Фото: Архив АПФото: Архив АП

Учебники с дополнительными возможностями

— Я иногда слышу критику в адрес образования: «Зачем вы опять школу реформируете?» Но ведь нельзя развиваться, не изменяясь, — предвосхищает вопрос о необходимости нововведений Светлана Яковлева. — Мир вокруг меняется, и наши дети должны быть к этому готовы. Сегодня у школьников в руках гаджеты, и школа рассказывает, как они устроены, знакомит с достижениями в космосе, говорит о новых направлениях в науке.

75

процентов детей в Приамурье заняты в дополнительном образовании. В лидерах — Благовещенск и Белогорск, здесь процент охвата еще выше — до 80 процентов

Самым главным нововведением этого года стал переход на единое образовательное пространство. Теперь ученику, который перейдет в новую школу, не придется волноваться о том, что он учился по другой программе и ему придется «догонять» одноклассников. Образовательные программы уже готовы.

— У меня в руках учебник истории за 11‑й класс, — демонстрирует новую книгу министр. — Теперь у ребят есть возможность получить дополнительную информацию благодаря QR-кодам. Вот здесь — ссылки на ресурсы, которые содержат официальные документы того времени. Например: что писали иностранные СМИ в 1961 году об СССР, когда мы полетели в космос. А здесь — ссылки на ресурсы с бесплатными фильмами, соответствующими изучаемому периоду. Например, «Служебный роман», который можно посмотреть всей семьей.

На кого учиться

Еще одна важная тенденция в современном образовании — профориентация.

— Одна из задач школы — чтобы ребенок не просто получил образование, но и понял, к чему у него лежит душа. Ведь он не сможет оставаться вечным учеником. После выпускного придется выбирать, какую профессию получать. И лучше, чтобы к этому возрасту человек уже осознавал, чем он хочет заниматься, — подчеркивает Светлана Яковлева.

Поэтому универсальных классов в школе будет оставаться всё меньше. А вот профильных, наоборот, будет становиться еще больше.

Самая большая школа на Дальнем Востоке впервые откроет свои двери послезавтра в Благовещенске. Ее проектная мощность — полторы тысячи учеников, однако она уже приняла больше 1700 детей.

Более того, с сентября в школах появится новый обязательный день — «День профориентации». В большинстве школ это будет четверг. В этот день учителя будут проводить внеурочные занятия, которые помогут детям определиться с профессией в будущем.

Поможет ребенку с поиском интересующей его сферы деятельности и дополнительное образование.

— В соответствии с федеральным законодательством мы будем переходить на национальный заказ. Кардинальных изменений для родителей не произойдет. Этот механизм позволяет нам закрыть неинтересные для ребят программы, а востребованные — расширить, и вовлечь в них больше детей, — объясняет Светлана Вячеславовна.

Записаться в кружок, секцию или студию можно, как и раньше, на портале «Навигатор дополнительного образования». Программы, которые отображены здесь, проходят предварительную экспертизу.

Родители — участники учебного процесса

«Одна из задач школы — чтобы ребенок не просто получил образование, но и понял, к чему у него лежит душа», — говорит министр. Фото: Архив АП

— Родитель сегодня — такой же участник образовательного процесса, как и сам ученик, — подчеркивает министр образования и науки. — Уходит в прошлое отношение, когда родитель отдал в первом классе ребенка в школу, а в 11‑м пришел на выпускной и поблагодарил учителя. У нас общая цель — сделать так, чтобы ребенок вырос успешным. Без помощи мам и пап сделать это невозможно.

Сейчас специалисты работают над единым графиком учебного процесса. Цель — сделать так, чтобы во всех школах каникулы шли в одно время. Тогда будет легче организовать досуг школьников между триместрами.

Впрочем, амурские родители готовы идти навстречу такому нововведению. Например, в августовских конференциях (ежегодные педагогические совещания, где подводят итоги года и намечают задачи на будущее) раньше традиционно участвовали только педагоги, представители муниципалитетов. А теперь такие мероприятия интересны и родительскому сообществу. Более того: родители тоже могут вносить свои предложения, которые регион рассмотрит на «августовках».

— Сейчас в августовских совещаниях принимают участие общественные организации и родители разных категорий. Например, представители родительских комитетов или родители, которые работают в некоммерческих организациях. В этом году я впервые выступила модератором одной из секций: «Воспитание как приоритет в системе образования», — рассказала Светлана Яковлева. — Было несколько выступающих, в том числе родители — например, мама четверых детей. Она рассказала о необходимости вовлекать родителей в деятельность образовательной организации, чтобы сохранить единство целей. Обсуждали и тот факт, что конфликтные ситуации лучше не решать, а предотвращать. Для этого существуют службы медиации: конфликты нужно стараться урегулировать в зачаточном состоянии, не доводя до абсурдных ситуаций.

В колледжи идут чаще, чем в 10‑й класс

Среднее профессиональное образование становится всё популярнее у амурской молодежи: в этом году в регионе в колледжи поступили 4,5 тысячи подростков, в то время как в 10‑й класс пойдут учиться 3,5 тысячи.

«Я иногда слышу вопрос: «Зачем вы опять школу реформируете?» Но ведь нельзя развиваться, не изменяясь», — считает Светлана Яковлева.

В колледж можно поступить без экзаменов, но там существует конкурс аттестатов. Часть детей не прошли конкурс (хотя свободные места еще есть в учреждениях среднего образования Райчихинска и Тынды) и первого сентября вернутся за парты. «Я прошу учителей и родителей очень внимательно отнестись к таким ребятам, чтобы они смогли сдать ЕГЭ и поступить в среднее или высшее учебное заведение после 11‑го класса», — отметила Светлана Яковлева.

99 советников

10057

первоклашек сядут за парты в Амурской области в этом году

С этого года в школах вводится новая должность: советник директора по воспитанию и взаимодействую с детскими общественными организациями. 99 образовательных учреждений уже взяли на работу таких сотрудников.

— Мы должны не только учить и воспитывать детей, но и принимать пожелания, отвечать на вопросы, слышать инициативы и помогать их реализовывать. В школе должен быть человек, который не занят уроками, не скажет ребенку: «Извини, мне некогда, еще тетради нужно проверять». Такой специалист сможет более тесно взаимодействовать с детьми, — объясняет министр. — А еще советник — это человек, который поможет разобраться ребенку с трудностями и станет координатором — в том числе для ребенка, попавшего в трудную ситуацию.

Возрастная категория материалов: 18+