• Фото: «Ростелеком»
  • Фото: «Ростелеком»
  • Фото: Екатерина Гвоздовская
  • Фото: Екатерина Гвоздовская

Максимальная автоматизация

Дерево и стекло, экостиль и хайтек — таким будет пограничный пункт пропуска Кани-Курган,  который возводят сегодня возле международного автомобильного моста через Амур в Благовещенске. Генеральный подрядчик — федеральная компания «Оргэнергострой», сейчас она возводит три аналогичных объекта: в Приамурье, в Приморском крае и в Тыве.

420

человек и 40 единиц техники работают над строительством пункта пропуска

— Этот пункт пропуска флагманский — он станет типовым для будущих аналогичных объектов в других регионах, — говорит представитель генподрядчика — акционерного общества «Институт «Оргэнергострой» — руководитель проектов Алексей Адикаев. — Запроектирована большая и красивая въездная группа, комфортные здания для пассажирского направления и работы профильных ведомств, современная инженерная инфраструктура: кондиционирование, вентилирование всех зданий будет на высшем уровне.

На российско-китайской границе установят передовое оборудование для всех пунктов пропуска. Главная задача автоматизации — максимально сократить время прохождения таможни. Например, появится портальный инспекционный досмотровый комплекс. Он работает по принципу рентгена — проезжающий автомобиль просвечивается специальным оборудованием. В основе системы лежит искусственный интеллект, позволяющий идентифицировать въезжающий транспорт по регистрационному номеру и выдавать специалисту всю информацию об этом объекте.

— В принципе, водителю нужно будет выйти из машины, только чтобы показать паспорт. Все процедуры — автодосмотр, автодосмотр днища, сканер транспорта — все это должно проходить в автоматическом режиме, — объясняет Алексей Адикаев.

Стройка в разгаре

Сами здания уже готовы, сейчас идет чистовая отделка. Специалисты занимаются остеклением, фасадами, кровлей, укладывают инженерные сети.

Мы стоим на стройплощадке, где работа буквально кипит: одна группа рабочих укладывает кабель, другие занимаются бетонными работами, по территории ездит строительная техника. А рядом — трасса с большегрузами, которые приехали из Китая. Они неторопливо движутся вперед в ожидании своей очереди на прохождение таможни.

Дело в том, что постоянный пункт пропуска возводят вокруг временного. И это, по словам представителей подрядчика, одна из главных сложностей этой стройки.

Фото: Екатерина Гвоздовская

— Фактически строительство разделено действующим временным автомобильным пропуском, и мы буквально строим вокруг, — говорит замруководителя обособленного подразделения в Благовещенске компании «Оргэнергострой» Александр Кузнецов. — По мере выполнения работ будем переводить государственные контрольные органы в новые помещения и вовлекать освободившуюся территорию в производство.

Так, например, подрядчик построил объездную дорогу: та, по которой сегодня едут машины из Китая во временный пункт пропуска, необходима для дальнейших строительных работ. Поэтому в ближайшем времени транспорт переведут на новую.

Нейросеть за кадром

Этот пункт пропуска будет высокотехнологичным, но современные решения с привлечением искусственного интеллекта используют и на самой строительной площадке.

Например, на всех трех пунктах КПП установлена система Face ID: чтобы пройти на объект, сотрудникам не нужны пропуска — достаточно подойти к камере. Система распознает человека и вносит его в реестр. Таким образом можно контролировать время нахождения человека на объекте и при необходимости использовать эту информацию.

12

гектаров — площадь строительства международного пункта пропуска Кани-Курган. Здесь разместятся служебно-административное здание, два корпуса для въезжающих и выезжающих пассажиров, гаражный комплекс с боксом углубленного досмотра и отдельный бокс для углубленного досмотра, склад конфискованной продукции и даже здание кинологической службы

А еще происходящее на объекте фиксируют «умные камеры». «Это обзорная широкоугольная камера, которая входит в систему общего видеонаблюдения. Она предназначена и для нашего пользования, а также видеопоток доступен ФГКУ Росгранстрой и Минтрансу России. Через эту камеру они отслеживают ход строительства на объекте», — объясняет Александр Кузнецов.

— С «Оргэнегростроем» мы начали работать в начале 2022 года: построили инфраструктуру для «умных камер», завезли и подключили оборудование. Затем стали обучать нейросеть: она должна была научиться распознавать госномера транспортных средств и вносить их в соответствующие реестры, — рассказала начальник отдела продаж крупным корпоративным клиентам Амурского филиала «Ростелеком» Гульнара Воробьёва. — Нейросеть можно обучить не только распознавать знаки. Например, она может подавать сигнал на телефон или электронную почту, если транспортное средство или человек пересечет стоп-линию. Это актуально, когда есть территория, доступ на которую воспрещен. Искусственный интеллект может также определять, когда люди собираются в толпу или на территории замечен бесхозный объект определенных размеров. Это востребовано для аэропортов и вокзалов. Нейросети можно обучать индивидуально под требования заказчика. Так, искусственный интеллект этих «умных камер» распознает не только российские, но и китайские автомобильные госномера.

По словам подрядчика, такая система не только помогает контролировать ситуацию на стройплощадке, но и дает объективную картину в случае каких-то происшествий.

Фото: Екатерина Гвоздовская

— У меня есть доступ не только с рабочего компьютера, но и смартфона. Удобно, контроль в любое время суток. Заходишь в приложение — и можно не только отследить, какая машина покинула территорию или, наоборот, приехала, но и приблизить изображение или даже повернуть камеру, — наглядно демонстрирует современные технологии в своем телефоне начальник службы безопасности «Оргэнергостроя» Александр Чмелев.

Первые персональные метки

Фото: Екатерина Гвоздовская

А осенью стройплощадка международного пункта пропуска Кани-Курган станет первым объектом в регионе, где запустят систему позиционирования рабочего персонала. Она так же, как и «умные камеры», принадлежит «Ростелекому».

— Каждый сотрудник, работающий на стройке, будет оснащен персональной меткой, а на территории стройплощадки мы разместим соответствующее оборудование, — говорит Гульнара Воробьёва. — При входе на территорию система идентифицирует работника и зафиксирует факт его нахождения на рабочем месте.

Не менее 900 транспортных средств в сутки — пропускная способность будущего постоянного пункта пропуска Кани-Курган.

Причем нейросеть будет не просто фиксировать, где именно находится каждый сотрудник, но и анализировать перемещения. Например, если человек долго находится без движения или отправился в ту часть территории, где он находиться не должен, специалисты по охране труда получат соответствующее уведомление.

«Современные технологические решения помогают нам не только обеспечить безопасность, но и повысить производительность труда и контролировать происходящее на объекте», — отмечает Александр Кузнецов.

У пассажиров появится возможность проехать по автомобильному мосту уже в этом году

Фото: Екатерина Гвоздовская

Строительство автомобильного пункта пропуска Кани-Курган завершится в следующем году. Об этом зампред Правительства России Виталий Савельев докладывал президенту Владимиру Путину в июне. Однако пассажирское направление должно заработать раньше, к осеннему ледоставу на Амуре.

Шуга уже несколько раз становилась причиной для задержек российских и китайских туристов на таможне: «пумы», суда на воздушной подушке, не способны справиться с большим потоком туристов.

— Минтранс России и региона, федеральные профильные ведомства, правительство Амурской области и губернатор Василий Орлов поставили задачу организовать пассажирское направление уже в этом году. Мы активно работаем в этом направлении, — прокомментировал замруководителя обособленного подразделения в Благовещенске компании «Оргэнергострой» Александр Кузнецов. — Для этого разработана целая система взаимодействия между государственно-контрольными органами — пограничной службой ФСБ России, федеральной таможенной службой, Россельхознадзором, Роспотребнадзором. В тесном взаимодействии со всеми государственными контрольными органами мы и реализуем эту задачу.

***

Пункт пропуска «Каникурган» в Благовещенске отстроили наполовину

Возрастная категория материалов: 18+