Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

Связанные одной связью

Полный зал пахнущих букетов встречает гостей в доме Ноженкиных — хозяйка Татьяна Ильинична недавно отметила свой 70-й день рождения. «Первый юбилей без Виктора», — говорит она о супруге. Виктора Васильевича не стало три года назад. Теперь, когда большая семья собирается вместе, немало воспоминаний звучит о хозяине дома.

— Раньше традиция была у нас в поселке, ее Виктор и придумал. Он служил подводником на Камчатке, и в день Военно-морского флота всегда утром поднимал флаг, а вечером — торжественно спускал. А еще на машины крепили флаги и устраивали автозабег по поселку. До сих пор многие соседи это вспоминают, — говорит Татьяна Ильинична.

Женщина прошла с супругом всю жизнь. Создавая семью, и не думала, что она станет одной из династий на золотодобывающем предприятии. Рядом с домом Ноженкиных течет речка Джалинда — с нее когда-то и началась большая история золотодобывающего поселка, и до сих пор добывают ценный металл, а жители передают опыт из поколения в поколение.

— Виктор в Усть-Нюкже родился, можно сказать, местный. Мама его работала на почте, они на верблюдах приезжали из Нюкжи за почтой на Джелтулак. Отец Виктора, Василий Иванович, работал там же — в Усть-Нюкже конюхом, занимался перевозкой грузов. А в 1952 году семья переехала в Соловьёвск. Мама устроилась в продснаб, а Василий Иванович до окончания своего трудового пути работал водителем в автохозяйстве прииска. С него и началась история Ноженкиных в прииске, — вспоминает Татьяна Ильинична. –  Я родилась в селе Черняево Магдагачинского района. Встретились мы с Виктором в Хабаровске — учились вместе в техникуме связи. Окончили и поехали работать в Константиноградовку в Ивановском районе, там была радиостанция. Я работала механиком, а Виктор инженером. Потом мужа корни потянули на малую родину, и мы приехали в Соловьевск. Я работала на узле связи. Виктор устроился на драгу электриком — раньше на драгу очень трудно было устроиться. А как интересно было! Осваивались новые месторождения, строились драги и вахтовые поселки, молодежи было много, все дружно работали и также дружно отдыхали.

Большую часть жизни Виктор Васильевич проработал на руководящих должностях — был начальником драги, карьера, с 1990 года работал начальником цеха по ремонту горного оборудования и проработал там 26 лет, а затем ушел на заслуженный отдых. Его до сих пор с уважением вспоминают как очень трудолюбивого и ответственного работника.

И было у отца три сына

В Соловьевске родились все три сына Ноженкиных — Андрей, Константин и Василий. Росли, как и все в то время, — в труде и помощи родителям.

В выборе профессии старший сын не сомневался, да и не особо большой был тогда выбор. Волей судьбы работает Андрей в тех местах, где родился его отец. Сейчас он драгер драги № 226, которая добывает россыпное золото на карьере «Уркима».

— Когда пришла пора работать, это 90-е были. Куда идти, кто тебя и где ждет? Вот и остались здесь, в Соловьевске, — работали, постигали азы горного дела, — просто поясняет он свой выбор. — Нужно продолжать золотое дело, не зря же нам отцы и деды оставили его в наследство.

Средний сын Константин изначально не предполагал работать в прииске, так как выбрал специальность бухгалтера. Но судьба словно решила за него:

— У меня всё по классической схеме — где родился, там и пригодился. Профессия, которой я овладел, не предполагала работу на прииске. Но когда пришел из армии, появилась вакансия в старательской артели ООО «Исток», устроился, набрался опыта. Через какое-то время началось укрупнение предприятия, и «Исток» стал частью прииска, одноименным горным карьером. Работа моя мне нравилась, и от предложения перейти в прииск, естественно, не отказался. Сейчас я уже главный бухгалтер АО «Прииск Соловьёвский», — говорит Константин Ноженкин.

«Нужно продолжать золотое дело, не зря же нам отцы и деды оставили его в наследство», — говорят братья Ноженкины.

Младший сын Василий работает на карьере «Ольдой», где когда-то работал и его папа, только название у карьера было иное — «Монголи». Василий сейчас начальник драги № 207, а начинал работать простым электрослесарем. 

«Жен не завозили»

В жены Ноженкины взяли местных девчонок. «Никого не завозили», — шутят братья.  Про папу говорят — успевал всё. Отец никогда не сидел на месте, всегда был чем-то занят, что-то придумывал, мастерил.

— Папа никогда нас не ругал, только посмотрит так — сразу понимаешь, что накосячил, — улыбается Василий. — Он был очень обязательный в работе и дома, у него всё было под контролем. Всегда нам помогал — в детстве мотоцикл починить, а как стали старше, свои семьи завели — баню или гараж строить. Когда работал механиком на 208-й драге, ее тогда перевозили из Зейского района, полностью разбирали, везли на машинах и здесь собирали. Я еще «зеленый» был, так отец, конечно, подсказывал и очень помогал. Ну и повеселиться мог, на свадьбе нам всем троим пел песню. Одну и ту же.

У старших родились по две дочери. Старшие девчонки уже окончили школу, а младшие еще школьницы. Наследник растет в семье Василия — правда, пока 11-летний Лев о карьере драгера не думает, занимается хоккеем.

Как водится, в жизни приходится принимать разные решения, и Василий уехал из родного Соловьевска в Благовещенск, а недавно переехал в Хабаровск — поехали за мечтой сына о хоккее в клуб «Амур».

— Когда Вася уехал жить в Благовещенск, очень тосковал. Костя часто по работе приезжал в город, потом рассказывал, как Вася на него таким взглядом тоскливым смотрит — брат едет домой, а он нет. Сейчас, конечно, привык, работает вахтами, всегда после работы заезжает проведать, а потом к семье уезжает, так что можно сказать, что у него два дома, в межвахту успевает и в Соловьевске побыть, и в Хабаровске, — рассказывает с улыбкой Татьяна Ильинична.

Василий Ноженкин работает на карьере, где когда-то начинал работать его отец. 

Для всех Соловьевск — любимая родина. Как во всех семьях золотодобытчиков, в горячий промывочный сезон братья часто не совпадают вахтами, и были рады незапланированной встрече — Василия и Андрея на наше интервью специально привезли с разных карьеров, на пару часов.

— Всех сюда тянуло всегда. Ничего не предвещало, что останемся здесь, но хорошо, что так получилось. Кто тебя где ждет? А здесь всё знакомо, ты всех знаешь и тебя все знают. Намного проще жить. А с другой стороны — это большая ответственность, не подвести своих родных, быть достойным продолжателем мужской профессии, нести ее с гордостью по жизни. Да и прииск способствует тому, чтобы жизнь в поселке на затухала, ФОК есть, строят бассейн, жилье, дорога у нас теперь есть хорошая, — говорит Константин.

— Раньше в Невер или еще куда-то поехать — целое дело было, москвич был у деда, так с вечера начинали сборы и подготовку к поездке. Три часа в Тынду ехали — а тут 120 километров. Никогда не мог подумать, что у нас такая хорошая дорога будет, — улыбается Андрей. 

На День семьи, любви и верности у Ноженкиных вполне семейные планы — собраться вместе.

— Друг к другу реже ездим, чем к маме. Дом — это место, которое нас всех объединяет, — признаются братья.

***

Как добывают золото в Амурской области: большой репортаж с россыпных карьеров

Возрастная категория материалов: 18+