• Фото: Личный архив
  • Фото: Личный архив

«Я все успел!»

Благовещенец никак не ожидал победы. На первом этапе, который проходил дистанционно, физик попал в 124 из 521 лучших. Тогда его пригласили на второй этап — он проходил в Москве в Национальном исследовательском ядерном университете. 

— Посадили в аудитории учителей, дали задания, на всё было три часа. Победителей было всего 10. Я ожидал, что буду призером, но не рассчитывал на победу. На очном этапе было много нервов, стресса, давления. Из-за этого не получилось решить все задачи первого тура. Из пяти я решил четыре с половиной. Задачи были вполне реальные, но я был не собран. У меня жена беременная, вот-вот родит. И я очень не хотел ее оставлять, — вспоминает педагог. —  Боялся, что я улечу в Москву, а дочка родится без меня. Но все твердили, что надо ехать, жена тоже сказала: «Поезжай!» В итоге я всё успел! Сегодня отвез ее в роддом, на днях должна родить.

Родители и учителя: почему физика?

Любовь к предмету у Валентина появилась еще в детстве. На его страсть повлияли родители и школьные педагоги. Его классным руководителем и любимым учителем по физике была Светлана Яковлева, которая сегодня возглавляет министредство образования Амурской области. Интерес к математике привила учитель по математике Галина Крицкая, сейчас она работает директором гимназии № 1.

— Повлиял и отец, потому что он всё время делал что-то руками: электрика, столярное дело, чертежи. Я часто был у него на работе, и мне понравилось узнавать о внешнем мире, законы, по которым работают разные устройства и тела. Со школы я участвовал в олимпиадах по физике и математике, занимал первые места по области, выходил в финал по России. Я уже 20 лет как учитель и очень рад, что, наконец, изобрели олимпиаду по физике для учителей! — смеется педагог.

Из ученых в учителя: перевод из Новосибирского университета в БГПУ

Сразу после выпуска из школы олимпиадник получал множество приглашений от университетов Москвы, Сибири и Дальнего Востока, но для своего образования он выбрал Новосибирский госуниверситет. Но уже через год понял, что не хочет быть ученым. Ему нужно живое общение, тогда он перевелся в БГПУ.

— Сразу после выпуска в 2014 году устроился на кафедру физики в АмГУ, вел пары у студентов, уроки у лицеистов. Сейчас я преподаю в лицее при АмГУ и занимаюсь репетиторством, — рассказывает Валентин.

«Самое главное — желание ребенка»

За 20 лет педагогического опыта он понял, что физику нужно учить только тем, кому она действительно интересна.

— Бывало, что приводили детей, которые не хотели изучать физику, но родители настаивали. Самое главное — желание ребенка. Можно его подстегнуть, но если он при виде формул воротит нос, то нет смысла его тащить и заставлять изучать серьезные вещи, — считает учитель. — Тяжелее всего с теми, кто не хочет заниматься. Я не беру на занятия детей или студентов, которые не хотят учиться. 

«Если ребенок не относится к предмету резко негативно, то заинтересовать его можно, но без давления», — убежден учитель. Для этого могут помочь шутки и высокие материи.

— Всем интересен космос, море. Я даже несколько курсов занятий по этим темам разрабатывал для детей. Когда ребята слышат о тайнах природы, им сразу становится интересно, у них появляется много вопросов. Они видят смысл в физике, — объясняет Валентин. — Если бы каждый знал физику, то мир был бы более упорядочен и логичен. Это наука о природе, а природа — это всё, что нас окружает. Этот предмет позволяет человеку научиться мыслить самостоятельно и не быть подверженным влиянию информационного шума. Я в первую очередь учу детей мыслить — если это получается, то получается и с физикой.

«Успехи учеников — 90 процентов работы самих учеников»

Ученики Валентина сдают ЕГЭ на высокие баллы, рекорд на данный момент — 98 баллов.

— Я горжусь ими, рад за них, хотя я всё-таки осознаю, что успехи учеников — это 90 процентов работы самих учеников, — с гордостью рассказывает педагог. — Моя задача их направить, помочь, подсказать методы. Физика — это трудный предмет. Чтобы сдать математику, нужно знать математику. А чтобы сдать физику, нужно знать и математику, и физику. В математике определенные типы задач, можно подготовиться, нарешивая их. А по физике всё-таки номер задач не соответствует определенному типу задач. И в этом плане физика — творческий предмет, в котором нужно применять широту мышления. Важно развить абстрактное мышление. 

«Современные дети взрослее нас в их возрасте»

Головная боль учителей сегодня — как вести себя с современными детьми. Но для Валентина это не проблема, он спокойно относится к самовыражению ребят и активно поддерживает их интересы.

— Это дети, они должны себя вести по-разному. Пусть хоть на столе танцуют, мне всё равно. Физика — это неангажированная наука. Здесь нет морали. Я могу многое допустить и считать нормой в пределах разумного, — делится мнением учитель по физике. — Современные дети гораздо взрослее, чем мы были в их возрасте. Взрослому поколению непривычно это, но к ребятам нужно относиться с уважением, в том числе к их увлечениям. Важно уметь выслушать, даже если что-то кажется чуждым и непонятным. Заинтересовывать ученика, находить точки соприкосновения своих знаний и его знаний.

Возрастная категория материалов: 18+