• В офисных помещениях здания стеклянные внешние и внутренние стены, в центре — стеклянный колодец.
  • Специальная техника помогает перевозчикам с перегрузкой.

Чего хотят перевозчики

Китай по ту сторону Амура — это не только отличный фон для фотографий на набережной Благовещенска и возможность показать туристам Азию на расстоянии вытянутой руки. Приграничное расположение региона открывает огромные возможности для логистики. Сейчас, с учетом активно развивающихся связей России с Поднебесной, эта тенденция еще актуальнее. До прошлого года грузы между двумя приграничными городами летом перевозили на баржах, а зимой — по понтонной переправе. С июня 2022‑го грузопоток идет круглый год — по новому автомобильному мосту.

Однако пересечь границу и пройти таможню — это лишь часть пути. Чтобы стать востребованными у перевозчиков, регион должен предоставить бизнесу соответствующую инфраструктуру: возможность переупаковать грузы и отправить их по территории России автомобильным транспортом или по железной дороге. А еще для комфортной работы нужны хорошие офисы, желательно — рядом с пунктом пропуска, достаточное количество мест для хранения товара и так далее.

Поэтому вместе с открытием международного моста заработал и таможенно-логистический терминал «Каникурган». Его возвели на насыпной территории неподалеку от границы. В первый год сотрудники ТЛТ, таможни и Россельхознадзора находились во временном здании площадью в тысячу квадратных метров. Разгружать и загружать машины приходилось в основном под открытым небом, поэтому перевозчики зависели и от погодных условий.

Офис по‑столичному

3000

кв. метров — площадь склада нового здания терминала. Здесь будут регистрировать, досматривать грузы, оформлять транзиты. Помещение оснащено по последнему слову техники: есть парк техники и зона погрузки для всех типов транспорта, стеллажное хранение грузов, холодильные и морозильные камеры с независимой регулировкой для скоропортящихся грузов

В конце мая на ТЛТ «Каникурган» торжественно открыли трёхэтажный комплекс. Здесь разместят таможенников, сотрудников Россельхознадзора, администрацию терминала. Есть в здании офисы для аренды и складские помещения.

И внутренние, и внешние стены части комплекса, где расположены кабинеты и офисы, — стеклянные. В центре трехэтажного здания архитекторы создали световой колодец — прямоугольный внутренний дворик, окруженный прозрачными стенами.

— Это главное здание ТЛТ «Каникурган», поэтому мы делали его с акцентами, фишками, — поделились во время экскурсии с корреспондентом АП представители застройщика — компании «АРПИ». — За счет светового колодца человек может видеть людей в кабинетах, в коридорах другой части здания. Создаётся ощущение открытого пространства. Мы хотели привнести в Амурскую область архитектурные особенности, которые сегодня используются в больших городах, таких как Москва-Сити. Чтобы люди здесь, на берегу Амура, чувствовали себя, как в большом городе.

Часть зданий комплекса отведена под склады.

— Здесь находится таможенный склад, который почти введен в эксплуатацию, — показывает гендиректор ТЛТ «Каникурган» Владимир Коновалов. — Внутри — холодильные установки, морозильные камеры. Этот склад всепогодный, можно будет делать перегрузку в любое время. Сейчас мы работам на открытом складе площадью около 20 тысяч квадратных метров. Новый комплекс сделает более комфортной работу сотрудников, госслужащих, участников ВЭД. Объектов подобного уровня сервиса и масштаба в непосредственной близости от границы с Китаем у нас до сих пор не было. Это здание не зря самое крупное — оно станет центром притяжения всей предмостовой инфраструктуры и позволит оказывать участникам ВЭД полный спектр услуг по работе с грузами и их оформлению.

Новые возможности

Параллельно со строительством нового здания шла другая, не менее важная работа — обустройство второй насыпи: 90 процентов первой уже было задействовано. Изначально всю инфраструктуру терминала разместили на одной территории. Однако перевозчикам нужно было больше места. И в 500 метрах от первой насыпи начали возводить вторую.

«Объектов подобного уровня сервиса и масштаба в непосред­ственной близости от границы с Китаем у нас до сих пор не было».

Строить ее начали в августе 2022 года. Сейчас территория и объекты готовы, заканчиваются работы по благоустройству: в конце июня эта площадка заработает в полную силу. Здесь готовы принимать практически любые грузы, в том числе негабаритные.

400

машин в день — пропускная способность ТЛТ «Каникурган»

«Сегодня на первой насыпи проходят все таможенные процедуры, декларирование грузов. Затем транспорт можно направить сюда, на вторую насыпь, где созданы площади для хранения, комплексы для перетарки и сортировки грузов», — рассказал представитель ТЛТ «Каникурган».

Например, перевозчик привез груз из Китая несколькими партиями. Дальше по России он планирует отправлять его железной дорогой — значит, необходимо переупаковать груз из нескольких автомобилей в контейнер. Или, наоборот, разбить его по маленьким «газелям». Раньше в этом случае логистам приходилось арендовать помещения или площадки в Благовещенске или рядом с ним. Отсутствие специализированной техники, не всегда подходящие для задач площадки усложняли и удлиняли работу.

Грузопоток по мосту через Амур идет на рекорд

Фото: Алексей Сухушин

Теперь всё это можно сделать с помощью перетарочных комплексов, установленных на второй насыпи. Их на территории два — по шесть пар ворот каждый. Плюс закуплена спецтехника, например ричстакер — погрузчик для работы с контейнерами. Такие машины могут устанавливать контейнеры один на другой: новая площадка площадью 7,5 тысячи «квадратов» рассчитана на то, чтобы складывать контейнерный груз в пять ярусов. Масса одного ричстакера — 40 тонн. С учетом веса контейнера давление на площадку будет порядка 80–100 тонн, поэтому насыпь делалась с учетом таких нагрузок.

— С вводом в эксплуатацию всех объектов второй насыпи мы можем хранить единовременно до 350 контейнеров, не требующих подключения к холодильному оборудованию, и 100 рефрижераторов-контейнеров, которые необходимо подключать к электричеству, — отмечают специалисты «Каникургана».

— С момента запуска летом 2022 года мы обработали около семи тысяч единиц техники и 200 тысяч тонн грузов, — подчеркивает заместитель генерального директора ТЛТ «Каникурган» 

Евгений Каспаров. — Прирост за пять месяцев этого года по сравнению с прошлым годом — 60 процентов. И продолжает расти. Мы планируем выйти на обработку 600–700 тысяч тонн грузов и 250–300 тысяч тонн техники до конца года.

В помощь производителям

Перетарочные комплексы на второй насыпи уже готовы: рабочие заканчивают благоустройство территории. Фото: Алексей Сухушин

— Развитие логистики всегда стимулирует развитие промышленности. Любой производитель, рассматривая строительство нового завода или комплекса, учитывает варианты доставки конечному потребителю. Поэтому логистика — сфера, развитие которой подтягивает и друге сферы экономики региона, — объясняет замдиректора Агентства Амурской области по привлечению инвестиций Сергей Хмура. — Сегодня мы понимаем, что с разворотом России на Восток идет колоссальная нагрузка на транспортную систему. Надеемся, что такими мультимодальными проектами сможем разгрузить и увеличить товарооборот и увеличить производство в регионе. Площадка возле моста с налоговыми льготами и административными преференциями — отличный вариант для размещения производств и компаний, которые активно работают с КНР. Агентство Амурской области по привлечению инвестиций помогает оказать содействие в реализации таких проектов: оформление документов, поиск площадки или взаимодействие с органами власти.

600

автомобилей в сутки позволит круглосуточно обслуживать новый склад 

Удобная логистика идет в связке с еще одним преимуществом для инвесторов, готовых развернуть производство в регионе: это территория опережающего развития.

— У нас действует объединенная территория опережающего развития «Амурская», — отметил Сергей Хмура. — Ее резиденты могут пользоваться льготами на налоги на прибыль, имущество, на земельный налог, а также снизить страховые взносы. Это тоже стимулирует развитие промышленности. Регион же в итоге получит социально-экономические эффекты: новые рабочие места, добавочная стоимость, новая продукция, налоговые отчисления.

Следующий в очереди — сухой порт под Березовкой

Таможенно-логистический терминал — это входная точка для грузов. Здесь проходит таможенное оформление, груз переукомплектовывается, затем его нужно отправлять дальше. Следующей точкой для развития логистики в регионе станет сухой порт. Многофункциональный логистический центр площадью 320 гектаров с развитой инфраструктурой построят возле села Березовка.

К 2030 году регион ожидает увеличения грузопотока до 1,3 миллиона тонн — это 97 тысяч грузовых автомобилей в год.

К 2030 году в порту появится терминал общей пропускной способностью 80 тысяч контейнеров в год, зона хранения, склады, перетарочные комплексы. 

80

 тысяч контейнеров в год — грузооборот сухого порта

За год порт сможет принимать 3,5 миллиона тонн грузов в год. По планам треть из них будет импортной, две трети — экспортной. Основной плюс Березовки — это первая железнодорожная станция для выхода на Транссиб без захода в Благовещенск. Мост в город через Зею — узкое горлышко, которое будет тормозить логистику. Здесь же грузы из ТЛТ могут напрямую идти в сухой порт и по железной дороге отправляться дальше.

Чтобы реализовать проект, пути необходимо модернизировать — пока станция не готова принимать планируемый объем грузов. Сейчас регион решает вопрос модернизации путей с РЖД. Также необходимо расширить ТОР на этот участок, а значит, подготовить бизнес-план, финансовую модель. Инвестор планирует сделать это до конца года. В 2024‑м начнутся строительные работы. Первую очередь должны ввести в эксплуатацию в 2024–2025 году. Постепенно мощности порта будут нарастать: 3,5 миллиона тонн грузов объект сможет обрабатывать к 2030 году.

Комментарий

Василий Орлов, губернатор Амурской области:

— Амурская область становится транзитным центром ДФО и одним из ключевых регионов в развитии российско-китайских отношений. Наши инвестобъекты обеспечат бесперебойное круглогодичное автотранспортное сообщение с Китаем.

Павел Пузанов, заместитель председателя правительства Амурской области:

— На «АмурЭкспоФоруме» подписано несколько десятков соглашений о создании новых масштабных производств в регионе, миллиардных поставках через международный автомобильный мост. Чтобы развивать этот успех, в регионе должна быть подходящая инфраструктура и сервисы, которые смогут обслуживать интенсивно растущий грузопоток. Поэтому наш приоритет — расширять возможности действующих транспортных и логистических объектов. Такие проекты команда региона в ручном режиме сопровождает на каждом этапе реализации.

Екатерина Киреева, первый замминистра экономического развития и внешних связей Амурской области:

— Таможенно-логистический терминал «Каникурган» для нас — важный стратегический объект. Он является логичным продолжением большого транспортного логистического каркаса, который мы создаем в привязке к нашему знаменитому переходу через Амур. Мост введен в эксплуатацию, машины поехали, и теперь участникам этого процесса нужен большой логистический комплекс. Это совокупность складов, объектов, открытых площадок,  помещения для контрольно-надзорных органов. В рамках «АмурЭкспоФорума» мы посетили этот объект с китайской делегацией из нескольких городов Китая. И наши коллеги отметили высокий уровень исполнения объекта и пожелали дальнейшего развития и удачи инвестору и региону.

Сергей Хмура, замдиректора Агентства Амурской области по привлечению инвестиций:

— «Сухой порт» — один из звеньев логистической цепочки. Благодаря ему можно комбинировать виды логистики. У нас есть мост — мы можем автомобильным транспортом отправить грузы дальше по России или довезти его до сухого порта, сформировать из него железнодорожный состав и отправить контейнеры в любой регион. Если же груз очень срочный и важный — можно направить его в аэропорт Благовещенска, который тоже модернизируется в рамках концессионного соглашения.

Возрастная категория материалов: 18+