Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №46 (29141) от 20 ноября 2024 года
Издается с 24 февраля 1918 года
25 ноября 2024,
понедельник

Русский мир хора Пятницкого: интересные факты о гастролях и артистах легендарного коллектива

Фоторепортаж с концерта в Благовещенске

Общество

Легендарный хор имени Пятницкого снова побывал с гастролями в Приамурье. Приезд артистов такого масштаба — всегда яркое событие для региона. Еще не успели утихнуть эмоции от концертов хора в Тынде и Благовещенске, а простые и понятные народные песни, пробирающие до мурашек, уже покорили сердца наших соседей-китайцев. Перед отъездом прославленного коллектива в Поднебесную журналист «Амурской правды» успел поговорить с хормейстером хора имени Пятницкого Анастасией Кузнецовой и узнал, почему люди плачут на концертах, зачем читать книги перед распевкой и для чего артисты ходят на кладбище.

«При Митрофане Пятницком пели по-другому»

— Анастасия Алексеевна, известно, что Митрофан Пятницкий запрещал спевки перед концертом, хотел, чтобы хор звучал максимально натурально. А как сейчас?

— Конечно, сейчас всё поменялось. Мы недавно с артистами закончили чтение автобиографической книги Петра Михайловича Казьмина «С песней», племянника Митрофана Ефимовича, где он рассказывает про жизнь хора при жизни Митрофана Пятницкого. Обычно мы читаем перед распевкой — если нет аврала и мы можем себе позволить минут пятнадцать на чтение, чтобы больше узнать про тот хор и его участников. Конечно, для своего времени Митрофан Пятницкий был настоящим кладом. Хотя и для нашего, наверное, тоже. Митрофан Ефимович хотел сохранить подлинность, самобытность, и в этом была уникальность хора. Но сейчас время другое, всё стремительно меняется, много задач, и без распевки мы просто не впишемся в настоящее время. У нас профессиональный коллектив, который поет сложную музыку, и эта музыка качественно отличается. Артисты  в совершенстве владеют нюансировкой, могут спеть громко, а через секунду тихо. А при Митрофане Ефимовиче пели по-другому. Если колыбельная, то пели тихо, плясовую — громко. Мы всё время говорим про истоки, бережно храним традиции, воспроизводим. Но мы поем, как нас учили, а не так, как мы могли бы это услышать от тех бабушек и дедушек в деревнях. Сейчас условия другие, диапазон большой, произведения очень сложные, и без репетиции, без разогрева вокального аппарата мы просто не справимся с нагрузкой.

Искренность как ключ к успеху

— Каждое выступление хора, как и сто лет назад, вызывает восхищение и очень сильные эмоции. Люди плачут в зале, вскакивают с мест и аплодируют стоя. В чем секрет вашего хора?

— Мы стараемся стоять знаете на чем? На искренности. Каждый раз проживать на сцене всё заново. И, надеюсь, зритель это чувствует. Я уже 18 лет в коллективе. И после каждого концерта спрашиваю себя: «А насколько тебя еще хватит, Настя?» У меня после концерта нет ни капельки энергии, я даже встать не могу первые несколько минут. Конечно, такая самоотдача идет от подачи нашего художественного руководителя Александры Андреевны Пермяковой. И молодые ребята, которые приходят к нам в коллектив, целиком врастают в это. Если радуются, то от всей души, так, что искры летят. А если мы исполняем что-то драматическое, например военный блок, то это на разрыв аорты, до слез и мурашек. И зритель это чувствует. В сложившейся ситуации мы часто задаем себе вопрос: «А чем мы можем помочь? Ведь мы сейчас не на фронте». Главное — это наш талант, дар, который нужен людям, и нужно выкладываться так, чтобы было не стыдно.

«У нас очень много семейных пар родилось в коллективе. Он — оркестровый, она — хоровая, он — балетный, она — хоровая и так далее. Есть многодетные, у которых уже по трое деток».

Поцелованные Богом

— Раньше в хоре выступали обычные голосистые крестьяне, кто сейчас запевает на сцене и как попасть к вам в коллектив?

— Чтобы попасть к нам в хор, нужно быть поцелованным Богом. Меня поражает, как Александра Андреевна делает отбор. Иногда приходят очень талантливые девочки и мальчики, а она послушает их и не берет, — вспоминает хормейстер. — Спрашиваю: «Почему?» Да потому, что это уже готовый артист, созревшая единица, которую очень сложно будет прирастить к коллективу, а вот в этой — есть искра, есть горячее желание. И она еще ни разу не ошиблась. У Александры Андреевны удивительное чутье на таланты. И артисты делают какие-то невероятные вещи, шагают семимильными шагами. Им всё хочется, им всё надо. А бывают талантливые, но как пирожок ни с чем. И с ними каши не сваришь. Но у нас очень много талантливых, певучих. Они как соловьи, жаворонки. Очень много из Сибири, есть из Хабаровска много воронежских и из других регионов России.

Сейчас в  детской вокально-хореографической студии «Фолкдети» на репертуаре нашего хора воспитываются будущие артисты.  Несколько человек из детской студии уже поют в нашем хоре.

Универсальный артист

— Сейчас всё популярнее становятся универсальные артисты, которые умеют делать всё: и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах. Как у вас с этим?

— Универсальный артист — тенденция последних лет. Наш руководитель Александра Андреевна хотела максимально приблизить хор Пятницкого к тому, что было при Митрофане Пятницком. Артисты из деревни пели, плясами и сами подыгрывали себе на разных музыкальных инструментах. У нас в хоре тоже есть такие. Например, поющий скрипач. Правда, когда 15 лет назад мы с ним разговаривали по телефону, то я сказала, что скрипка нам не подойдет. А потом сто раз подошла. Но у нас еще было условие — научиться танцевать. Сначала скрипач рассмеялся и сказал, что это должны делать специально обученные люди. А сейчас и поет, и на скрипке играет, а когда пляшет, то вспоминает, что раньше не мог поверить в то, что будет танцевать на сцене.

У нас все пляшут: и оркестровые, и хоровые. Вот только балетные не поют, но очень хотят. Есть у них такие порывы души. Но мы пока не даем им этого делать, — улыбается Анастасия Алексеевна.

Я знаю слово «надо»

— Как удается справляться с частыми перелетами, сменой часовых поясов и часто выступать практически с колес?

— Вчера мы вернулись из Тынды, где открывали фестиваль, а поезд задержался на два часа. Но для нас такие ситуации не редкость. В таких ситуациях всегда вспоминаю слова моего деда: «Я знаю слово «надо», другого не знаю». Это наша работа. Мы за нее получаем зарплату. Обязательно друг друга поддерживаем. Если я вижу, что коллектив не собран, то включаю музыку, мы танцуем, шутим. Если всё время держать в строгости, то ничего хорошего не будет. А когда мы пошутим, что-то вспомним, поговорим, сразу настрой другой. Например, сегодня у одного нашего артиста доченьке годик исполнился. Мы все вместе поздравили ее с этим событием, посмотрели умилительные фотографии нашей розовощекой Вареньки и стали готовиться к концерту.

 Хор — одна большая семья

— В Год семьи не могу не спросить про семейные пары в коллективе. Много у вас таких?

— Семейных пар у нас много. Но прежде всего хор — одна большая дружная семья, как бы высокопарно это ни прозвучало. Но мы заточены на семейные отношения. Большую часть времени проводим в коллективе. Судите сами. У нас ненормированный рабочий день. Вокальная репетиция — с 11 до 15 часов, не больше пяти часов в день. А дальше уже другие репетиции: работа с репетитором в хореографическом зале, сводные репетиции с Александрой Андреевной с оркестром, постановки новых номеров и так далее. В зависимости от задач, которые на данный момент стоят, — подготовка к гастролям, сводным концертам или что-то другое. И как ни крути, но мы летим на гастроли вместе, обедаем, ужинаем вместе, репетируем, выступаем, живем. Это и есть семья, большая, творческая, со своими перипетиями. Но это жизнь, и мы стараемся притереться друг к другу, подстроиться. И, конечно, у нас очень много семейных пар родилось в коллективе. Он оркестровый, она хоровая, он балетный, она хоровая и так далее. Есть многодетные, у которых уже по трое деток. Вот говорят, что разлука укрепляет отношения. А у наших — наоборот, всё делают вместе.

Зачем артисты ходят все вместе на кладбище

— Многие традиции в коллективе бережно сохраняются, некоторым уже  более ста лет, поделитесь, что нового появилось за последние годы?

— По инициативе Министерства культуры РФ у нас появилась традиция ходить каждый год на кладбище и убирать заброшенные могилы наших  руководителей. У многих уже не осталось в живых родственников, и за могилами просто некому ухаживать. Молодые артисты, может, сами того не осознавая, поддерживают эту память, связь поколений, которая невероятно важна. В этом году на кладбище мы познакомились с женщиной по имени Ника, которая занимается волонтерством и уже третий год подряд по собственной инициативе убирает заброшенные могилы. 

Ничто земное нам не чуждо. Как и в любом другом коллективе, мы не забываем поздравлять друг друга с праздниками, знаем все дни рождения руководителей, артистов, о рождении детей, прощания с родными тоже все вместе проводим. Не так давно похоронили племянника нашей артистки, с которым виделись в Сирии, когда мы летали туда на гастроли. А потом он ушел на фронт и через две недели его не стало. Его именем назвали школу в Оренбурге, где он учился. Все вместе за него молимся.

«Народное искусство сейчас — это что-то элитарное»

— На вашем концерте люди плачут, встают с мест и стоя аплодируют, не сдерживая эмоций. Но молодежи в зале мало. Я бы уроки в школе под ваши песни начинала, самый действенный способ воспитания любви и преданности к Родине. А как вы считаете, нужно ли учить слушать русскую народную музыку?

— У нас сейчас очень молодой коллектив. К нам приходят ребята в 16 лет, которые фанатично влюблены в народное искусство, стажируются, мы к ним приглядываемся и понимаем, из кого будет толк. Народное искусство сейчас — это что-то элитарное. Не каждый понимает джаз, оперу или классическую музыку. И не каждый сейчас причастен к народной традиционной музыке. Но занимаются этим особенные люди, с особенным настроем души. Это тоже правда жизни. В воспитании молодежи очень важен момент ненавязчивости.  Например, у меня есть племянники, которые с детства на наших концертах. Так вот, Матвею всё интересно, и он знает весь наш репертуар и всех артистов по именам, а его сестра тоже ходит на концерты, но душа не отозвалась, и это нормально. Мне кажется, сейчас ситуация меняется в лучшую сторону: я много езжу по стране, бываю на разных конкурсах и могу сказать, что заметен подъем интереса к народной песне. Сегодня я немного прогулялась по вашему скверу напротив филармонии и услышала песню Шамана про Россию, и это было так хорошо и естественно.

Золотой фонд и «Русский мир»

— А какие песни в исполнении вашего хора можно вот так запросто услышать в парке или по радио? Есть ли такой хит, который бы выстрелил, как у Шамана песня «Я — русский» или у Татьяны Куртуковой «Матушка-земля»?

— Золотой фонд хора — это песни «По диким степям Забайкалья», «Степь да степь кругом», мало кому известная «Ольга в лесе была», эту песню пели еще при Митрофане Пятницком. Конечно, хотелось бы выстрелить с хитом, чтобы все его знали. С одной стороны, мы — национальное достояние страны и уже несколько лет получаем президентский грант, но, чтобы нас транслировали повсюду и пели хором, такого счастья пока не случилось. У нас много песен про Россию. И эти песни часто берут режиссеры на разные концерты. Для нас было полной неожиданностью желание Дениса Майданова спеть с хором Пятницкого «Русский мир». Ведь у него свой стиль, а мы державный коллектив, и это всё не про пиар и не про зарабатывание денег. Это как Кремлевский полк, у которого своя особая миссия. Но сейчас мы нашли золотой ключик к этой песне, нам самим очень нравится, и вот уж мы ее поем! Рычим: «Р-р-усский мир, р-р-усский дух». Мне кажется, эта песня тоже могла бы стать хитом.

— Искусство спасет мир?

— Если всё зиждется на любви, не ради денег и славы, то обязательно! Мы сейчас очень много ездим по стране: сегодня в Благовещенске, вчера в Тынде, были в Калининграде, Пскове,  в прошлом году на Камчатке, обширная география, и мы, конечно, устаем. Но зрители благодарят, со слезами на глазах кричат на концертах: «Спасибо, родные, здоровья вам!» Мы стоим в поклоне и видим эти эмоции, и понимаем, как же действительно важно то, чем мы занимаемся. В этот момент хочется обнять всех и сказать: «Спасибо, мои родные русские люди!»

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Хор «Детство» из Благовещенска завоевал два гран-при на международном фестивале в ОАЭХор «Детство» из Благовещенска завоевал два гран-при на международном фестивале в ОАЭ
Спелись: коллектив амурского хора «Возрождение» — рекордсмен по количеству семейных парСпелись: коллектив амурского хора «Возрождение» — рекордсмен по количеству семейных пар
Хор «Возрождение»: как живет один из старейших коллективов амурской филармонии
Благовещенскому хору «Детство» присвоено звание заслуженного коллектива народного творчества
Благовещенский хор «Детство» взял золото международного конкурса
Михаил Турецкий сфотографировался у памятника Дружку на набережной Благовещенска
Амурский хор «Возрождение» завоевал две золотые медали на фестивале-конкурсе во Владивостоке
Хор имени Пятницкого дал единственный концерт в Благовещенске (фоторепортаж)
И грянет хор: в Благовещенске легендарный коллектив имени Пятницкого даст единственный концерт
Президент России Владимир Путин постеснялся обнять юную амурскую певицу
Солистки амурского хора «Детство» спели на одной сцене с артистами Большого и Мариинского театров

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Лесной лемминг попал в ловушку ученых в Зейском заповеднике при учете грызуновОбщество
Жители Тынды собрали 170 тысяч рублей на систему радиоэлектронной борьбы для СВОСпецоперация
Жителя Белогорска за неоплаченные алименты отправили на полгода принудительных работОбщество
Корова ударила копытом ветеринарного фельдшера во время вакцинации в Ивановском округеПроисшествия
С улиц городов и сел Амурской области отловили 2700 бездомных собакОбщество
Администрация села в Тамбовском округе переедет из аварийного здания в обновленный Дом культурыОбщество

Читать все новости

Общество

Лесной лемминг попал в ловушку ученых в Зейском заповеднике при учете грызуновЛесной лемминг попал в ловушку ученых в Зейском заповеднике при учете грызунов
По миллиону за рождение третьего ребенка получили уже 70 амурских семей
Жителя Белогорска за неоплаченные алименты отправили на полгода принудительных работ
С улиц городов и сел Амурской области отловили 2700 бездомных собак
Администрация села в Тамбовском округе переедет из аварийного здания в обновленный Дом культуры
Система Orphus