Александр Ярошенко
Абдурашид Раджабов: оборвалась струна
Он мог пробежать сто километров, провести сто боев карате без перерыва. Титулованный спортсмен, прекрасный тренер, внешне невозмутимый и спокойный. Казался скалой. Но даже скалы иногда ломаются и не выдерживают. Трагически ушел из жизни и Абдурашид. Этот разговор с немногословным Рашидом случился пять лет назад. Прочитайте. Многое поймете.
Детский дом
В моем телефоне долгие годы была черно-белая фотография моей первой учительницы. Очень жалею, что ее теперь нет: телефон сменил, не сохранилась. Благодаря ей я научился не только читать и писать, но и смотреть на жизнь по-другому. Она жизнь ценить научила.
Хотя Патимат Халимбековна Магомедова была человеком советской закалки, но вот это пресловутое «строем шагом марш» ей не очень нравилось. Она всегда говорила, что каждый человек индивидуален, что в каждом есть своя изюминка и очень важно не потерять свою индивидуальность — а значит, не потерять себя.
Мое детство прошло в Дагестане, и я сейчас понимаю, что там есть своя особенность жизни. Назову это «кавказской спецификой». И отношение к детству иное, может быть, даже чуть грубоватое, жестковатое. Не во всех семьях ребенка любят так, как к этому привыкли здесь, на Дальнем Востоке. Меньше мягкости, что ли.
Там на людях не выражают свои симпатии и чувства любви. Даже с любимой девушкой не прогуляешься за руку по улице. Так получилось, что с первого по десятый класс я жил и учился в детском доме. Из-за неурядиц в семье, отец был молодой выпускник школы силовых структур. Его часто не было дома, мы были одни, и мама была вынуждена отдать меня.
Я благодарен детскому дому за все, мне кажется, что те мои друзья, сверстники, которые жили в деревнях, остались с более приземленным желаниями. Летом на кого-то поработать и потом как-то перезимовать зиму. Все!
Гудбай, Америка!
Я — гуманитарий. Любил литературу, историю. Наш историк был мужчина с характером, но очень любил и знал свой предмет. Любил дискуссии и нас к этому приучил.
И моя любовь к спорту зародилась в детском доме, где каждое утро начиналось с пробежки и зарядки. В старших классах появились первые видеокассеты с занятиями по ушу и карате. Мы, мальчишки, смотрели на все это во все глаза, не дыша.
Мне было лет двенадцать, когда я поехал на соревнования в Чехию и США. Я сначала получил загранпаспорт, а потом, спустя несколько лет, уже внутренний паспорт. Ту поездку в Америку вспоминаю как полет на Марс.
Помню, у нас была красивая спортивная форма, мы с пацанами нашли автомат, в который можно было кинуть монетку и получить баночку «Кока-Колы». Это была настоящая диковинка!
Однажды прибегает один из пацанов и говорит: «Там есть автомат, если его хорошо потрясти, он вместо одной банки выдает три» Мы пошли, трясли этот автомат, как дерево. Лица закрыли капюшонами, чтобы камеры нас не разглядели. Через некоторое время пришел хозяин гостиницы. Он так хохотал и принес нам в подарок целый ящик «Кока-Колы», вот такой мне запомнилась Америка.
Еще я там купил свои первые настоящие джинсы, куртку из кожзама, для полного счастья хотел еще и кроссовки, но не получилось. Кстати, джинсы продержались недолго, их у меня вскорости украли. Пацаны не могли простить такой шик.
На Дальний Восток на попутках
В армии я служил в амурской Екатеринославке, не простое было там время. Дедовщина процветала. Но ничего, справился.
В 1999 году я вышел на дембель, вернулся на родину. А потом принял решение снова приехать в Амурскую область. В то время в Екатеринославке был замечательный тренер по карате Эдуард Губерштро. Во время службы я ходил к нему на тренировки, он их очень интересно проводил. Влюбил мня в карате, можно сказать.
Поэтому, приехав после армии в Дагестан, я понял, что не могу уже без этих тренировок и тренера. На тот момент школа карате на Дальнем Востоке была одна из самых лучших во всем СНГ.
Я списался с Эдуардом, все ему рассказал, он предложил мне приехать в Благовещенск, продолжить занятия спортом.
Из Дагестана до Москвы я добирался на попутках, потому что у меня денег было впритык, только на поезд из Москвы до Благовещенска.
Враги? Нет, у меня их никогда не было. Я ко всем хорошо отношусь. Всегда протяну руку, даже если мне в ответ не подадут, второй раз снова протяну. От меня не убудет, это же проблема того, кто не поздоровался.
Я никогда не применю свои спортивные навыки, против человека, который таковыми не владеет. Если это, конечно, не будет касаться жизни и смерти моей семьи.
Отвечать на хамство пьяного идиота — это пустая трата времени. Отойди и забудь в эту же секунду. Такое мое мнение. На нас, профессиональных спортсменов, смотрит молодежь и берет с нас пример. Я об этом всегда помню.
«Хочу счастья в личной жизни….»
Спорт? Я без него себя не мыслю, честно. Это преодоление непонятных для многих преград и испытаний. Это уже стало моей профессией.
Профессиональный спорт — это не синоним здоровья. Поверьте. Здоровье — это физкультура. В профессиональном спорте без травм невозможно. Бывает, когда кажется, что нет сантиметра тела, который бы не болел. Иногда проскакивают мысли: «Все, брошу, не могу».
Думаю, ты взрослый человек, сегодня суббота, все отдыхают, ты куда-то снова бежишь или часами тренируешься. Почему ты не живешь, как все? Не скрою, иногда задаю себе такие вопросы.
А перед финишем мысли меняются, и начинаешь думать иначе: «Какой же ты молодец, нашел в себе силы, сделал это…» Победы над собой очень важны и очень нужны.
У меня было сто боев с разными спортсменами, без остановки. Они менялись, а я нет. Сейчас, когда мне сорок лет, я не постоянно задаю себе вопрос: зачем мне это было надо? Тогда я считал по-другому, что я должен преодолеть и это испытание. И я его преодолевал.
Помню, когда я задумал пробежать сто километров, подошел к одному из своих коллег, очень уважаемому спортсмену. Делюсь своими планами. Он мне говорит: «Это просто физически не реально…»
И меня закусило! Думаю – это ты не сможешь, а я смогу. Что я чувствовал, когда провел сто боев без перерыва? Честно? Ничего. Меня просто довезли до дома, я еле–еле снял с себя одежду, была заказана баня, я там просто сидел и отдыхал. Даже разговаривать сил не было.
Когда я последний раз плакал? Не могу припомнить. Но душа, бывает, плачет. Плачет, когда друг обманывает, когда умирают любимые люди.
Три последних вопроса
— У вас есть девиз?
— Когда тебе очень тяжело, и ты не знаешь, что делать, делай шаг вперед.
— Любимый поэт?
— Александр Сергеевич Пушкин.
— Чего вам хочется от жизни?
— Счастья в личной жизни. Больше ничего.
Справка АП
Абдурашид Раджабов, мастер спорта по карате, обладатель черного пояса. Родился в селе Хапиль, Республика Дагестан.
Ему принадлежат уникальные спортивные рекорды, он в мае 2024 года завоевал две золотых медали на турнире по карате. Пять раз пробегал дистанцию по сто километров, однажды пробежал суточный марафон. Совершал пробег из Дербента в Грозный. Провел сто боев подряд.
Трагически ушел из жизни 1 июля 2024 года в 46 лет.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 08.07.2024
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии