Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

«Выберите нас!»

«Открытый урок» — основной этап конкурса, хотя далеко не единственный. Учитель не может выбрать любую тему: только то, что идет в соответствии с программой. В этом году «полигоном» педагогических состязаний стала школа № 26. Одиннадцатый класс на обществознании должен изучать политические партии. Однако на уроке Эдуарда Лавриенко ребята не просто познакомились с политическим строем, они сами образовали три партии, сформировали свою программу и выступили с нею на дебатах.

24

учителя борются за звание лучшего в этом году на региональном этапе

Так, одна из партий заявила, что они — неоанархисты. «Анархия — возможность для всех граждан быть осознанными, не жить под контролем государства и политиков. Вместе сможем привести нашу страну к светлому будущему», — заявил лидер новообразованной партии. И пообещал снизить все налоги. А вот их оппоненты, партия «СУПЕР» (Социалистическая унитарная партия «Единство России») заявили, что налоги, наоборот, повысят. Зато и уровень жизни подтянут до скандинавского уровня.

Фото: Владимир Воропаев

Рассчитать конфету

В соседнем классе пятиклассники на уроке математики превратились в кондитеров-технологов. Им необходимо рассчитать количество ингредиентов для изготовления шоколадных конфет. Тема — «Решение текстовых задач, содержащих десятичные дроби».

— Это практикоориентированный урок, и здесь все по-взрослому: ребята выясняют, столько вафельных листов, глазури, начинки и шоколада нужно для разных видов конфет, — рассказывает учитель математики чигиринской школы Юлия Арбатская. — Следующий этап — технологический. Будем рассчитывать составы и создавать новые рецепты.

Фото: Владимир Воропаев

Кстати, все технологические карты приближены к реальным — дома можно попробовать создать реальные конфеты.

— Очень интересный урок. Мне, как учителю физики, было особенно приятно увидеть межпредметную связь с этой дисциплиной. Умение переводить килограммы в граммы пригодится детям в дальнейшем на занятиях», — отметила министр образования и науки Светлана Яковлева, которая присутствовала на этом занятии. — По итогам урока были даны рекомендации, ведь у каждого учителя всегда есть возможность расти профессионально. В целом урок замечательный, дети были довольны, а это очень ценно.

А на уроке литературы Елизавета Мельникова, учитель 12-й школы Благовещенска, раскладывает на столе катаны, веера и кимоно. Здесь ребята будут знакомиться с хокку — японскими трехстишьями. И не просто изучать творчество известных поэтов: им необходимо самим придумать произведение, а затем прочитать его перед классом. При желании можно использовать атрибуты. В конце занятия все получат значки с надписью «Истинный хайдзин», то есть мастер хокку.

Интересными были все уроки. Информатику у восьмиклассников в этот день провел Станислав Шестаков — преподаватель из села Ушаково Шимановского округа без базового педагогического образования, но с опытом работы, и очень успешным — 8 лет. Он рассказывал о программировании на Python.

Фото: Владимир Воропаев

На уроке английского у Марины Ждановой дети составляли план путешествия по интересным местам Амурской области, на математике Наталья Фертих-Бубенко узнавали о статистических характеристиках с помощью фильма «Маска». На геометрии у Арины Шведовой изучали геометрические фигуры с помощью египетских пирамид.

Фото: Владимир Воропаев

Три дня работы

Занятия шли с девяти утра до половины второго дня. А вечером педагогов ждет интеллектуальный квиз в ОКЦ от Алексея Воскобойникова. Причем отправятся туда участники всех пяти конкурсов: в Приамурье одновременно проходят «Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям», «Педагогический дебют» и «Педагогический дуэт». Последние два — новые состязания, которые впервые стартовали в регионе. Всего в конкурсах участвуют 94 человека. В это же время жюри выбирает пятерку финалистов во всех пяти конкурсах.

На конкурсном испытании «Разговор со школьниками» учитель остается один на один с детьми. Некоторым удалось удержать внимание аудитории на себе, и ребята уходили с горящими глазами. Некоторым — нет.

— Конкурс учитель года проходит несколько дней: слишком много этапов, чтобы вместить все в один, — рассказывает представитель организаторов, завотделом сопровождения инновационной деятельности и олимпиадного движения Амурского института развития образования Виктория Шолохова. — Заранее учителя присылают свои видеовизитки. Их может увидеть любой желающий на сайте нашего института. В первый день — испытание «Слово учителю: моя педагогическая практика». Конкурсанты рассказывают о своих методиках обучения, делятся педагогическими находками и так далее. Например, вчера нам рассказали, как можно использовать артефакты школьного музея для изучения истории.

После обеда — разговор со школьниками. Это новый формат, который ввели с прошлого года. Суть в том, что занятие проходит вне учебного заведения. На недельных курсах, которые прошли в марте для всех участников регионального этапа «Учитель года», конкурсанты выбирали одну из предложенных фраз и, отталкиваясь от нее, должны были составить план всего разговора. «Возможности мультмедиа здесь должны использоваться минимально, а лучше — вообще обойтись без них. Учитель остается один на один с детьми. Некоторым удалось удержать внимание аудитории на себе, и ребята уходили с горящими глазами. Некоторым — нет», — отмечает Виктория Шолохова.

Второй день — сами уроки, третий — мастер-классы пятерки финалистов. Здесь у учителя полная творческая свобода. Например, в прошлом году преподаватель физики показывал фокусы в качестве иллюстрации законов физики. После этого пятерым лучшим учителям необходимо ответить на вопросы в режиме «свободного микрофона» от слушателей — ими могут быть в том числе и родители. Например, профильного педагога могут спросить: «Почему в начальной школе слишком много домашнего задания?» А в пятницу, 28 апреля, пройдет церемония награждения. Финалистов ждут серьезные денежные и не только призы, остальных участников — спецноминации и тоже подарки.

Возрастная категория материалов: 18+