Дорога на Дальний Восток
Вера родилась в 1906 году в Нижнем Новгороде в дворянской семье и была младшей из пяти детей. Ее отец, человек состоятельный, успешно делал карьеру, часто бывал в разъездах и, как очень красивый и статный мужчина, всегда был в центре внимания женщин. Очевидно, в семье произошло что‑то неординарное, иначе как объяснить, что мать Веры, Софья Ивановна, оставив старших детей на попечение мужа, забрала младшую дочь и уехала к сестре за тысячи километров в Хабаровск.
Сначала они поселились в доме крестьянского начальника Хабаровского уезда Телятьева, в котором вся его семья, включая детей, устраивала музыкальные вечера. С дочерью участвовала в них и Софья Ивановна, которая играла на фортепиано и имела красивый сильный голос. Именно хозяин дома впервые обратил внимание на музыкальные способности маленькой Верочки, которая с легкостью повторяла любые мелодии. Но на то, чтобы дочь серьезно занималась музыкой, у Софьи Ивановны не было средств.
«Самое интересное то, что в Благовещенске понадобился мой голос, мое пение. Это было началом творческого пути», — рассказывала Вера Давыдова.
Из Хабаровска мать с ребенком переехали в небольшую деревню Матвеевка, где Софья Ивановна стала работать сельским учителем. А в 1910 году Давыдову перевели в трехклассную женскую гимназию Николаевска-на-Амуре. Вскоре туда приехал дальний родственник и старый друг семьи Михаил Флеров. Так у Верочки появился отчим. Зная музыкальную грамоту и прекрасно играя на фисгармонии, мужчина занялся музыкальным образованием падчерицы, прививая ей вкус к высокому искусству.
Бегство из Николаевска-на-Амуре
В 1912 году Вера пошла в женскую школу и стала брать уроки фортепиано. И когда в городе проходили концерты по случаю 100‑летия Бородинского сражения, девочку назначили солировать в песне
«Бородино» на слова Михаила Лермонтова. Ее голос звонко выделялся на фоне хора, и держала себя маленькая певица как настоящая артистка. Это было первое ее выступление на публике.
Первая мировая война и последовавшая за ней революция круто изменили жизнь семьи. Власть в городе захватил партизанский отряд Якова Тряпицына, который расправился с японцами и частью мирных жителей. После этого большевики сразу открестились от Тряпицына, назвав его не красным партизаном, а никому не подчиняющимся анархистом.
Одна из ярчайших советских оперных певиц 30–50‑х годов прошлого века 4 года прожила в Благовещенске, пела в церковном хоре, училась музыке у выпускницы Императорской консерватории и выступала на сцене городского театра, ныне это Амурский театр драмы.
Хозяйкой Николаевска стала жена командира и по совместительству начальник его штаба Нина Лебедева-Кияшко, которая отвечала в отряде за «пропаганду и кульпросвет». Зная ее крутой характер, в городе все боялись «комиссаршу». Однажды Кияшко решила устроить концерт, и Вера обязана была на нем выступить: те, кто откажется, будут наказаны, а те, кто хорошо себя проявят, получат вязанку дров. Пение 13‑летней Давыдовой эсерке-анархистке понравилось, и семья получила обещанные дрова. Правда, девочка лишилась красивых ботинок, в которых выступала: они были реквизированы по приказу Кияшко.
Весной 1920 года к Николаевску стали подходить японские отряды. Находясь в изоляции от Дальневосточной республики, руководство отряда приняло решение эвакуировать население и уничтожить Николаевск-на-Амуре: каменные здания взрывали, деревянные поджигали. Часть «партизан» ушла в тайгу, захватив мирных жителей. Среди них оказалась и семья Веры Давыдовой. Она вместе с мамой с большими лишениями добралась до Благовещенска, в котором установилась советская власть.
«Благовещенск — город моей юности»
«Путь в большое искусство дал мне любимый город, город моей юности — Благовещенск, на великой реке Амур», — говорила Вера Давыдова в книге «Путь большой певицы», изданной в 1977 году. Здесь, в Благовещенске, Вера снова пошла в гимназию. Софья Ивановна хотела, чтобы дочь выбрала профессию учителя. Но девушка мечтала быть певицей. Выпускница Санкт-Петербургской консерватории, пианистка Людмила Куксинская, волей судьбы оказавшаяся в Благовещенске и сраженная одаренностью Веры, стала заниматься с ней бесплатно. Именно Людмила Васильевна устроила ей прослушивание у регента благовещенского кафедрального собора И. И. Райского.
— Самое интересное то, что в Благовещенске понадобился мой голос, мое пение, — вспоминала Вера Давыдова. — Я очень волновалась, пришла в собор и поразилась: свет, люстры, парча. Красота, как в театре! Это было началом моего творческого пути.
«Я решилась обнажить жизнь Сталина, с которым находилась в интимных отношениях 19 лет», — примерно так начинается скандальная книга Леонарда Гендлина, которая на Западе сразу же стала бестселлером.
Райский, определив, что у нее «типично меццо-сопрано… диапазон полный, тембр замечательный», дал девушке выучить произведение Чайковского «Верую», и через неделю Вера пела в хоре и даже стала получать жалованье. Она всегда солировала, и люди шли в собор послушать пение юной певицы.
Однако, борясь с религией, в городе стали закрывать церкви, и хор оказался под угрозой роспуска. Тогда регент заключил договор с дирекцией Городского сада, и два раза в неделю коллектив выступал там, уже с другими, классическими произведениями. Имя Веры Давыдовой всё чаще появлялось в афишах, но для развития ей была необходима профессиональная школа. Учителем девушки стал известный в прошлом певец, ученик знаменитого оперного певца Ипполита Прянишникова И. П. Ахматов, которого революция занесла в Благовещенск из Казани.
В 1922 году Вера вступила в его оперное товарищество. В те годы в городском театре (ныне — Амурский театр драмы) существовало две труппы: драматическая и оперная. На сцене Давыдова выступала в составе оперной. В ней было всего пятнадцать солистов, в хоре девять певцов, а вместо оркестра — рояль.
Дважды в неделю Вера занималась вокалом у Ахматова, продолжая разучивать хоровые партии и готовя две сольные партии: Няни в «Евгении Онегине» Чайковского и Флоры в «Травиате» Верди. Постановка «Евгения Онегина» прошла успешно. И хотя в газете «Амурская правда» фамилия Веры была названа после слов «из остальных участников следует отметить…», это стало первым шагом девушки в большое искусство.
Вера довольно активно выступала для благовещенской публики в качестве оперной певицы. Но в 1924 году все изменилось. В город на гастроли приехал знаменитый в то время столичный певец Андрей Лабинский. Услышав юную Давыдову, он сказал, что она может стать настоящей оперной певицей, но для этого ей надо ехать учиться в консерваторию. И Вера уехала в Петроград к брату Константину.
Солистка главного театра
Учеба Вере давалась легко. Там же, в консерватории, в 1927 году она познакомилась с оперным певцом Дмитрием Мчедлидзе, за которого через два года вышла замуж. Уже на старших курсах Давыдова была зачислена в штат Ленинградского театра оперы и балета, но весть о необыкновенно талантливой молодой певице вскоре дошла до Большого театра. Веру пригласили в Москву на пробы, и в 1932 году она стала солисткой главного советского театра. Она блистала на сцене 24 года наравне с Иваном Козловским, Галиной Улановой, Ольгой Лепешинской, Марией Максаковой, Сергеем Лемешевым. И была так же обожаема публикой.
Вера Александровна много ездила с гастролями по стране. Например, в 30‑е годы в составе актерской бригады Большого театра она поехала на Дальний Восток, и за выступления перед воинами получила благодарность от командования в лице Блюхера. Одна из самых интересных поездок певицы состоялась в 1955 году в Китай. Она выступала с сольными концертами и обучала молодых китайских вокалистов.
В 1956 году Вера Давыдова покинула Москву и уехала вслед за мужем в Тбилиси, где супруг возглавил Тбилисский театр оперы и балета.
На сцене этого театра она пела партии в операх до 1965 года, также преподавала в Тбилисской консерватории. В столице Грузии Давыдова была настолько известной, что Веру Александровну узнавали на улице и всегда здоровались. Она стала народной артисткой РСФСР и Грузинской ССР, лауреатом трех Сталинских премий первой степени, имела ордена и медали.
…Дмитрий Мчедлидзе скончался в 1983 году, Давыдова пережила его на 10 лет и похоронена рядом со своим любимым Митюшей — как она его называла всю жизнь.
«После спектакля бабушку увезли на дачу Сталина — мы не знали, вернется ли она»
Почему же сегодня певицу воспринимают только как «любовницу» Сталина? Ведь с мужем Вера Александровна, вырастив сына и дочь, прожила 54 года. Как вспоминала коллега Давыдовой по сцене Большого театра Наталья Шпиллер: «Это было редкое супружество, которое они пронесли со студенческих лет до того, как скончался Дмитрий Семенович».
Как известно, Иосиф Сталин любил оперу, балет и часто приезжал на спектакли. Галина Вишневская в книге «Галина» писала: «Любимыми певицами Сталина в Большом театре были Вера Давыдова и Наталья Шпиллер. Обе красивые, статные, они часто пели на банкетах». Давыдова, будучи замужем за грузином, немного знала грузинский и могла ответить Сталину на его родном языке, что тому очень нравилось.
Прочитав «Исповедь любовницы Сталина», Вера Давыдова была не просто шокирована, с ней случился сердечный удар, который в дальнейшем привел к ее смерти. До сих пор тема отношений со Сталиным не сходит со страниц интернета, когда речь заходит об оперной певице.
Из гастролей по Скандинавии певица привезла пряжку, которая была усыпана небольшими искусственными бриллиантами. На одном из банкетов, где присутствовали артисты Большого театра, к Давыдовой подошел Сталин, трубкой коснулся пряжки и спросил: «Это настоящее?» Вера Александровна ответила: «Ну что вы, Иосиф Виссарионович, откуда…» А он продолжил: «А должно было быть настоящее».
Возможно, за спиной оперной дивы шептались о благосклонности руководителя страны, но настоящий скандал грянул несколько десятилетий спустя, когда Сталина уже давно не было. В 1983 году в Лондоне вышел роман писателя Леонарда Гендлина, эмигрировавшего в 1972 году в Израиль. Он назывался «За кремлевской стеной», в русском варианте — «Исповедь любовницы Сталина».
«Я решилась обнажить жизнь Сталина, с которым находилась в интимных отношениях 19 лет. Я знала, что Сталин любил меня и ждал каждой нашей встречи», — примерно так начинается скандальная книга Гендлина, которая на Западе сразу же стала бестселлером.
Месть уволенного музыканта?
Автор в предисловии к книге довольно ловко подстраховался. Он писал, что однажды его пригласила к себе Вера Давыдова и, спросив, смелый ли он человек, рассказала историю близких отношений со Сталиным и другими соратниками «вождя народа». Но предупредила, что когда книга выйдет, она от всего откажется.
Сама Вера Александровна узнала о книге Гендлина совершенно случайно. Однажды в Тбилиси приехали китайские туристы, среди которых были те, кого Давыдова обучала вокалу в своей поезде по Китаю. Они посчитали долгом навестить своего учителя, и в разговоре с ней попросили подписать им книгу. Оперная дива подумала, что книга о ее биографии, которую недавно написал один из грузинских писателей. Но это оказалась «Исповедь любовницы Сталина». Как вспоминала внучка Давыдовой Ольга Мчедлидзе, бабушка была не просто шокирована, с ней случился сердечный удар, который в дальнейшем привел к ее смерти.
Писатель и журналист Игорь Оболенский встречался с Ольгой Мчедлидзе в Тбилиси, где она жила. Ольга рассказывала ему, что «бабушка, действительно, знала Гендлина».
— Он работал в оркестре Большого театра, но был не самым приятным человеком и не самым лучшим музыкантом. Мой дед, руководивший в те годы оперой Большого, уволил Гендлина. И тот, уехав за границу, таким образом отомстил деду. Ведь получалось, что бабушка была ему не верна, — объясняла внучка Веры Давыдовой.
Кстати, большинство критиков посчитали, что «воспоминания» Давыдовой вызывают сомнения в их достоверности и являются художественным вымыслом автора. А с литературной точки зрения книга написана примитивно, на уровне бульварного романа.
Роковая встреча
В книге Игоря Оболенского «Близкие люди. Мемуары великих на фоне семьи», Ольга Мчедлидзе, вспоминая о бабушке, рассказала и о той ее роковой встрече с Иосифом Виссарионовичем. Вера Александровна не скрывала от родных этот факт.
«Сталин часто приходил на ее спектакли в Большой театр. Но, насколько я знаю, частная встреча бабушки и вождя состоялась лишь однажды. Давыдову увезли на Ближнюю дачу Сталина прямо после спектакля. Дома у нас, конечно же, в эту ночь никто не спал. Ждали, с чем вернется — и вернется ли вообще — домой бабушка. Она приехала под утро и рассказала следующее.
Ее привезли на дачу и тут же проводили в кабинет Сталина. Он стоял, отвернувшись лицом к окну. Без кителя, просто в рубашке. Когда бабушка переступила порог, Сталин обратился к ней со словами: «Мне уже немало лет. И вы — единственный человек, с кем мне хотелось бы провести свои последние годы. Вы не против?»
На что бабушка ответила, что она замужем и ради Сталина готова на всё, даже броситься под танк, но только не на то, о чем он ее просит. После этого Сталин спросил, чем может помочь Давыдовой. А та ответила, что просит присвоить звание народной артистки, но не ей, а ее педагогу Елене Де-Вос-Соболевой (которая учила ее в консерватории — Прим. ред.).
Сталин подошел к столу, записал в календаре просьбу бабушки. И распорядился отвезти ее домой. На этом, по ее словам, всё и закончилось. Хотя в народе всё равно ходили упорные разговоры о том, что бабушка — любовница Сталина».
«Вера Давыдова никогда не забывала Благовещенск»
Имя величайшей оперной певицы Веры Давыдовой, возможно, никогда бы не появилось в современной истории Благовещенска, если бы не Александр Федоров — благовещенский врач, коллекционер, краевед. Несколько лет назад на своей странице в соцсетях он написал о примадонне Большого театра и ее любви к нашем городу.
— Вера Давыдова никогда не забывала Благовещенск. Вела переписку со своей подругой Надеждой Бондаренко. Надежда Ивановна была краеведом и основателем музея завода «Амурский металлист». Я встречался с ней лишь однажды, на закате ее жизни. В моем архиве есть несколько открыток, адресованных ей Верой Давыдовой.
О Вере Александровне в 1988 году снят художественно-документальный фильм «Знак судьбы». А в Амурской областной библиотеке хранится экземпляр книги Иосифа Бегиашвили «Путь большой певицы» с дарственной надписью: «Дорогим читателям областной библиотеки города Благовещенска с наилучшими пожеланиями. Вера Давыдова. 22 апреля 1978 года. г. Тбилиси».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии