Фото: Архив АПФото: Архив АП

В августе 2023 года благовещенке позвонил якобы представитель оператора одной из компаний сотовой связи и спросил, зачем она заблокировала сим-карту. Он сообщил ей, что переключит ее на «оператора ЦБ РФ», так как мошенники взломали ее аккаунт на «Госуслугах» и пытаются перевести деньги с ее вклада. Пенсионерка не стала бросать трубку, так как за несколько дней до звонка она меняла тариф у оператора сотовой связи и записалась через «Госуслуги» на прием к врачу.

«Оператор ЦБ» попросил женщину установить на телефон специальное приложение, чтобы «предотвратить списание денег». С помощью удаленного доступа к ее смартфону неизвестный произвел несколько манипуляций в ее мобильном. После этого он проинструктировал ее перед звонком настоящего сотрудника банка: ответить «нет», «нет», «да» на три его вопроса. Также он потребовал от нее сказать, что она снимает деньги для личных нужд и не обязана отчитываться об этих тратах.

Вскоре ей действительно позвонил сотрудник банка, который спросил о цели перевода такой крупной суммы денег и поинтересовался, не звонили ли ей мошенники. После этого он сообщил о блокировке карты амурчанки и посоветовал ей обратиться в офис банка для получения новой. Во время следующего звонка «сотрудника ЦБ» осознавшая обман благовещенка заявила, что напишет на него заявление в полицию.

Соседи пенсионерки отвезли ее в банк, где она перевела свой вклад на другой счет, а затем написала заявление о мошенничестве в полицию. Следователь пояснил, что злоумышленник установил ей приложение удаленного доступа к телефону, после чего удалил его. Амурчанку признали потерпевшей по уголовному дело о покушении на мошенничество (ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ).

Спустя месяц — в сентябре 2023 года — пенсионерка получила СМС-сообщение от другого банка с требованием заплатить 9,4 тысячи рублей за кредит. Благовещенка обратилась с заявлениями в полицию и банк, в которых сообщила о действиях мошенников. В банке пояснили, что от нее поступила дистанционно заявка на оформление кредита на сумму свыше 362,8 тысячи рублей, которую кредитная организация одобрила на основании ее волеизъявления. Амурчанка отметила, что до сентября ей не приходили сообщения от банка.

Суд встал на сторону пенсионерки, придя к выводу, что кредит оформили именно мошенники за счет доступа к ее телефону. На это указывало то, что «пенсионерка» очень быстро оформила и потратила кредит, хотя в действительности она не получала денег. Также суд обратил внимание, что банк не насторожило то, что амурчанка давно не пользовалась его услугами. Кроме этого, система безопасности кредитной организации не сработала, в отличие от другого банка, заблокировавшего карту женщины.

Благовещенский городской суд признал кредитный договор недействительным, признав сделку ничтожной. Банк также обязали направить в бюро кредитных историй сведения об отсутствии у благовещенки задолженности по этому кредиту. После этого похищенные деньги придется возвращать не амурчанке, а злоумышленникам.

***

Жалобы амурчан на мошенников выросли в 3,5 раза за первую половину 2024 года

 

Амурчан предупредили об уловках мошенников с «голосовалками» и «распродажами» перед Днем знаний

Возрастная категория материалов: 18+