Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №25 (29120) от 26 июня 2024 года
Издается с 24 февраля 1918 года
28 июня 2024,
пятница

Как добывают золото в Амурской области: большой репортаж с россыпных карьеров

Экономика

«Это сейчас машина сама работает, а раньше вручную пластины переворачивали – руками в ледяной воде», — говорят опытные работники драги. Золотодобытчики давно привыкли к грохоту камней внутри большой бочки — в ней порода делится на ту, что вернут обратно, и на особо ценную. Она ничем внешне непримечательна, но именно из нее вымывают крупицы драгоценного металла. Технология добычи россыпного золота не меняется вот уже почти сотню лет — по амурским рекам по-прежнему ходят драги размером с пятиэтажный дом. «Амурская правда» заглянула внутрь судоходной машины, пообщалась с работниками старейшего золотодобывающего предприятия области АО «Прииск Соловьёвский», а также побывала на карьере, где до золота приходится добираться через десятки метров земли.

За собой драга оставляет горы гравия — местные зовут их «крокодилами». Фото: Алексей Сухушин

 

Куда ведут крокодилы

Бурханы из гравия и извилистые тропы по ним — так выглядит путь на карьер Ольдой. Незнающий человек поначалу путается: старожилы называют его то Монголи, то Джелтулак — такие имена носил карьер изначально. Позже именем его «привязали» к реке — помощнице в работе золотодобытчиков.

Разработка карьера, расположенного недалеко от села Тахтамыгда Сковородинского округа, началась 37 лет назад, и перспектива дальнейшей добычи обещает еще как минимум десять лет работы. Как говорят на предприятии, даже самые бедные по содержанию золота участки не бросают — чтобы у людей была работа как можно дольше.  Сейчас на Ольдое работают четыре драги, а в общей сложности их на прииске 10 — и это самый большой дражный флот в стране. Самой «взрослой» драге — 87 лет, и она до сих пор в строю.

В гравийных холмах виднеется плавучий дом — драга под номером 207. «250-тка», — говорят работники и поясняют: главное отличие судоходных машин — в размере ковша. Объем каждого на этой драге — 250 литров. Эти современные машины пришли на смену своим прародителям с черпаками в четыре раза меньше объемом.

Фото: Алексей Сухушин

Большая цепь с ковшами движется непрерывно по кругу, затягивая породу с водой внутрь драги. Здесь и происходит «волшебство» — лишнее драга тут же возвращает обратно, оставляя за собой горы камней. Эти бурханы местные называют «крокодилами», а бульдозеристов, которые проводят рекультивацию на отработанных участках, здесь зовут «ландшафтными дизайнерами».

«Драга — это человек»

Под скрежет металла драга поворачивается к берегу, принимая гостей на борт по специальному мостику. Такие же есть и на верхнем «этаже» с двух сторон драги — по ним передвигается капитан этого корабля — драгер, следя за работой.

Василий Ноженкин пришел на драгу электриком, а сейчас руководит плавучей фабрикой. Фото: Алексей Сухушин

— Драга — как человек: оставляет полезное себе, а от ненужного — избавляется, — улыбается начальник драги Василий Ноженкин. Он — представитель семьи, которая уже несколько поколений занимается золотодобычей. — Это уникальное сооружение — полноценная плавучая фабрика, на которой происходит извлечение россыпи. Драга загружает в себя породу и промывает, в бочке происходит разделение породы на крупную и мелкую. Отверстия разные по размеру – от трех миллиметров. Бочке под силу выловить не только крупицы, но и самородки золота, которые тоже попадаются при промывке. Крупная порода сразу сгружается в отвалы позади драги. Мелкая порода уходит в желоба, золото оседает на шлюзах.

Задача работников — непрерывно следить за процессом, чтобы не было сбоев. Работает судно от электричества, и на драге обязательно есть электрик, а машинисты следят за работой каждого узла.

Фото: Алексей Сухушин

20

метров – такое расстояние в сутки проходит драга

Управляет же «кораблем» драгер — он сидит за пультом, управляет и контролирует работу всей драги. Когда-то драгерам приходилось стоять всю смену на ногах — рычаг, с помощью которого управлялась драга, был таким высоким, что доходил до груди. Сейчас у «капитанов» есть удобное кресло и «волшебная» кнопка — с ее помощью можно даже попросить принести чай. «Пять звонков!» — смеются работники. На экране в реальном режиме — видео с ключевых точек драги.

— Главное — чтобы механизм работал, чтобы цепь шла, за этим и слежу. Когда идем глубже, опускаю раму, — говорит драгер Павел Семыгин, опыт у него уже 22 года, до этого работал в родном Селемджинском районе.

Золото ищем руками

Драга не останавливается ни днем ни ночью — любой простой чреват потерей результата. Работать вслепую слишком затратно, поэтому в постоянном режиме на драге отбирают пробы — чтобы решить, пора ли менять место расположения или есть смысл «ловить»  крупицы золота дальше. Делают пробы так же, как и 100 лет назад, — вручную, с использованием лотка. Изменился только материал: с дерева на современный пластик. Сейчас, летом, работать в удовольствие, но сезон золотой добычи начинается первого апреля, а заканчивается уже с суровыми морозами – тогда промывание руками в холодной воде дается тяжелее. Работают здесь посменно – каждая смена длится 12 часов. Сейчас у драги полностью мужское «лицо», а всего несколько лет назад промывкой золота занималось немало женщин.

На современной драге немало ручного труда, поэтому труд золотодобытчика сейчас большей частью мужской. Фото: Алексей Сухушин

— Драга отрабатывает забой, а мне нужно понять, какое содержание золота в этом забое и на какой глубине оно заканчивается, — поясняет пробоотборщик Андрей Долотов. — Через каждые полметра беру пробы: левый борт, середину, правый борт. Со временем уже учишься различать, в какой породе золото есть, а где нет. Если пошел плотик (глина. – Прим. АП), золота там уже нет. Все пробы взвешиваю и рассчитываю среднее содержание золота на разных участках с учетом пройденного расстояния и переработанного объема породы.

В руках молодого сотрудника — лоток, он тщательно промывает взятую из черпаков породу и показывает: в уголке поблескивают золотые частицы.

— Черное – это шлих, он примерно того же веса, как золото, поэтому сопровождает его, — поясняет Андрей.

Драга уходит своими «ногами»

Если золото в пробах заканчивается, пробоотборщик передает сигнал драгеру — и тогда драга делает шаг. Это весьма необычное зрелище — фабрика не только потребляет полезное, как человек, но и «ходит» двумя ногами.

Около 1,6 миллиона кубометров породы за сезон перерабатывает драга. Фото: Алексей Сухушин

— Драга стоит на двух сваях. Сейчас мы стоим — одна опущена, а другая поднята. Канаты на берегу тянут драгу вправо и влево. Когда отработали необходимую глубину, начинаем поворачиваться: одну сваю опускаем, другую — поднимаем, и таким образом драга делает шаг. Ширина шага — от 3,5 до 4,5 метра. Глубина работы разная и зависит от залегания россыпи. Сегодня можем работать на 5 метрах, а завтра — на 7, — поясняет Василий Ноженкин.

Раз в сутки на драге проходит «сполоск» — намытое золото собирают и увозят. В этот день на драге под номером 207 намыли порядка 400 граммов золота. Сейчас производительность драг растет — они стали мощнее. «Золотая» машина уехала, а драга пошла дальше, оставляя за собой крокодильи хвосты.

«Через каждые полметра беру пробы — левый борт, середину, правый борт. Со временем уже учишься различать, в какой породе золото есть, а где нет», — говорит пробоотборщик Андрей Долотов.

 

Из глубины: на карьере Нагима золото достают из недр земли

Отвоевать крупицы ценного металла у недр земли – такая задача у золотодобытчиков, которые работают на уникальном карьере Нагима. Здесь россыпь золота погребена на глубине до 60 метров, и до него нужно не только добраться, но и отделить от самой разной породы. Внешне Нагима напоминает локацию для фантастического фильма: глубокие разноцветные овраги и шагающие экскаваторы. Возможно, именно поэтому это одна из самых популярных точек для туристов, которых несколько лет принимает прииск.

Фото: Алексей Сухушин

Экскаваторы ищут золотую россыпь 

Добыча золота на Нагиме началась в конце 90-х годов прошлого века, и это был своего рода эксперимент — здесь с нуля начинали отрабатывать технологию, и пробовали самую разную технику. Подобных предприятий, где открытым способом идет разработка древних россыпей золота, на Дальнем Востоке и в Сибири нет. И масштаб действительно впечатляет с первого взгляда.

Шагающий экскаватор подает породу на промывку. Фото: Алексей Сухушин

Карьер работает по принципу угольного разреза: вместо драг здесь «рулят» экскаваторы. Они черпают породу из карьера — срезы в нем переливаются разными цветами.

­— Вот эти красивые сине-зеленые и рыжие пески — та самая ценная часть карьера, в которой и находится драгметалл. В глине золота уже нет, белый песок тоже «пустой», — показывает на многослойные уровни земли горный мастер Матвей Дворянкин.

Внизу работает бульдозер — подгоняет почву к «ногам» огромного экскаватора. Из кабины, в которой играет музыка, открывается неплохой обзор, ведь высота шагающего экскаватора — 20 метров. Экскаваторщик Михаил Емелев приехал из Райчихинска, где тоже работал на карьере — угольном. Говорит, принципиально его работа здесь не отличается. Основное отличие — ковш объемом в 6 кубометров подает породу на промывку в огромный лоток.

Отбить водой золото у глины

В этом лотке породу промывают мощной струей воды — гидромониторщик ненадолго уступил место журналисту «Амурской правды», чтобы дать попробовать этот процесс. Управление несложное, задача — разбить водой пульпу, чтобы отбить глину, хорошо промыть породу, чтобы ценные желтые «ручьи» попали в пульповод.

5261,9

тонны золота добыл прииск Соловьевский в 2022 году — это рекорд для предприятия. В среднем ежегодно здесь добывают около пяти тонн драгметалла

Мощная струя воды способна выбросить из лотка огромные валуны. Фото: Алексей Сухушин

— Пустая порода от удара воды вылетает, порода с золотом по пульповоду идет в бочку, где промывается, — золото оседает на решетках. Если порода примерзшая, ее тяжело промыть, поэтому нужно подержать на столе дольше, — поясняет опытный гидромониторщик Дмитрий.

600

килограммов золота за сезон добывает карьер Нагима

Питают гидрант два насоса, при этом если напор воды будет слишком мощным, он просто смоет всё, в том числе и золото; а если будет слишком слабым — не осилит огромные валуны. Как говорят на Нагиме, вакансия гидромониторщика редко бывает свободной, потому что считается не самой сложной работой на участке.

 

Настоящая мужская профессия

Впрочем, на кадровый голод здесь в принципе не жалуются. Одновременно на карьере работают 60 человек, они трудятся вахтами: месяц — на работе, две недели — дома.

Фото: Алексей Сухушин

— В основном у нас работают амурчане, но есть и из Иркутска, Красноярска, даже из Чувашии. Сейчас проезд оплачивается, поэтому люди едут и из других регионов. В целом коллектив устоялся и кадровой текучки у нас нет. Молодежь пришла — ребята в основном молодцы все, толковые, — говорит начальник участка «Нагима» Игорь Разуваев. Сам Игорь Иванович проработал здесь огромную часть жизни и в прошлом году получил звание «Заслуженный работник горнодобывающей отрасли Амурской области».  

Фото: Алексей Сухушин

После того как золото закончится, «яму» засыпят и пойдут дальше. Но в целом «Нагима» — это «привязанный» к земле участок, в отличие от тех, где работают постоянно перемещающиеся драги. Поэтому и вахтовый поселок, где живут работники, — еще одна местная достопримечательность. Здесь высаживают розы, а туристов кормят малиной и жимолостью с куста и даже оборудовали для отдыха озеро, в которое запустили мальков сазана и карася.

Собрать золотые реки

Раз в сутки работники карьера могут увидеть результат своей работы — утром проходит съём собранного за смену золота. И этот процесс по-прежнему полностью ручной. Решетки, на которых осталось после промывания золото, доводчик по очереди снимает и тщательно полоскает в бочке с водой. На дне остаются осевшие крупицы драгоценного металла и примеси.

Золото снимают с решеток вручную, работает карьер до самых суровых морозов. Фото: Алексей Сухушин

— Полтора килограмма, — на глаз определяет вес добытого драгметалла опытный доводчик Михаил Барсуков. Это средний результат за смену, но бывают особо удачные — на глубине карьера содержание золота выше, и тогда за сутки намывают 6–7 килограммов золота.

На руках у доводчика — резиновые перчатки, на ногах — резиновые сапоги. В паре – молодой напарник Саша Сидоров. Старшие коллеги по-дружески подтрунивают над парнем, говорят, что сделали из него человека. Иначе никак — на добыче золота остаются работать только надежные люди и настоящие мужчины.

Полтора килограмма золота — это средний результат за смену, но бывают особо удачные. На глубине карьера Нагима содержание выше, и за сутки намывают 6–7 килограммов. Фото: Алексей Сухушин

Золото вместе с примесями загружается в специальные контейнеры, на них ставят пломбы и увозят. Это не окончательный этап — россыпь отправляется на фабрику, где ее снова ждет обработка. Как говорят на прииске Соловьевский, россыпи истощаются, но сегодня они занимают больше половины из всего объема, которое добывают на предприятии.

5

карьеров у прииска в Амурской области, еще один — в Забайкальском крае

Сейчас активно развивается и другое направление — рудное. В 2019 году на Соловьевске запустили золотоизвлекательную фабрику, на которой драгметалл достают из огромных валунов. О работе этого предприятия — в следующих материалах «Амурской правды».

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Полмиллиона за загрязнение реки: золотодобытчик из Зейского округа возместил ущерб природеПолмиллиона за загрязнение реки: золотодобытчик из Зейского округа возместил ущерб природе
В Приамурье добыли более 2,5 тонн золота и миллион тонн угля в первом квартале 2024 годаВ Приамурье добыли более 2,5 тонн золота и миллион тонн угля в первом квартале 2024 года
Золотодобытчик из Зейского округа заплатит более полумиллиона рублей за загрязнение реки
Золотодобытчик из Зейского округа заплатит 49 миллионов рублей за ущерб природе
Добыча золота в Амурской области снизилась на две тонны
В Зейском округе с золотодобытчика требуют 49 миллионов рублей за ущерб природе
В Сковородинском округе золотодобытчика наказали за загрязнение ручья
«Золотая» команда Соловьевска: истории лучших сотрудников старейшего предприятия Приамурья
Березитовый рудник стал первым в Амурской области, освоившим подземную добычу драгметалла
Какое будущее ждёт амурскую золотодобычу: в регионе отметили 155-летие отрасли
Золоту закон не писан: прокуратура Приамурья предлагает ужесточить наказания для «серых» артелей

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Ливни с грозами и порывистый до 18 метров в секунду ветер: прогноз погоды в Амурской областиОбщество
От дисциплины к гармонии: гороскоп на 28 июня для всех знаков зодиакаСоветы
Более 3000 одиннадцатиклассников простятся со школой: в Амурской области стартовали выпускные балыОбщество
Амурские спортсмены взяли первое золото на крупных мультиспортивных играх «Дети Азии»Спорт
Две двойни в Сковородине нарекли именами и подарили письма в будущееОбщество
Из-за ущерба городским магистралям при ремонте дорог благовещенская мэрия выставит счет подрядчикуОбщество

Читать все новости

Экономика

«В агробизнесе день год кормит»: известный амурский фермер рассказал о битве за урожай«В агробизнесе день год кормит»: известный амурский фермер рассказал о битве за урожай
Амурские аграрии перевыполнили план по посеву сои
В Благовещенском округе по президентскому нацпроекту асфальтируют дорогу через село Новопетровка
Специальный проект помог амурским студентам стать профессионалами по госзакупкам
Самый перспективный мастер-план Свободного и Циолковского потребует свыше 185 миллиардов рублей
Система Orphus