«На дороге, которую мы построили, мой сын водит поезда»
Анатолий Бойко с комсомольским задором делится своей биографией: 21-летний парень из станицы Краснодарского края оставил работу шофера в колхозе ради БАМа. Вдохновленный XVII съездом ВЛКСМ в новой бойцовке и полупустым чемоданом, он прямиком с заседания в Кремле отправился на Ярославский вокзал. 5 мая в 1974 году молодых энтузиастов встретили в поселке Тындинский. Первое, что удивило коренного южанина — ледяные глыбы и кружившийся в мае снег. Бамовская природа очаровала на целых 50 лет: 45 из них Анатолий Михайлович отработал водителем в тресте «Бамстроймеханизация».
– В Тынде я создал семью. Мне есть, что вспомнить, вот на этой фотографии мы встречаем товарища Брежнева в Сковородино, а это мы с отрядом ездили уже на XVIII съезд ВЛКСМ в Москву, —Анатолий Бойко показывает старые снимки. — Сегодня мы видим результаты своего труда, замечательно, что БАМ развивается. На железной дороге, которую мы построили, мой сын- машинист водит поезда.
«Я поехала искать мужа на БАМ»
Фото: Константин Пожаров
Прибытие первого отряда в поселок Тындинский библиотекари показали гостям на большом экране. Редкие кадры из архива киностудии «БАМ» произвели впечатление. Студенты — ровесники делегатов комсомольского съезда — увидели экспозицию из значков, почетных грамот, комсомольских путевок, направлений и подшивок газет 50-летней давности. В них — вся жизнь бойцов первого отряда на БАМе. Комсомольская атрибутика принадлежит ветеранам. Больше всего наград принесла Вера Петровна Насруллаева.
Фото: Константин Пожаров
73-летняя пенсионерка – вдова Николая Зубаила оглы Насруллаева — знаменитого командира азербайджанского отряда. Ее супруг был вальщиком леса, первоклассным плотником-бетонщиком. Вера Петровна работала технологом в доме быта: тогда ателье в две смены отшивало мужские костюмы, рубашки, кримпленовые платья. Комсомольцы любили щеголять.
— Второго октября 1974 года мы с подружкой приехали на БАМ. Путевку дали как подарок от комсомола. Мне было 24 года, я тогда работала технологом на швейной фабрике в городе Карасук Новосибирской области и была секретарем в коммунистической организации. Директор фабрики отговаривал меня, а я ему ответила, что еду искать мужа на БАМ. Так и получилось: меньше, чем через год вышла замуж. У нас была настоящая бамовская свадьба, на которой гуляли латыши, дагестанцы, азербайджанцы, белорусы, — рассказывает Вера Насруллаева.
Фото: Константин Пожаров
Водитель Петр Барсуков — посланец Белоруссии. После армии искал работу, в райкоме предложили поехать на строительство БАМа. У белоруса была мечта — увидеть Сибирь. Вместе с тремя тысячами комсомольцев он дал клятву на XVIII съезде ВЛКСМ и все годы на магистрали работал с полной отдачей. Спидометр его «Магируса» показывал пробег в сотни тысяч километров.
«Даешь БАМ-3!»
Фото: Константин Пожаров
Многих бойцов первого отряда уже нет в живых, кто-то навсегда уехал из Тынды. В доме по улице Красной Пресне, 66 есть подъезд имени XVII Съезда ВЛКСМ: здесь в 1982 году счастливые новоселы получили квартиры. Сегодня в пятиэтажке живут всего три комсомольские семьи.
— Трудно поверить, что ветераны были нашими ровесниками, когда уехали за тысячи километров от своих родителей. Мы узнали от строителей, как в 1974 году выглядел поселок Тындинский. Там, где сегодня стоит храм, полвека назад местные собирали грибы и голубику, а на месте Красной Пресни была непроходимая тайга, — делится впечатлениями студентка Вера Кузнецова.
Фото: Константин Пожаров
Финальным аккордом встречи в технической библиотеке РЖД стала песня «Строим БАМ»: как и 50 лет назад комсомольцы взяли в руки плакаты, но уже с новой надписью — «Даешь БАМ-3!» Ведь не за горами тот момент, когда БАМ будет двухпутным и электрифицированным.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии