он дал мне хорошую вокальную школу, я туда пришла семнадцатилетней девчонкой. Амурский народный хор — моя душа и моя отдушина. Без песни я не представляла свою жизнь. Народная песня — это моя любовь, мой воздух и моя жизнь! Я туда летела на крыльях, не представляла своей жизни без песни.
Что такое голос? В первую очередь — это душа человека. Но бывают моменты, когда не поется. Не поется и все тут! Мне больше года назад сделали тяжелую операцию, и я долго приходила в себя. Месяца четыре не могла петь, даже и думать о песне не могла, так мне было плохо.
Потом стало получше, я стала оживать — и запела. Думаю, что мое пение у меня от корней генетически передалось. У нас вся семья музыкальная: папа был баянистом, и на домре играл, сестра младшая — профессиональный хореограф, а дочь — профессиональный музыкант, она закончила музыкальную академию во Владивостоке.
Уроки Людмилы Рюминой
— Не поверите, но я панически боюсь сцены, для меня ступить на сцену из-за кулис — еще то испытание. Но как только сделала первый шаг, всё проходит. Мне легче становится, когда меня софитами ослепит. И мандраж уходит.
Иногда слова песни от волнения из головы вылетают, но я не растеряюсь: выкручусь, буду импровизировать, но виду не подам.
Я люблю и дома петь, когда одна. Сажусь на диван, включаю «минусовку» и пою. Душа моя от песни отдыхает и лечится.
Мне народная артистка России Людмила Рюмина давала рекомендацию учиться вокалу в Москве. Но я никогда не хотела уезжать из Благовещенска. Потом тогда у меня был на руках маленький ребенок, мама — инвалид… Не сложилось учиться.
А на концерте Рюминой была дважды, смотрела на нее во все глаза. Как она дышит, какая у нее артикуляция, как она звук извлекает. Я у нее по-настоящему училась.
В 2020 году моя племянница втихушку от меня написала в программу «Голос 60+». Отправила мои записи, и мне пришло официальное приглашение приехать на запись программы на Первый канал. Был июнь, билеты дорогие, а организаторы ничего не оплачивали. Я не поехала…
Про Зыкину и Пугачеву
— Был период в моей жизни — я работала администратором в Амурской областной клинической больнице. Сегодня многие ругают медицину, а там большинство людей работает нормальных, преданных своему делу. Ни о ком слова плохого сказать не могу. Вижу, например, идет человек на костылях из травматологии — мне никогда не было зазорно помочь ему надеть бахилы и подхватить у него сумку.
Слёзы? Да близко они! Могу от одиночества расплакаться, от печали, хочется порой к сильному плечу прижаться, доброе слово услышать. Не сложилось с тем, что принято называть личной жизнью. Не сложилось так, как я бы этого хотела.
Одной женщине трудно, я решаю все вопросы — и женские, и мужские. Но, слава Богу, не обозлилась, не потеряла любовь к людям и к песне. Я обожаю солнце, я обожаю голубое небо. Люблю людей, и море люблю. Жизнь люблю!
Мне кажется, вернее я убеждена, что из современных песен ушла душа. Она осталась только в народных песнях да в песнях советского периода. Всё от земли и от корней! По-другому не бывает.
Алла Пугачева или Людмила Зыкина? Конечно, Зыкина! Она пела. А Пугачева рисовалась и зарабатывала деньги.
И сегодняшняя Надежда Бабкина больше уже ушла на поток, на конвейер. А было время, когда она пела.
Блиц-вопросы
— На артиста можно выучиться?
— Можно, но вначале им нужно родиться.
— Правда или безопасность?
— Правда.
— Милосердие или справедливость?
— Справедливость.
— Любимые цветы?
— Розы.
— Любимое время года?
— Лето.
— Любимый цвет?
— Голубой.
— Во сколько лет вы первый раз поцеловались?
— В девятнадцать.
— Счастье — это…?
— Рождение дочери. Я самая счастливая мама. Я самая счастливая бабушка.
— Вам чего хочется от жизни?
— Хочется, чтобы рядом кто-то был. Чтобы меня ждал не только кот по вечерам.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 24.04.2023
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
И — В ТЕМУ:
Владимир Высоцкий
Ноль семь
Эта ночь для меня вне закона,
Я пишу — по ночам больше тем.
Я хватаюсь за диск телефона —
Я набираю вечное ноль семь.
«Девушка, милая, как вас звать?» — «Тома.
Семьдесят вторая». Жду, дыханье затая…
«Быть не может, повторите, я уверен — дома!..
Вот уже ответили. Ну здравствуй, это я!»
Эта ночь для меня вне закона,
Я не сплю — я прошу: «Поскорей!..»
Почему мне в кредит, по талону
Предлагают любимых людей?
«Девушка, слушайте! Семьдесят вторая!
Не могу дождаться, и часы мои стоят…
К дьяволу все линии — я завтра улетаю!..
Вот уже ответили. Ну здравствуй, это я!»
Телефон для меня — как икона,
Телефонная книга — триптих,
Стала телефонистка мадонной,
Расстоянье на миг сократив.
«Девушка, милая! Я прошу: продлите!
Вы теперь как ангел — не сходите ж с алтаря!
Самое главное — впереди, поймите…
Вот уже ответили. Ну здравствуй, это я!»
Что, опять поврежденье на трассе?
Что, реле там с ячейкой шалят?
Мне плевать: буду ждать — я согласен
Начинать каждый вечер с нуля!
«Ноль семь, здравствуйте! Снова я». — «Да что вам?» —
«Нет, уже не нужно — нужен город Магадан.
Не даю вам слова, что звонить не буду снова,
Просто друг один — узнать, как он, бедняга, там…»
Эта ночь для меня вне закона —
Ночи все у меня не для сна.
А усну — мне приснится мадонна,
На кого-то похожа она.
«Девушка, милая! Снова я». — «Да что вам?» —
«Не могу дождаться — жду дыханье затая…
Да, меня!.. Конечно, я!.. Да, я!.. Конечно, дома!» —
«Вызываю… Отвечайте…» — «Здравствуй, это я!»
— Nifashev SergeyХороший, душевный разговор. И — большое счастье, когда в жизни есть «...и душа, и отдушина»! У каждого — свои, не только певческий талант.
Всего самого доброго Вам, уважаемая Ольга Владимировна!
АЛЕКСАНДРУ ЯРОШЕНКО:
У меня некоторое недоумение вызывают «блиц-вопросы». Не сама рубрика, а роль этих вопросов в раскрытии личности собеседников. На мой взгляд, эти самые вопросы должны быть как-то в канве материала, продолжением, логическим завершением...
— Nifashev Sergey