Флагу нужно отдать честь
У моряков-пограничников, как и у других военнослужащих, есть множество традиций и правил. Так, например, они должны отдавать воинское приветствие не только друг другу, но и флагу, поднимаясь по трапу на корабль и сходя с него.
— Кроме того, военнослужащие на плавпричале и верхней палубе кораблей, находящихся в пункте базирования, по команде поворачиваются в сторону кораблей, заходящих в базу и выходящих из нее на осуществление служебной деятельности, отдавая воинское приветствие. Потому что прибытие кораблей и катеров считается успешным выполнением поставленных задач. А при убытии полагается отдать дань уважения тем, кто к ним приступает, — объясняет капитан третьего ранга Евгений Канов.
Еще одна традиция — годовой праздник корабля.
— Годовой праздник корабля — это его день рождения. Он отмечается каждый год с того момента, как корабль был спущен на воду и впервые на нем был поднят флаг, — рассказывает Евгений. — Самому старшему по возрасту кораблю — пограничному сторожевому кораблю «80 лет Краснознаменному Дальневосточному региональному управлению» — в мае исполнилось 44 года.
«Оморячивание» на нулевом километре Зеи
Фото: Ольга Батурина
Самая необычная традиция моряков-пограничников — церемония «оморячивания», чтобы первый выход в море или реку запомнился новичку. При мореплавании и прохождении корабля через экватор (нулевую широту земного шара) морякам дают выпить морскую воду из плафона. Амурские моряки-пограничники эту традицию немного видоизменили — с учетом особенностей региона прохождения службы.
— У нас здесь морской воды нет, экватора тоже. Но у нас есть нулевой километр реки Зеи: это место, где Зея впадает в пограничную реку Амур. Там мы и «оморячиваем» своих сотрудников. Но речная вода непригодна для питья, поэтому мы втайне от молодежи набираем в плафон воду питьевую, подсаливаем ее знатно и получаем морскую соленую воду, которую выпивает молодой сотрудник. А дальше мы поливаем новоиспеченного моряка из пожарного гидранта, — раскрыл секреты капитан третьего ранга.
«На палубе можно даже яичницу пожарить»
Фото: Ольга Батурина
Евгений Канов служит в пограничных органах уже 15 лет. Начал службу по охране государственной границы Российской Федерации в первичном офицерском звании на пограничном сторожевом корабле. А его отец проходил службу в дальней авиации, поэтому парень с детства мечтал стать военным. В 2004 году поступил в военно-морской институт во Владивостоке. После выпуска был направлен для дальнейшего прохождения военной службы в Благовещенск. Дату прибытия на службу он помнит до сих пор.
— 27 июля 2009 года я был назначен на первичную корабельную офицерскую должность — командира боевой части, — вспоминает Евгений. — За годы службы прошел через различные корабельные должности, а сейчас служу в береговом подразделении отряда пограничных сторожевых кораблей и к непосредственному выполнению обязанностей по охране государственной границы РФ не привлекаюсь. В мои обязанности уже входит подготовка сотрудников, непосредственно осуществляющих служебную деятельность на речном участке пограничной реки Амур.
Уйдя с плавсостава на береговую должность, Евгений часто скучает по корабельной службе. Хотя она совсем не проста. Ведь служба на корабле — это длительное нахождение в относительно закрытом пространстве.
— Это железо! Когда жарко, палуба нагревается до высоких температур, при дневном зное можно даже яичницу пожарить. Здоровье должно быть богатырским. Морально неустойчивые люди не выдержат, — говорит пограничник. — Но служба на корабле — это всегда яркие воспоминания. Ностальгия не отпускает.
«Река — штука опасная»
Фото: Ольга Батурина
Корабли береговой охраны осуществляют службу на протяжении всего участка пограничной реки Амур в пределах Амурской области. Это — более 1200 километров. Что постоянно делают сотрудники отряда пограничных сторожевых кораблей? Задерживают нарушителей государственной границы, а также спасают нерадивых пловцов.
— Раньше такое было очень часто. В 60–70-е годы чуть ли не каждый день были нарушения со стороны граждан КНР и СССР. Сейчас такое редко, но бывает, — рассказывает Евгений Канов. — Часто ловим пловцов. Река — штука опасная. Хотел переплыть Зею, но не справился с течением и понесло в Амур... Если бы не спасли, так бы и остался в воде. Была ситуация на моей памяти, когда парень с набережной прыгнул. Он хотел своей девушке показать, что переплывет Амур. Но это явное нарушение, нельзя пересекать границу вне установленных пунктов пропуска. В прошлом году молодая женщина с китайского берега на лодке к нам поплыла, ее мы тоже задержали.
Фото: Ольга Батурина
У реки есть свои опасности не только для любителей поплавать, но и для пограничников, их катеров и кораблей. У пограничников на эту тему даже есть шутка: «Штурман на реке и штурман на море чем отличаются? На реке штурман паникует, когда теряет из виду берег. А на море наоборот — когда увидел берег».
— На морях глубина большая и мели редко попадаются, а на реке постоянно надо ориентироваться по берегам и створам (сооружения на берегах рек, которые указывают на направление судового хода с наибольшей глубиной реки для безопасного судоходства. — Прим. авт.). Глубина у реки небольшая, и по самой глубокой части реки проходит курс корабля, — рассказывает Евгений Канов.
В аэропорту — тоже пограничники
Фото: Управление ФСБ России по Амурской области
Но в Благовещенске пограничники работают не только на реке. Они также встречают и провожают нас в аэропорту Игнатьево.
— Все говорят, что работа у нас простая: сидеть и штампы ставить, но на самом деле у нас очень ответственная профессия! — говорит Елена Коровник, которая служит контролером уже 17 лет.
Первые 15 лет ее служба проходила в смешанном пункте пропуска «Благовещенск», который работает с пассажирским и грузовым потоком между амурской столицей и китайским Хэйхэ. А в последние два года она трудится в воздушном пункте пропуска «Благовещенск».
«Блондинки»-нарушительницы
Фото: Управление ФСБ России по Амурской области
За время своей службы Елена Коровник сталкивалась с самыми разными нарушителями и нарушениями. Например, случается, что для выезда ребенка из страны не хватает нотариально оформленного согласия одного из родителей. Или бывают неисправности технического характера: опечатки в документах или неверно указанный пол. Встречаются также лица, не заменившие документы после вступления в брак и смены фамилии. Такую категорию граждан пограничники называют «блондинки». Чаще всего эти девушки знают, что нарушают закон, и пытаются свой секрет скрыть, объясняет контролер со стажем.
Нарушают и иностранные граждане: у них бывают поддельные оттиски дата-штампа в документах, а кто-то даже использует чужие документы. Между тем по закону любые ошибки и ложные сведения в документе на право пересечения государственной границы делают его недействительным.
Сначала — в школу контролеров
Фото: Управление ФСБ России по Амурской области
Главная задача контролера в любом пункте пропуска — обеспечить надежный пропуск через государственную границу РФ, говорят специалисты. И для этого нужно знать все необходимые законы, быстро в них ориентироваться и применять на практике. Важно знать и все виды российских и иностранных документов на право пересечения границы.
Как становятся профессиональными контролерами? Во-первых, за каждым новым контролером закрепляется наставник, который помогает молодому коллеге. Вначале от большого количества информации у начинающих контролеров голова идет кругом, но постепенно, не без помощи более опытных товарищей, нормативно-правовая база укладывается в голове по полочкам.
Во-вторых, еще до того как попасть в пункт пропуска и отточить там свои навыки, будущий контролер должен преодолеть несколько этапов. Для начала — успешно пройти в Пограничном управлении ФСБ России по Амурской области отбор на прохождение военной службы по контракту (в том числе отбор идет в подразделения пограничного контроля). Затем новичок попадает в школу контролеров, организованную на базе отряда пограничного контроля «Благовещенск». Это обязательный этап. И только после успешной сдачи экзаменов специалисты получают допуск к самостоятельному несению службы в наряде по проверке документов.
«Все думают, что это скучная и легкая работа, но это не так»
— Все думают, что работа с людьми и проверка документов — скучная и легкая работа, на самом деле нет. Нам постоянно нужно совершенствовать свои знания, ведь нормативно-правовые акты Российской Федерации, международные договоры и соглашения между странами постоянно изменяются и совершенствуются, — объясняет Елена Коровник.
— Контролер не только работает с документами на право пересечения государственной границы, всё это — еще и психологический процесс, в котором за короткий промежуток времени сотрудник принимает решение на пропуск неизвестного лица через государственную границу. И это большая ответственность, — добавляет начальник подразделения пограничного контроля Андрей Мельников. — Контролеры постоянно совершенствуют свои профессиональные навыки. Также они регулярно занимаются спортом, сдают зачеты по физической и огневой подготовке.
«География полетов за границу пока небогатая»
Фото: Управление ФСБ России по Амурской области
В воздушном пункте пропуска пограничники пропускают через госграницу не только людей, но и транспортные средства, грузы, товары и животных. Кроме того, сотрудники занимаются оформлением грузовых воздушных судов и бизнес-авиации, выполняющей международные полеты.
— Оформление пассажиров проходит в международном терминале аэровокзального комплекса аэропорта Благовещенск. Пока география полетов за границу не такая богатая. Например, авиакомпанией AZUR air выполняется чартерная программа рейсов между Благовещенском и Пхукетом (Таиланд), недавно закончилась чартерная программа рейсов Благовещенск – Утапао (тоже Таиланд). С 12 июня авиакомпания «ИрАэро» запустила регулярные рейсы между Благовещенском и Харбином (Китай), — рассказывает Андрей Мельников.
Также из Благовещенска самолеты летают в столицу Узбекистана Ташкент.
Фото: Управление ФСБ России по Амурской области
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии