• Фото из личного архива
  • Фото из личного архива

Запрет на фото

Неуклюжие, но такие милые — панды нравятся исключительно всем. А после выхода мультфильма «Кунфу-панда» почитателей этих редких животных стало еще больше. Светлана Зенина — в их числе. Но воочию увидеть панд ей удалось только пять лет назад в Московском зоопарке, куда из Китая на временное содержание передали двух молодых мишек. А потом в интернете она увидела фото: китаянка, явно туристка, вместе с пандой. Оказывается, можно было заплатить около двух тысяч юаней и сфотографироваться с пушистым милым зверем.

— Не могу сказать, что у меня была мечта поехать в Чэнду и посмотреть на панд, — говорит Светлана. — Но я такой человек: то, что лежит на поверхности и легко достижимо, мне не интересно.

Дело в том, что в Китае разразился скандал, связанный с фотографированием туристов с пандами — зоозащитники были против такого обращения с национальным символом страны. Поэтому власти Китая запретили заповедникам и центрам, в которых содержатся панды, любые виды коммуникаций, которые позволяют туристам подходить на близкое расстояние к животным, в том числе фотографироваться с ними и кормить. Однако этот факт никоим образом не повлиял на желание благовещенки ближе познакомиться с бамбуковым медведем. Наоборот, Светлана решила при первой же возможной поездки в Китай осуществить задуманное.

Платное волонтерство

700

юаней стоит день волонтерской работы в Центре по охране и изучению больших панд в китайском городе Чэнду. Туда может приехать любо иностранец. Но добраться в провинцию Сычуань сложно

— Я стала изучать информацию и выяснила, что доступ к пандам возможен только волонтерам, которые работают в Центре по охране и изучению панд  в Чэнду провинции Сычуань. Они там живут не менее полугода, занимаясь научной деятельностью. Мне такой формат не подходил, — рассказывает амурчанка. —  Начала искать другие варианты и через китайские соцсети нашла программу волонтерства на один день. В ней могут принимать участие и дети, и пенсионеры, и иностранцы.

Надо сказать, что амурчанка неплохо владеет письменным китайским языком (разговорным несколько хуже). Поэтому через WeChat — этот мессенджер в обязательном порядке имеют все организации КНР — она связалась с центром в Чэнду и попыталась узнать: если она оформится волонтером, можно ли ей хотя бы покормить бамбуковых медведей? И получила категоричное «нет». Ей ответили, что работа волонтером будет заключаться в приготовлении пищи, однако она сможет увидеть панд ближе, чем обычные туристы.

 — Я записалась в группу волонтеров, отправила скан загранпаспорта и перевела 700 юаней, — продолжает Светлана Зенина. — Да, это не бесплатно! В эту сумму входит волонтерская деятельность в течение дня, форма — зеленая футболка и шопер с логотипом панды (они остались у меня), обед, сертификат и небольшие сувениры.

«Из России? Прикольно!»

Фото из личного архива

Еще одна сложность заключалась в том, что в Центр панд надо было попасть в определенный день. А в разгар отпускного сезона в Китае это было сделать невероятно трудно — дешевые билеты на поезд и самолет быстро раскупались. Поэтому, потратив немало времени и нервов, Светлана все же добралась до Чэнду: от Хэйхэ до Харбина поездом, оттуда до Пекина на скоростной электричке, от китайской столицы до центра провинции Сычуань самолетом.

 — От Чэнду до Центра панд ходит общественный транспорт, но волонтеров собирали в 8:30, поэтому от гостиницы в городе пришлось взять такси. Мы ехали почти полтора часа, за что я заплатила 100 юаней, — говорит Светлана. —  В центре собралась группа волонтеров примерно в 30 человек, нас разделили на три группы и назначили куратора — молодого человека, возможно, студента. В группе были в основном китайские школьники от 7 до 10 лет. Я была единственной иностранкой.

Светлана признается: разговорный китайский понимает, если на нем говорят медленно, чего, естественно, не было. Поэтому из того, что говорил куратор, она понимала только треть. И все же старалась с ним общаться. Когда он спросил, из какой страны приехала девушка, и услышал, что из России, то сказал всего лишь одно слово «Прикольно!» По мнению амурчанки, китайцам все равно, откуда волонтеры — они сильно сосредоточены на себе, на своей жизни и на своей стране, им интересно только то, что касается лично их.

 — Когда начался дождь, мы побежали в помещение, где нам выдали плащики. Там я увидела двух девушек, которые разговаривали на испанском. Других иностранцев я в этот день не заметила, — отмечает Светлана.

Бамбук и булочки для «старичков»

Фото из личного архива

Первой локацией, где работали волонтеры, стало помещение со столами, на которых лежала масса, похожая на песочное тесто. Из нее надо было налепить булочки для старых панд. Эти мишки в естественной среде обитания живут 20 лет, а в заповедниках — около 30. Но в этом возрасте у них возникают проблемы с зубами и пищеводом, поэтому пандам-пенсионерам готовят специальные булочки. В их состав входят рисовая, кукурузная, соевая мука, немного сахара, соль, яйца и пищевая добавка с кальцием. После того как булочек налепили достаточно, их положили на поддоны и унесли на выпечку.

«Конечно, у меня была мечта погладить  панду, — говорит Светлана Зенина. — Но в нынешних реалиях это пока невозможно».

Следующий этап волонтерской работы — заготовка листьев бамбука. На улице под навесом на столах были навалены его стебли. Необходимо было оторвать ветку, осмотреть листья, чтобы не было почерневших и поврежденных, и ножницами порезать их на несколько частей. Это тоже для рациона пожилых панд — чтобы им было удобней  жевать.

Фото из личного архива

Еще одним заданием для волонтеров стало расщепление стеблей бамбука. Сами по себе эти стебли жесткие, и старым мишкам сложно добраться до их мягкой серцевины. Волонтеры просто разбивали о бетонный пол сначала один конец длинной бамбуковой палки, затем — другой.

— У нас не было нормы, сколько мы должны сделать, никто нас не торопил, — рассказывает Светлана. — Каждая работа занимала около 40 минут, большая часть которых была посвящена рассказу куратора о пандах.

Тонкости питания

Фото из личного архива

Поскольку территория самого центра огромная, после обеда волонтеров посадили в электромобиль и отвезли к вольерам, в которых живут панды. Вольеры — это, конечно, условное понятие. У каждого животного или двух своя большая лесная зона, на которой есть камни, бочки, мостики, где-то водоемчики. И в каждом вольере стоят небольшие кирпичные домики, куда панда заходит, когда очень жарко. Туда ей приносят еду, там же стоят большие весы, на которых мишек взвешивают. Для волонтеров провели длительную экскурсию по вольерам, рассказывая о каждой панде. 

Когда куратор говорил о питании животных, он отметил, что экскременты панды совершенно не имеют запаха. И, протянув руку в перчатках с отходами жизнедеятельности бамбукового медведя, предложил волонтером в этом удостовериться. Все скривились и отказались, но Светлана рискнула и убедилась: действительно, никакого запаха!

Посторонним вход воспрещен!

После экскурсии группу допустили в зону, перед которой было написано «Посторонним вход воспрещен!» Это была обратная сторона вольеров, те самые «коттеджики» для панд. Именно здесь находилась третья локация работы волонтеров, когда они разбивали бамбук. Там волонтеры присутствовали при кормлении бамбуковых медведей.

– Но, когда я попыталась достать телефон, чтобы сделать снимок, ко мне подбежал куратор и запретил снимать, — говорит Светлана. — Он посмотрел, чтобы я все удалила даже из корзины. Поэтому никаких фото и видео у меня нет.

Снимки, оставшиеся у Светланы на память, делал сотрудник центра, который потом сбрасывал их в общую группу волонтеров. А самих бамбуковых медведей можно было фотографировать только в вольерах, но никак в их домиках.

Мечта — погладить панду

— Конечно, у меня была мечта погладить панду, — вздыхает Светлана. — Но в нынешних реалиях это пока невозможно. И все же побывать в месте, где много таких животных, увидеть их вблизи, узнать много нового — это интересно и очень любопытно.

Программа волонтерства на день в Центре по охране и изучению больших панд в Чэнду — это просветительский проект. В основном, направленный на школьников. Для них, как и для взрослых китайцев, подобное волонтерство тоже платное. Но, если взрослые платят 700 юаней, то стоимость «работы» детей несколько ниже и колеблется, как в парках развлечений, от их роста.

Кроме видео, фотографий и сувениров из центра больших панд у Светланы Зениной остался официальный сертификат, в котором говорится, что она прошла волонтерскую и учебную деятельность в течение 8 часов.

Фото из личного архива

Возрастная категория материалов: 18+