Не урок, а праздник! Как прошло профориентационное занятие в школе № 2 Благовещенска
У доски, где аккуратным почерком улыбалась надпись «С Днём учителя», в обнимку стояли мальчишки и девчонки в белых рубашках, а рядом сияла Ирина Королькова — заслуженный учитель РФ. Она преподает русский язык и литературу и является навигатором для ребят в мире профессий.
Как только затихли последние аккорды, девятиклассники бросились обнимать Ирину Викторовну, дарить цветы, кто-то из парней даже на колено встал, чтобы конфетный букет преподнести. Хлопок — и под ноги полетели блестящие звездочки фейерверка.
Я понимаю, что педагогом быть трудно: работа порой заканчивается не раньше полуночи, ведь нам нужно много и тщательно готовиться. Молодежь это пугает, молодежь пугают зарплаты, им хочется, чтобы они пришли и сразу много денег получали, но так не бывает.
— Ребята, каждый четверг мы с вами говорим о разных профессиях. Сегодня познакомимся с профессией, которую когда-то я выбрала для себя, — Ирина Викторовна умело захватывает внимание школьников. — Мама меня отговаривала от поступления в пединститут, называла тысячу причин, почему мне не нужно становиться учителем и приводила в пример приятельниц, которые не смогли стать успешными в профессии. Но я осталась верна себе и своему выбору и спустя 40 лет педагогической деятельности абсолютно счастлива!
На партах лежат фотографии, среди которых и черно-белые снимки со школьниками в советской форме в три ряда. Ирина Викторовна выпустила семь классов. Её первым ученикам сегодня больше 50 лет. Педагог показала и самое темное от времени фото: на фоне старого корпуса этой же школы № 2 стоит она сама — еще ребенок.
— В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики, Константина Дмитриевича Ушинского, 2023 год Указом Президента России объявлен Годом педагога и наставника. На эмблеме изображен пеликан — птица, которая трепетно воспитывает своих птенцов. Как и учителя, — рассказывает Ирина Королькова. — Ведь дети приходят к нам в 6-7 лет, а уходят почти в 18. Нам очень важно помочь им встать на крыло и объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо, помочь стать настоящими людьми.
Дальше по плану— виртуальная педагогическая профпроба. Ребята анализировали видеоролики, рассуждали и играли, а еще – составляли расписание и план урока, знакомили класс с новенькими и отвечали на неожиданные вопросы учеников.
— Педагог-навигатор здесь выступал как автор своего урока, — рассказала руководитель проектного офиса Амурского областного института развития образования Анна Воронина. — На интернет-платформе проекта ранней профориентации школьников «Билет в будущее» есть онлайн-конструктор: на виртуальном тренажере дети могли выполнять задания по разработке урока, заполнению журнала и так далее. Главная цель — понять важность и сложность работы учителя, узнать профессию лучше, чтобы как минимум посмотреть на работу учителя по-другому, а как максимум, выбрать ее для себя.
Сегодня в области дефицит учителей математики, английского, русского языка и литературы, начальных классов. А в школе № 2, к примеру, музыку приходится вести учителю начальных классов.
— На заре туманной юности, когда я только начинала свой педагогический путь, если кто-то вел полторы ставки, то есть 18 + 9 часов, то считалось, что у человека сумасшедшая нагрузка, что очень быстро наступит выгорание. Сегодня мы столкнулись с такой ситуацией, когда педагоги вынуждены вести две ставки, то есть 18 + 18 часов, — переживает директор школы Татьяна Гамерман. — О выгорании теперь мы думаем во вторую очередь, потому что нужно организовать образовательный процесс. Поэтому мы очень ценим и тех учителей, что десятилетиями с нами, и тех молодых коллег, что пришли к нам сразу из педуниверситета. Дети очень нуждаются в креативных, смелых педагогах, которые бы повели новое поколение за собой.
Педагогам аплодируют не только в школе, но и на борту самолета
Урок Ирины Корольковой был открытым. В нем участвовали представители городского управления образования.
— Меня поразили слова моего заместителя, который прилетел из отпуска. Он был в восторге: перед полетом стюардесса объявила, что в России идет Год педагога и наставника — и весь борт аплодировал людям нашей профессии! — начальник управления образования Благовещенска Лариса Попова была так тронута, что пока говорила об этом, в глазах поблескивали слезы. — Мы гордимся своей профессией! Я знаю, что она лучшая и нужна во все времена!
По данным регионального министерства образования и науки, престиж профессии повышается. За три года количество учеников психолого-педагогических классов выросло в 7 раз: до 737. Теперь профильные классы есть в 28 муниципалитетах против всего 5 в 2021 году. Весной их окончили 137 школьников, больше половины выбрали педагогические специальности в вузах и колледжах области и страны.
На портале «Госуслуги» в этом году зарегистрировались более двух тысяч абитуриентов, желающих получить педагогическое образование. В БГПУ конкурс составил 4,3 человека на бюджетное место. И это на 13 процентов выше, чем в прошлом году. В топ вошли специальности «История и обществознание», «Английский и китайский языки», а также «Психология и социальная педагогика». На первый курс поступили четыре стобалльника и 28 победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
По состоянию на начало сентября, по специальности трудоустроены 189 молодых специалистов. Единовременную поддержку получили около сотни выпускников профессиональных образовательных организаций. В нынешнем году размер выплаты увеличен в 11 муниципалитетах: в Константиновском районе до 100 тысяч рублей, в городе Зея — до 30 тысяч, впервые введено такое поощрение в Прогрессе — в размере 55 тысяч рублей.
Совет от опытного педагога: нужно поймать счастье в профессии
В 9 «В» классе еще не все дети определились со своей будущей профессией. Рузанна Арутюнян хотела бы пойти в физико-математическую сферу. В процессе профориентационного урока она для себя поняла, что педагогику не выберет, но при этом еще сильнее почувствовала благодарность к любимому педагогу.
— Я смотрю на своего классного руководителя и заряжаюсь ее любовью к своему делу! Она не только интересно преподает материал, но и с нами общается на одной волне, относится к нам с пониманием. Работать учителем сложно – нужно найти подход к каждому, — размышляет Рузанна. — При переходе в 10-й класс я выберу гуманитарный профиль обучения, несмотря на то, что поступать буду на физико-математические специальности. Потому что люблю Ирину Викторовну!
И в доказательство после урока полкласса осталась, чтобы подмести с пола осыпавшиеся лепестки цветов и содержимое хлопушки.
— Кем бы я хотела быть, если бы не учителем? Никем! Бывает, когда и настроения нет, и усталость сказывается. Но что меня мотивирует и что для меня самое главное в школе — это общение с детьми. Я стараюсь, чтобы каждый урок был откровением. Если это литература в старших классах, я говорю: ребята, смотрите, насколько Некрасов актуален для нас, живущих в 21 веке! Я понимаю, что педагогом быть трудно: работа порой заканчивается не раньше полуночи, ведь нам нужно много и тщательно готовиться. Молодежь это пугает, молодежь пугают зарплаты, им хочется, чтобы они пришли и сразу много денег получали, но так не бывает. Кто не боится трудностей, кто поймает счастье от этих уроков-откровений и общения с детьми, тот и останется в профессии!
Для справки:
Минпросвещения России с 1 сентября запустило в российских школах курс профориентационных занятий «Россия — мои горизонты», построенный на базе проекта «Билет в будущее». Курс разработан для школьников с 6 по 11 класс и нацелен на формирование у них готовности к профессиональному самоопределению, знакомство с миром профессий и рынком труда. В Амурской области кроме профпроб, также проходят мастер-классы и экскурсии, которые погружают ребят в мир медиков и инженеров, специалистов IT и аграрной сфер, а также других, современных профессий, востребованных на рынке труда.
Добавить комментарий
Комментарии