• Фото: vsyo-so-skidkoj.ru
  • Фото: t.me/TLTKanikurgan

Из «экзотов» в лидеры

Еще несколько лет назад китайские автомобили на российских дорогах были экзотикой: хотя первые машины Поднебесной были поставлены на учет в нашей стране 15 лет назад, доля их была несущественной. Покупали такие авто в основном любители новых и немассовых машин, а также отдельные поклонники автопрома Китая. В Амурской области — буквально единицы.

Однако после введения санкций в отношении России весной 2022 года большинство европейских японских автоконцернов перестали поставлять свою продукцию в нашу страну. Некоторое время дилеры держались на старых запасах, однако они были не бесконечны.

— Китайских машин — различных заводов, марок и комплектации — великое множество. Только у нас в прайсе больше 600 вариантов, — отмечает Владимир Юшин. — Но о половине из них в России никогда даже не слышали. Популярностью пользуются 6–8 моделей.

Пустующую нишу иностранных леворульных машин начали активно занимать китайские. В итоге сегодня большинство россиян выбирают между подержанными корейскими, русскими и китайскими автомобилями. В итоге, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2021 году в России продали 115 700 новых машин из Поднебесной, в 2023-м — 123 572. При этом доля китайских машин выросла с семи процентов в 2021-м и до 18 % (по другим источникам — до 38 %) — в 2022 году. 

Как сообщил федеральному порталу Autonews вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, выбора у покупателей, по сути, нет.

— На первичном рынке мы «доедали» то, что было ввезено ранее, и во многом это позволило дилерам пережить 2022 год. Сейчас эти запасы кончились. Естественно, теперь будет нарастать доля того, что все еще поставляется и производится. Из местного это Lada Granta, альтернативы которой нет. Да, есть UAZ Patriot и Niva, но это нишевые машины. Остаются китайские автомобили, — констатирует он.

Не дальневосточная проблема

Фото: Владимир Воропаев

15

лет назад российские автовладельцы начали ставить на учет машины из Поднебесной

Для Дальнего Востока проблема оказалась не столь острой: основную долю рынка здесь уже долгие годы занимают подержанные японские автомобили. Европейские машины были непопулярны из-за цены, более дорогой (по сравнению с японскими машинами) доставки запчастей и сложностей с ремонтом (специалистов по европейским машинам на Дальнем Востоке немного). Если западная часть России в основном не рассматривает «японцев» из-за правого руля, то дальневосточники не спешат пересаживаться на «китайцев», привыкнув к высокому качеству машин из Страны восходящего солнца. Почему же тогда доля авто из КНР все же начала увеличиваться в Амурской области последние полгода?

— В основном из-за российских дилеров, которые теперь активно рекламируют продукцию концернов Китая, занявших место европейских авто, — комментирует руководитель компании AutoExpert Владимир Юшин. — Да, у нас европейские машины всегда занимали незначительную долю рынка. И сегодня эту нишу захватывает китайский автопром.

Правда, говорить о буме на машины из Поднебесной в Приамурье не приходится. Официальные дилеры, которые работают в регионе, отказались давать комментарии «Амурской правде». Официальной статистики нет, но, по оценке участников рынка, сегодня автомобили из КНР занимают не больше 10 процентов от общего числа в области.

Стабильный масс-сегмент

Больше двух третей машин в регионе сейчас — это массовый сегмент японских машин. В среднем после доставки в Амурскую область они стоят от миллиона рублей до полутора. В топе самых продаваемых — Toyota Prius, Honda Shuttle, Toyota Harrier, Honda Vezel.

Плюсов у «японцев» немало: качество выше, чем у «китайцев» и «корейцев» (а по мнению многих — и «европейцев»), отлаженный механизм покупки на аукционах, доступные запчасти и большое количество амурских специалистов, разбирающихся в ремонте машин Страны восходящего солнца. Единственный минус, из-за которого эти машины не так популярны в других регионах России, — правый руль. Однако у нынешнего поколения дальневосточников все машины, начиная с первой, были с правым рулем, поэтому данный недостаток плюсы не перевешивает.

Сегодня, по оценкам экспертов, около 80 процентов амурского рынка занимают японские автомобили. На Корею приходится порядка 10 процентов, на Китай — 5–7. 

Корейские машины, сопоставимые по характеристикам с массовым сегментом японских, будут стоить дешевле ь— в диапазоне от 850 до 1,2 миллиона рублей— но дороже китайских.

— Лидерами массового сегмента «корейцам» вряд ли удастся стать: китайские концерны за последние годы существенно подтянули качество своих машин, и теперь некоторые модели сравнимы с корейскими. При этом аналогичные машины из КНР дешевле корейских примерно на 15–20 процентов, — отмечает Владимир Юшин. — В Корее можно найти и подержанные автомобили в достойном состоянии. Да, открытых аукционов нет, но при желании амурчанин может обратиться к местным агентам.

В этом случае человек получит доступ к корейским дилерам: компаниям, которые выкупают подержанные автомобили, ремонтируют их и предлагают по фиксированной цене. Можно попробовать участвовать и в местных аукционах, однако без дополнительных корейских посредников здесь точно не обойтись. В общем, заказать машину из масс-сегмента в Корее вполне реально, однако амурчане предпочитают закупать там в основном «паркетники» (паркетный внедорожник), джипы и микроавтобусы. Почему? Потому что корейцы до японцев по качеству пока все же недотягиваются.

Подержанные китайские авто — на уровне «убитых»

Фото: Китайские-автомобили.рф

А вот подержанные машины из Китая вряд ли в обозримом будущем вообще будут интересны жителям Приамурья. Все дело в разнице менталитета китайцев и японцев. Б/у авто из Страны восходящего солнца и Кореи выкупают чаще всего в отличном или хорошем состоянии.

В Приамурье найти специалиста по ремонту китайских машин очень непросто. Еще сложнее — достать запчасти.

Аналогичные лоты в Поднебесной найти очень сложно. Китайцы, как правило, не щадят «ходовку», очень спокойно относятся к повреждениям кузова и не берегут салон. Подержанные китайские автомобили в России будут котироваться на уровне «убитых».

Высший класс: «Любителям Lexus и Land Cruise приходится искать аналоги»

Какие же машины из Поднебесной берут амурчане? В основном это премиум-сегмент. Причем это актуально не только для Дальнего Востока, но и всей России. Дело в том, что весной 2022 года Япония запретила ввоз автомобилей ценой выше 6 миллионов иен (порядка 50 тысяч долларов). В итоге любителям Lexus и Land Cruise теперь приходится искать аналоги — если, конечно, они не готовы пересесть на Lada Vesta. Варианты здесь у всех автолюбителей, и дальневосточников тоже, остаются теми же: Китай и Корея. И вот тут действительно у Поднебесной есть неплохая перспектива.

— Китайских машин — различных заводов, марок и комплектации — великое множество. Только у нас в прайсе больше 600 вариантов, — отмечает Владимир Юшин. — Но о половине из них в России никогда даже не слышали. Популярностью пользуется 6–8 моделей. Haval, Chery, Geely — это варианты, которые рекламируются в России дилерами, все они были знакомы россиянам и до появления санкций.

Из люкс-сегмента популярен у амурчан, да и в целом по России, Geely Monjaro.

— Этот автомобиль сделан на базе Volvo, на заводе, который раньше принадлежал Volvo. Оснащение максимально приближено к 21-му веку, шикарная отделка салона, круговой обзор, панорамная крыша, электронная приборная LCD-панель и так далее. Аналогичный японский автомобиль будет стоить порядка 6 миллионов. За Geely Monjaro покупатель в итоге отдает 3,7–3,8 миллиона рублей, — говорит директор AutoExpert.

Самый дорогой легковой российский автомобиль — внедорожник Aurus Komendant. Средняя стоимость «отечественного Rolls-Royce Cullinan» — 35–37 млн рублей. Он рассчитан на 4 пассажиров, имеет 4,4-литровый двигатель V8 с двумя турбинами, мощность машины — 598 лошадиных сил.

Среди вариантов попроще пользуется спросом Changan Uni-K, переднеприводный паркетник с полуторалитровым объемом двигателя. Стоит он до двух миллионов рублей. Еще одна топовая модель — Geely Coolray. По характеристикам приближен к Honda Vezel, но при этом новый «китаец» стоит столько же, сколько подержанный «японец» — 1,8 миллиона.

«Китайский рынок автомобилей только зарождается»

Фото: t.me/TLTKanikurgan

В целом у китайского автопрома на Дальнем Востоке поклонников будет гораздо меньше, чем в целом по России. Однако с августа правительство Японии может запретить ввозить в Россию автомобили с объемом двигателя больше 1,9 литра, а также все электромобили и гибриды. Правда, пока официально эти планы никто не подтверждал. Если не считать Японию, то Китай и Корея на сегодня остаются единственными поставщиками иномарок.

«Пока с запчастями большие проблемы»

830

тысяч китайских машин зарегистрировано сегодня в России: это 1,8 % от автомобильного парка, по данным агентства «Автостат»

Корейские машины выигрывают за счет того, что уже давно знакомы автолюбителям, найти запчасти несложно, специалистов по ремонту тоже достаточно. Конечно, обслуживать такой автомобиль будет немного сложнее (те же запчасти к корейским авто не так распространены, как к японским), однако больших проблем здесь можно не бояться. При этом стоят эти машины дешевле, чем японские автомобили.

 С продукцией китайского автопрома все сложнее. Да, качество как минимум отдельных автомобилей Поднебесной уже всерьез конкурирует с «корейцами», техобслуживание (замена масла, фильтров и так далее) тоже не представляет в регионе проблем. Серьезный плюс — более низкая по сравнению с «корейцами» цена. Однако найти специалиста по ремонту китайских машин очень непросто. Еще сложнее — достать запчасти.

— Китайский рынок автомобилей только зарождается. Необходимо время, чтобы выстроить логистику для доставки автомобилей по Китаю, перевести каталоги запчастей и также отладить их доставку. Пока с запчастями большие проблемы: каталоги все на китайском, и доступ к ним есть только у дилеров, в свободной продаже найти запчасти очень непросто, — говорит Владимир Юшин. — Если Китай сможет сориентироваться и развить этот рынок, то автомобили Поднебесной займут пусть небольшую, но устойчивую нишу. Но оценить, получается ли у них, мы сможем не раньше, чем через пару лет.

Новый мост не ускорил доставку машин из КНР

Фото: Алексей Сухушин

Несмотря на то что Амурскую область и КНР соединяет мост, который машина пересечет буквально за несколько минут, на доставку китайского автомобиля уйдет в полтора-два раза больше времени, чем японского.

Из-за санкций и ухода с российского рынка западных автоконцернов, в прошлом году продажи новых автомобилей в России снизились более чем вдвое, почти с 1,7 миллиона до 687 тысяч штук

Первый фактор — подбор машин. В Японии эта система отлажена. Там существуют экспортные компании, которые имеют свои сайты с каталогами аукционных автомобилей. Обычный амурчанин, в принципе, может сам в интернете найти такую компанию — сотрудники привыкли работать с иностранцами и говорят в том числе и на русском. Покупателю создадут личный кабинет, и после внесения предоплаты он сможет просматривать все лоты. Доставка в порты, таможенное оформление, подготовка документов для экспорта — всё это в Стране восходящего солнца тоже отлажено, поэтому с момента покупки до приезда машины в Благовещенск в среднем проходит месяц. С Китаем сложнее.

— Экспортных автокомпаний в КНР единицы, и нужно найти ту, что не будет обманывать, не отправит авто с дефектом, притворившись, что это не их вина. Нужно найти дилера, который может приобретать напрямую у завода-изготовителя — это дешевле. Документы оформляются дольше, транспортировка не отлажена и потому проходит сложнее, — объясняет директор AutoExpert. — Да, теоретически машину можно привезти в Хэйхэ. Но по самому мосту ей ехать нельзя, нужен автовоз. Затем машину нужно будет из Благовещенска отправить во Владивосток: у нас нет сертифицированной лаборатории, которая выдает электронный паспорт транспортного средства. Быстрее и логичнее доставить машину через Приморье. Но даже таким образом логистика займет в среднем два месяца.

«За последние полгода поток машин из Китая у нас увеличился раз в десять», — говорит Владимир Юшин.

Утилизационный сбор поднимет цены на иномарки

Уже в следующем месяце в России повысится утилизационный сбор на легковые, легковые коммерческие автомобили (например, такси) и автобусы. Вырастет он в диапазоне от 1,7 до 4,8 раза. Расходы лягут на покупателей: по прогнозам экспертов, иномарки из масс-сегмента подорожают на 120–300 тысяч рублей, автомобили класса люкс — до 1,2 миллиона.

Без паники: Япония пока не подтвердила планы по ограничению экспорта машин

Запрет на ввоз в Россию электромобилей и гибридов, а также машин с двигателем больше 1,9 литра — такую информацию о ближайших планах своего правительства озвучило на днях японское издание Yomiuri, одна из пяти национальных газет Страны восходящего солнца. Источник информации авторы не раскрыли, но написали, что ограничение вводится в рамках санкций и может начать действовать уже в начале августа.

14,7

лет — средний возраст автомобиля в России. 10 лет назад был равен 12 годам

Среди россиян, особенно дальневосточников, это предположение вызвало бурную реакцию: японские подержанные авто занимают у нас больше 80 процентов рынка. Однако позже ТАСС написал, что эта тема поднималась в четверг на регулярной пресс-конференции генерального секретаря кабинета министров Японии Хирокадзу Мацуно.

— Наша страна на данный момент не конкретизировала содержание дополнительных санкций в отношении России, — ответил он на соответствующий вопрос журналистов.

И добавил, что японские власти изучат варианты дальнейших действий, принимая во внимание эти ограничительные меры. Мацуно также напомнил, что в конце мая Япония уже вводила дополнительный пакет санкционных ограничений в отношении РФ.

По данным агентства, в первом полугодии 2023 года Япония нарастила экспорт легковых автомобилей в Россию на 32,8 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. В 2022 году на поставки в Россию подержанных автомобилей пришлось 26 % от общего японского экспорта подобной продукции.

Топ-3 самых популярных японских машин в Приамурье (*цены актуальны для машин 2018–2019 года выпуска)

Toyota Prius — 1,7–1,8 млн рублей — для тех, кто много ездит и не хочет много тратить на топливо

Toyota Vezel — 1,7 млн рублей — полноприводный бюджетный паркетник, хорошо подходящий для города

Honda Fit Shuttle — 1,1–1,2 млн рублей — универсал, неприхотливый и недорогой в обслуживании

Возрастная категория материалов: 18+